2. Горелов АЛ. Культурология: Учебное пособие. М., 2002.
3. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. М., 1989.
ГумилевЛ.Н. От Руси к России. М., 1992.
4. Ерыгин А.Н. Восток — Запад — Россия. Ростов-на-Дону, 1993.
5. Есин А.Б. Введение в культурологию. М., 1999.
6. Ильин И. О грядущей России. М., 1993.
7. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М., 1997.
8. Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн. 2. М., 1990.
9. Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции 1919 – 1939. – М., 1994.
10. Руднев В. Энциклопедический словарь культуры ХХ в. – М., 2001.
· Темы для творческой работы
1.Каковы основные особенности и отличительные черты истории и культуры России в ХХ веке?
Вопросы для самоконтроля:
1. Евразийцы о русской культуре.
СПИСОК
памятников изобразительного искусства религиозных метакультур.
Христианство
I.Древняя Русь
1. Храм св.Софии в Константинополе 532-537гг.
2. “Богоматерь Оранта”.Мозаика Софийского собора в Киеве.Середина 12в.
3. “Спас Златые власы”. Икона. Конец XII - начало XIII века.ГММК.Москва
4. Софийский собор в Новгороде.1045-1052
5. “Спас Нерукотворный”. Икона. XII в. ГТГ Москва
6. Владимирская Богоматерь. XI- первая половина XII века. ГТГ.Москва
7. Ангел Златые власы. Икона.XII - начало XIII века. ГРМ.СП-б
8. Устюжское Благовещение.1130-1140.ГТГ.Москва.
9. “Спас” из Звенигородского чина. Начало 15 века. ГТГ.Москва
10. Андрей Рублев. Троица ветхозаветная.Икона. Первая треть 15 века. ГТГ.Москва
11. Успенский собор Московского Кремля .1475-1479г.г. Арх. А.Фиораванти
12. Золотые ворота в Киеве.Около1037.
13. Софийский собор в Киеве .1017- 1037гг.
14. Георгиевский соборЮрьева монастыря под новгородом.1119
15. Золотые врата во Владимире.Около 1160
16. Успенский собор во Владимире 1160; 1189
17. Церковь Покрова - на Нерли.1165
18. Дмитриевский собор во Владимире.1194-1197г.г.
20. Церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой.1523
21. Покровский собор на Рву (Василия Блаженного).1555-1560г.г. Арх. Барма и Постник.
1. Собор Парижской Богоматери. 1163- сер. XIII в.
2. Собор в Шартре. Середина 1194 – 1311гг.
3. Собор в Реймсе. 1211-1311гг.
4. Собор в Амьене.1220-1269, башни 14 и 15вв.
5. Леонардо да Винчи Тайная вечеря.Монастырь Санта –Мария делла Грация. 1495-1498
6. Леонардо да Винчи. (1452-1519). Мадонна Литта
7. Леонардо да Винчи. Мадонна в гроте.1483-1484
8. Рафаэль Сикстинская Мадонна. 1513г.
9. Микеланджело Оплакивание Христа.1498-1499
10. Микеланджело Страшный Суд 1553-1541.Сикстинская капелла. Ватикан
Ислам
1. Мечеть в Медине.(Дом пророка Мухаммеда).к.Vв.;VIIIв;1483;1950
2. “Заповедная мечеть” в Мекке….-595;682
3. Мечеть аль-Акса в Иерусалиме.746г
4. Мечеть аль Валида I в Дамаске.709-715
5. Медресе в Мири Аб в Бухаре . XVI век.
6. Мавзолей Саманидов в Бухаре IX-X век
7. Соборная мечеть в Кордове VIII-X
8. Комплекс Шахи-Зинда в Самарканде.XIV-XV век
9. Мавзолей Гур- Эмир (гробница Тамерлана и его потомков) в Смарканде.1404
10. Обсерватория Улутбека в Самарканде.1420
11. Мечеть и минарет в Самарре,Ирак.847-861гг.
12. Мазолей Тадж-Махал в Агре.1630-1652
1. Пещерный комплекс в Аджанте.IIIв. до н.э. – VII в. н.э.
2. Буддиское культовое сооружение-ступа в Санчи. III в.до н.э.- I в.н.э.
3. “Большая пагода диких гусей”.Ок г.Сиань, 652 г.
4. Ансамбль Храма Неба .г.Пекин.1420-1530 гг.
5. Монастырский комплекс Тодайзи.г.Нара, 743-752 гг..
СПИСОК
ключевых текстов по культурологии:
1. Барт Р. От произведения к тексту. Смерть автора.
2. Бердяев Н. Русская идея.
3. Бодрийар Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального
4. Бубер М. Проблема человека. Я и Ты.
5. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли
6. Зиммель Г. Конфликт современной культуры.
7. Кассирер Э. Опыт о человеке (избр. главы)
8. Ницше Фр. Рождение трагедии из духа музыки.
9. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс.
10 . Тоффлер А. Футурошок.
11. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций.
12. Хейзинга Й. Homo Ludens (избр. главы).
13. Юнг К.Г., Кереньи К. Душа и миф: шесть архетипов.
14. Ясперс К. Истоки истории и ее цель.
ПЛАН АНАЛИЗА
ключевых текстов по культурологии
1. Название текста, кем и когда был написан текст.
