18.Библия (греч. biblia, мн. ч. от biblion книга) – свод книг, составляющих Священное писание; библия состоит из двух частей – Ветхого завета, представляющего священные книги христианской и иудейской религии, и Нового завета, содержащее собственно христианское учение.
19. Благотворительность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачей имущества или денежных средств, предоставление услуг или оказание ценной поддержки в отношении учреждений, организаций или частных лиц.
20. Буддизм – одна из мировых религий (наряду с христианством и исламом), возникшая в VI в. до н. э. в Индии и названная по имени своего легендарного основателя Гаутамы, получившего впоследствии имя Будда (просвященный). Буддизм получил распространение в Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Средней Азии и Сибири.
21. Буржуазия (фр. bourgeois – жители города) – 1) в Западной Европе в средние века – горожане, представители среднего сословия, в отличие от высших сословий феодального общества (дворянства и духовенства); 2) господствующий класс капиталистического общества.
22. Варварство (греч. barbaros) – в культурно-исторической периодизации, принятой в науке XVIII-XIX вв., средняя из трех эпох истории человечества: дикость, варварство, цивилизация. Схема обоснована Л. Г. Морганом и принята Ф. Энгельсом. Варварство начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. В современной науке разрабатывается новая периодизация первобытной истории. Переносное значение – крайняя жестокость, грубость.
23. Век – мера культурологической периодизации истории человечества на основе достижения им определенного уровня развития основ культуры: каменный век, бронзовый век, железный век и т. д.
24. Вера – элемент мировоззрения, посредством которого выражается отношение человека к собственным жизненным силам, их источнику, их возможностям. Вера может быть положительной (уверенность) и отрицательной (неверие, неуверенность); “слепой” – доверие чувствам, интуиции без каких-либо доказательств и “зрячей” – доверие осмыслению опыта, научным доказательствам.
25. Вернисаж (фр. vernissage – букв. лакировка) – торжественное открытие художественной выставки (первоначально – покрытия картины лаком перед открытием выставки).
26. Вкус – понятие культурологии обозначающее способность человека проявлять избирательность в потреблении, творчестве и общении на основе усвоенных им нравственных и эстетических норм; эстетическая мера избирательности оценочного отношения человека к миру.
27. Возрождение – см. статью “Ренессанс”.
28.Гедонизм-( греч.hēdōne удовольствие)-этческое учение, которое целью жизни и высшим благом признает наслажение.
29.Генезис – происхождение. Возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления
30.Глобальный(фр. global- всеобщий), всемирный, всесторонний,универсальный.
31. Готика (фр. gothique – от названия германского племени готов) – художественный стиль, преимущественно архитектурный, зародившийся в XII в. во Франции и в позднем средневековье распространившийся по всей Западной Европе; готическое зодчество характеризуется стрельчатыми сводами на ребрах (нервюрах), обилием каменной резьбы и скульптурных украшений, применением витражей, а также подчиненностью архитектурных форм вертикальному ритму.
32. Графика (гр. graphike, от graphф – пишу, черчу, рисую) – 1) вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном штрихами и линиями без красок, а также печатные художественные изображения, в основе которых лежит такой рисунок; 2) лингвистическая часть учения о письме, исследующая соотношения между буквами и звуками.
33. Гуманизм (от лат. humanus – человечный) – совокупность идей и взглядов, утверждающих ценность человека независимо от его общественного положения и право личности на свободное развитие своих творческих сил, провозглашающих принципы равенства, справедливости, человечности отношений между людьми; гуманизм эпохи Возрождения (Ренессанса, XIV-XVI вв.) – общественное и литературное движение, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности; гуманизм реальный – мера человечности общественных отношений.
34. Деятельность – способ становления, существования и развития человека. Основные типы деятельности: инстинктивная трудовая деятельность, труд, творчество. Основные формы – производство, потребление, общение. Деятельность выступает как целесообразный процесс воздействия субъекта (человек) на объект (природа), продуктом которого является модифицированная природа и обновленный человек. Основу культуры образует не всякая деятельность, а деятельность положительная, создающая и накапливающая прибавочный продукт в материально-вещественной, организационно-нормативной и духовной формах.
