18. Карлов Н.В. Честь имени, или О русском национальном самосознании // Вопросы философии. 1997. № 4.
19. Мамут Л.С. Проблема ответственности народа // Вопросы философии. 1999. № 8.
20. Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии. 1997. № 12.
21. Осипов Г.В. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. 1997. № 10.
22. Пантин И.К. Проблема самоопределения России: историческое измерение // Вопросы философии. 1999. № 10.
23. Розов Н.С. Национальная идея как императив разума // Вопросы философии. 1997. № 10
24. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994. № 1.
25. Русская идея. М., 1992.
26. Сендеров В.А. Евразийство - миф XXI века? // Вопросы философии. 2001. № 4. и на роль мифов в истории человечества?
Основные термины и понятия: географический детерминизм, циклизм, панславизм, “воля к жизни”, “воля к культуре”, этногенез, этноцентризм.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какими особенностями характеризовалось становление русской культурологической мысли XIX—XX вв.?
2. Каково место П.Я. Чаадаева в русской культуре с учетом противостояния славянофильства и западничества?
3. Как в настоящее время можно оценивать культурологические
идеи Н.Я. Данилевского и, в частности, его панславизм?
4. К чему сводились культурологические взгляды К.Н. Леонтьева?
5.В чем заключается общее значение философского наследия
Вл.С. Соловьева для судеб русской культуры?
6.Какова суть философии всеединства и как она преломляется в
жизни общества, в процессах познания и судьбах культуры?
·Темы для творческой работы:
1. Национальная идея и национальный характер.
2. Диалог в теории культуры М.Бахтина. Развитие бахтинской традиции в диалогике культуры Библера.
3. Загадочная русская душа" - реальность или выдумка? Особенности русского национального характера в понимании отечественных мыслителей.
Семинар№3: Проблема преемственности в культуре.
Темы докладов:
1. Генезис культуры и образ жизни как культурологическая категория
2. Культура как процесс. Устойчивое и изменчивое в культуре, их динамика в пространстве и во времени.
3. Синхронный анализ внутренних и внешних культурных процессов. Соотношение динамики разных слоев культуры. Диффузия, кризисные процессы и процессы восхождения в культуре.
4. Диахронный анализ культурных изменений, их факторы, источники, основные модели.
5. Культура как социогенетический код цивилизаций. Роль культуры в динамике цивилизаций.
Литература:
1. ГадамерХ.-Г. Истина и метод . М., 1988. С. 38—85.
2. Гарсия Д. О понятиях "культура" и "цивилизация" // Вопросы философии. 2002. № 12.
3. Гуревич П. С. Философия культуры. М., 1994. С. 40-80.
4. Гуревич. П. С. Культурология. М., 1994. С. 170-181.
5. Гусейнов А. А. Великие моралисты. М., 1995. С. 22—157.
6. Ерасов Б. С. Социальная культурология. М., 1994. С. 165—201.
7. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994. С. 15-42.
8. ЗисьЛ. Я. Методологические искания в западном искусствознании. Герменевтика. Вступ. ст. М, 1984.
9. Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.,1991. С. 17-99.
10. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.
11. Лотман Ю. М. Культура и взрыв. М., 1992. С. 7-12; 266-268.
12. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. М., 1983.
13. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
14. Морфология культуры: Структура и динамика. М., 1994. С. 129-146
15. Орлова Э. А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. С. 41-50.
16. Проблемы философии культуры. М, 1984. С. 9—80.
17. Риккерт Г. Наука о природе и наука о культуре//Культуроло-гия. XX век: Антология. М., 1995. С. 69-103.
18. Семиотика. Сб. ст. М., 1983.
19. Смелзер Н. Социология. М.,1994. С. 14-39; 638-649.
20. Соколов Э. В. Культурология. М, 1994. С. 69-265.
21. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.
22. Яблоков И. Н. Основы теоретического религоведения. М., 1994. С. 7-14.
Основные термины и понятия: культура, цивилизация, метакультура, формации, генезис, полисемантичность, диахронный анализ, синхронный анализ,универсализм и партикуляризм
Вопросы для самоконтроля:
1. Объясните, что такое метод научного исследования.
2. Какие основные научные методы используются в культурологических исследованиях?
3. Чем отличается метод от принципов и подходов исследования?
4. Какие основные научные подходы принято использовать в
исследовании культурных явлений?
5. В чем заключаются основные особенности философского, культурологического, социологического, аксиоматического, психологического, системно-структурного, семиотического и информационного методов изучения культуры?
6. Определите сильные и слабые стороны основных научных принципов к анализу явлений культуры, таких как формационный, цивилизационный, концептуально-мировоззренческий, концептуально-исторический, регионально-территориальный, этнонациональный, демографический, по типу ценностных ориентации человека, по типу религии, по отношению к природе и классическим образцам.