2. Проблемы, поставленные и раскрытые автором в тексте.
3. Насколько соответствует данный текст духу времени, в которое он был написан?
4. Насколько актуальны основные положения текста сегодня?
5. Назовите основные понятия
а) введенные автором в научный обиход, b) используемые им в анализируемом тексте.
СЛОВАРЬ
культурологических терминов
Предисловие
Предлагаемый вашему вниманию словарь в краткой, популярной форме раскрывает содержание основных понятий и терминов, с которыми встречаются студенты при изучении курса “Культурология”.
Словарь дает анализ концепций и явлений общественно-политического и социально-культурологического характера. Он позволяет студентам и всем интересующимся в значительной степени обогатить свой словарный запас, расширить кругозор.
Для удобства пользования слова расположены в алфавитном порядке.
Содержание понятий и терминов раскрыто на основании ранее изданных словарей, практикумов и пособий.
В словаре применена единая система ссылок и сокращений, принятая для справочных изданий.
Список сокращений.
ар.-арабский язык
гр. – греческий язык
Инд.-индийские языки
лат.-латинский язык
перс.-персидский язык
санскр.-санскритский язык
фр. -французский язык
1. Абстракционизм (лат. abstractio – отвлечение) – абстрактное искусство – формалистическое направление в живописи, культуре и графике XX в; абстракционисты отказываются от изображения реальных предметов и явлений, их произведения представляют собой сочетание геометрических форм, цветовых пятен и линий.
2. Авангард (или авангардизм) (фр. avant-garde) – название ряда течений в искусстве XX в., порывающих с существующими реалистическими нормами и традициями; авангардизм является крайним выражением более широкого направления модернизма и отличается бунтарским характером. Он расшатывает и разрушает традиционные черты и принципы художественного творчества и способствует открытию пути к поиску нового исторического качества художественной культуры. Крупные представители авангарда – Кандинский, Малевич, Пикассо, Матис, Дали и др.
5. Адаптация (лат. adaptatia – приспособлять) – процесс приспособления отдельного человека или социальной группы к постоянно меняющимся условиям существования.
6. Аксиология (греч. axios ценный + ... логия) – философско-культурологическое учение об оценочной деятельности, способах оценки явлений культуры и выработки ценностных ориентаций и связанных с этим отношений между людьми.
7. Альма-матер (лат. alma mater – буквально кормящая мать) – в субкультуре студентов старинное название университета, дающего духовную пищу.
8. Андеграунд (англ. underground – подземный, расположенный под чем-либо) – определенный феномен в развитии искусства в условиях классового общества. Термин впервые стал использоваться в американской кинематографии 1940-х годов для обозначения некоммерческих фильмов, созданных начинающими режиссерами на собственные средства для домашнего просмотра; нелегальная политическая или культурная организация, движение, а также не одобряемое и преследуемое властями неортодоксальное, не ангажированное направление в искусстве.
9. Анимизм (от лат. anima – душа) – 1) вера в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; одна из примитивных форм религии; 2) философское учение, возводящее душу в принцип жизни.
10. Антагонизм (от гр. antagфnisma – спор, борьба) – непримиримое противоречие в культуре антагонизм между носителями взаимоисключающих социальных программ поведения, мировоззренческих установок (гуманизм и человеконенавистничество, национализм и интернационализм).
11. Античный (от лат. antiqnus – древний) – относящийся к истории и культуре древних греков и римлян.
12. Антропогенез (от гр. antropos – человек + genos – рождение) – 1) процесс эволюционно-исторического формирования человека; 2) раздел антропологии – учение о происхождении человека.
13. Антропосфера – понятие, которое фиксирует созданную людьми технику, домашних животных, культурные растения и часть природы (космоса), с которой непосредственно взаимодействуют люди.
14. Артефакт (лат. arte – искусственно + factus – сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект, продукт человеческой деятельности. В культурологии – носитель социально-культурной информации, жизненно-смысловых значений, средство коммуникации.
15.Архетип (греч. arche— начало,typos— образ) — прообраз, первоначальный образ. А. составляет основу общечеловеческой символики. Архетипы служат питательной почвой творчески продуктивного воображения, имеют особое значение в культуре и искусстве.
15.Аскетизм(греч. askētēs, упражняющйся,подвижник),-ограничение и подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли.Цель а.-достижение свободы от потребностей, сосредоточенность духа.
16. Архитектура (лат. architectura, от гр. architektonike (techne)) – строительное (искусство)) – 1) искусство проектировать и строить здания, сооружения; зодчество; иногда архитектура как искусство проектирования противополагается строительству как осуществлению проекта в натуре; 2) художественный характер постройки.
17. Аскетизм (от гр. asketes упражняющийся, подвижник) – 1) учение и практический метод достижения нравственного совершенства посредством саморегуляции человеком своих телесных потребностей (соблюдение диеты, овладение культурой тела и т. п.) и ограничения и подавления чувственных влечений и желаний (гурманства, лени, сладострастия); в истории культуры аскетизм, как правило, осуществлялся в рамках религиозных учений, поэтому обычно воспринимается как исключительно религиозный принцип; 2) религиозное подвижничество; 3) крайнее воздержание, отказ от жизненных благ.