35. Диалектика (гр. dialektike (techne) – (искусство) вести беседу, спор) – 1) метод творчества, основанный на познании реальных противоречий, лежащий в основе природных и общественный явлений и использовании этого знания в практических целях путем положительного разрешения сложившихся противоречий или сознательного соединения противоположностей в нововведениях; 2) объективный процесс развития культуры (общества) во всей его противоречивости, многообразии и логической последовательности смены форм.
36. Дизайн (от англ. design – проектировать, конструировать) – художественное конструирование предметов, интерьеров; проектирование эстетического облика объектов культуры.
37. Диссидент (от лат. dissidens (dissidentis) – несогласный, противоречащий) – 1) человек, не придерживающийся господствующего вероисповедания; 2) инакомыслящий человек, не согласный с господствующей идеологией, с господствующим мировоззрением, с существующим строем.
38. Дух – термин для обозначения нематериального начала, отличающегося от материального, природного. В культурологии понятие “дух” используется в широком и узком смыслах, как синонимы господствующей духовной культуры и ее ядра мировоззрения.
39. Душа (гр. psyche, лат. anima) – понятие выражающее исторически менявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии особая нематериальная субстанция независимая от тела; в современной науке – обозначение целостности идеальных психических процессов, отражающих и выражающих в различных чувственных и рациональных формах внешний мир и меру причастности личности к историческому процессу творческого преобразования природы и общества.
40. Жанр (от фр. genre – род, вид) – 1) исторически сложившаяся, устойчивая разновидность художественного произведения, например, в живописи – портрет, пейзаж, в литературе – роман, поэма; 2) то же, что жанровая живопись.
41.Мифологический жанр – разновидность изобразительного искусства, черпающая сюжеты из мифологий разных народов. Особенность мифологического жанра – свободная трактовка легендарных сюжетов. Он сложился еще в античном искусстве, а в эпоху Возрождения достиг расцвета.
42. Живопись – вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность. Живопись – важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей, обладает существенным социальным содержанием и разнообразными идеологическими функциями.
43. Закон культурологический – теоретическое выражение связи (отношения) между явлениями, процессами, которая является объективной существенной, всеобщей, необходимой для обеспечения внутреннего единства, устойчивости и последовательности развития культуры в целом или ее отдельных составляющих.
44.Игровая природа искусства — форма игровой деятельности, каким является художественное творчество, произведение искусства, основанные на вымысле, свободной игре воображения (И. Кант).
45. Идеал (фр. ideal, от гр. idea – идея, понятие, представление) – совершенство; совершенный образец чего-либо; высшая цель стремлений, деятельности.
46. Идея (от гр. idea – понятие, представление) – форма отражения в мышлении явлений объективного мира в связи с желаниями, стремлениями людей. Идея включает в себя сознание цели и направленность дальнейшего познания и преобразования мира. Она может быть прогрессивной или реакционной. Овладевая сознанием масс, идеи становятся материальной силой. Безыдейность означает бесцельность существования, потерю человеком самого себя.
47. Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, социально-культурного строительства или обороны, дающее положительный эффект. Право на изобретение удостоверяется авторским свидетельством или патентом.
48. Икона (от гр. eikōn – изображение, образ) – в православии и католицизме – изображение Бога, святого (святых), являющееся предметом религиозного поклонения.
49. Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX в.; наиболее полное выражение получило во французской живописи. Стремясь запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, добиться живой достоверности изображения, воссоздать единство человека и окружающей Среды, импрессионисты-живописцы разработали систему пленэра; они писали раздельными мазками “чистого цвета” (т. е. не применяли смешанных красок), точно воссоздали рефлексы двухцветные и цветные тени. В музыке, скульптуре, литературе, театре импрессионисты разрабатывали способы передачи впечатления как основного аспекта всякого представления, переживания и мысли.