·Темы для творческой работы:
1.Диалог культур или столкновение цивилизаций? С. Хантингтон.
Семинар№4: Культура и государство.
Темы докладов:
1 Неоднозначность взаимоотношений между культурой и государством.
2 Культура и демократия.
3. Культура в авторитарном и тоталитарном государствах.
4. Состояние политической и правовой культуры при демократическом и тоталитарном режимах.
Литература:
1. Гуревич. П. С. Культурология. М., 1994
2. Гусейнов Л.П.Великие моралисты.-М.,1991
3. Кармин А.С., Новикова Е.С.Культурология-СП-б:2004
4. Макиавелли Н.Государь. М.,1990.
5. Мангейм К. Проблема интеллигенции. Демократизация культуры М.,1993
6. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.-М.,1983
7. Орлова Э.С. Введение в социальную и культурную антропологию.-М.,1994
8. Синявский А. Основы советской цивилизации. – М., 2001.
9. Соколов Э.В. Культурология.-М.,1994.
10. Энциклопедический словарь по культурологи-М.,1997
Основные термины и понятия: тоталитаризм, авторитаризм, макиавеллизм, интеллигенция, демократия, плюрализм.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключается неоднозначность взаимоотношений государства и культуры?
2. Почему против государственной власти нередко выступает интеллигенция?
3. Может ли считаться отрицательное отношение к государству в
истории мировой культуры единственно правильным?
4. Какую роль в истории культуры сыграл Макиавелли и как понимать выражение “макиавеллизм в политике”?
5. Дайте характеристику тоталитарных обществ, объясните причины их возникновения.
6. Каким деформациям подвергается культура в рамках тоталитарных обществ? Какие возможности развития культуры сохраняются на их пространстве?
7. Приведите примеры, подтверждающие наличие ограничений в возможностях культурного развития в советском обществе.
Дополнительные сообщения:
1. Образ царя и царистская идея в русской культуре.
2.Макиавелли и макиавеллизм в политической культуре.
Семинар№:5 Культура и наука
Темы докладов:
1.Наука как часть культуры
2.Наука и мораль
3.Фундаментальная и прикладная наука.
Литература:
1. Бернал Д. Наука в истории человечества. М., 1956.
2. Вебер М. Наука как призвание и профессия//Избр. произв. М.,1990.
3. Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.
4. Наука и искусство как формы культуры//Мир философии.М., 1991. С. 323-325; 343-354.
5. Поппер К. Цель науки//Социальная философия науки. М., 1994.С. 62-68.
6. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
7. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии. 1989. № 10.
8. Хейзинга Й.. В тени завтрашнего дня. М., 1992.С. 265-272; 287-290.
9. Энциклопедический словарь по культурологии. М., 1997.
10. Акопян К.З. По направлению к масскульту: наука и религия в эпоху шлягера// Философские науки.-2001.№4-С.69-85
11. Васильчук Ю.А. Эпоха НТР: Экономическое чудо как воплощение мировой культуры//Полис.-1996№6.-С.6-5
12. Миронов В.В. Наука и кризис культуры//Вестник Московского университета.-1996.-№4-6,№5-с.3
13. Наука и культура:Материалы круглого стола// Вопросы философии 1998-№10.с.3
14. Филатов В.П.Образы науки в русской культуре//Вопроы философии-1990.-№5
Основные термины и понятия: цивилизация, рационализм, интеллектуализм, техницизм, сциентизм.
Вопросы для самоконтроля:
1. Когда и при каких обстоятельствах наука являлась и является частью культуры?
2.Является ли наука о природе составной частью культуры?
3.Что такое мировоззренческие науки?
4.Какова роль наук в развитии культуры?
5.Какова роль наук о человеке (анатомия, физиология, генетика и др.) в содержании культурного процесса?
6.Как вы понимаете высказывание: “Платон мне друг, но истина дороже”?
7.Что для общества имеет большее значения: торжество истины или добро?
8.Почему французский ученый Мерсье считает современную науку агрессивной?
9.Почему Н. Бор предлагает “взвешивать истину на весах человечности”?
10. Что такое фундаментальная и прикладная наука?
·Темы для творческой работы:
1.Математика и естествознание в картине мира XVII-XVIII вв.
2. Техногенная цивилизация: пути решения конфликтов.
3. Личность и искусственный интеллект в современной культуре.
Семинар№6 Искусство как чувственная сфера культуры.
Темы докладов:
1. Особенности искусства как культурного явления.
2. Структурные элементы и функции искусства.
3.Искусство и мифология
5.Искусство и нравственность
6.Новые искусства XX века как символ технократической цивилизации.
Литература:
1. Багдасарьян Н.Г. Язык культуры// Социально-политьический журнал.-1994.-№1-2.-с.61
2. Баткин Л. Н. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989
3. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.