Алфавит- это совокупность объектов, являющих собой наименьшую единицу информации в программе.
1. Буквенно-цифровые символы (рус., лат.).
2. Знаки препинания
3. Ключевые слова (зарезервированные слова - это те неделимые конструкции, из которых строятся программные объекты), например, if, for, next и другие. Эти слова не могут служить никакими другими объектами
3.2 Описание данных
3.2.1. Типы данных
Это величина, которая не изменяет своего значения во время работы программы. Каждая константа обладает двумя характеристиками: значение и тип.
Типы констант можно разделить на три части: числовой логический и текстовый. В свою очередь числовой тип делится на целый, вещественный с фиксированной точкой и вещественный с плавающей точкой.
Значения константы определены формой её записи в программе. Например,
1 1.
целый вещественный
тип тип
Правила записи целых и вещественных констант.
[+-] <Последовательность цифр>
Целый тип определяет способ представления целого числа.
- 32 бита, 4 байта
- 16 битов, 2 байта
Диапазон для 2-х байтов от -
до + -1 (-32768 до 32767)32 32
Способ программирования создаёт диапазон от -2 до 2 - 1 - диапазон для 32 бит.
1. - число с фиксированной точкой.
Общий формат записи числа с фиксированной точкой.
[+-] [<Последовательность цифр>].[<цифры>]
-.1= - 0.1
Константы с плавающей точкой.
27
1.32*10
-12
0.1 * 10 -порядок
манн-
тисса
Общая форма записи числа с плавающей точкой.
<число с фиксированной точкой> Е <целое число>
-12
+.1 Е - 12 + 0.1*10
Е - экспонента
Представление этих чисел в компьютере.
Вещественные числа:
- вещественное число
- вещественное число с удвоенной точностью(8 байт)
порядок м а н т и с с а 32
Диапазон записи в компьютере до |10|
Логический тип
Логика работает с высказываниями, утверждениями, о которых можно говорить, истинны они или ложны. В Basic в качестве логического используется числовой тип: «истина» =1 , «ложь» = 2. В Pascal константы логического типа определены как «истина» = true, «ложь» = false.
Текстовый тип
Это последовательность любых символов алфавита, заключённая в Basic в двойные кавычки, в Pascal в апострофы. Пустая строка не содержит ни одного символа и записывается как две двойные кавычки в Бейсике и два апострофа в Паскале.
.
3.2.3 Переменные
Это величины, которые во время работы программы могут изменять своё значение. Всякая переменная обладает 3 характеристиками:
· Имя (идентификатор)
через имя мы наблюдаем переменную в программе. Имя переменных - это последовательность букв и цифр, начинающихся с буквы - правило записи имени.
В программе не может быть двух разных переменных с одним именем.
· Значение. Получает во время работы программы. Только 2 оператора, которые позволяют придавать значение: оператор ввода и оператор присваивания.
· Тип
Способы задания типа в Basic:
· по умолчанию
% в конце имени - переменная целого типа
$ в конце имени - переменная текстового типа
Числовая вещественная, если в конце ничего не стоит
Существует свой набор операций и при попытке выполнения операций над переменными не собственного типа транслятор выдаёт сообщение об ошибке.
· Помимо задания типа по умолчанию в Basic существуют другие операторы явного задания.
В языках программирования существует сложный тип переменной - переменная с индексом, являющая собой отдельный элемент сложного типа данных под названием массив.
Массив – это конечная упорядоченная совокупность переменных одного типа.
Что значит упорядоченная? Это значит, что каждый элемент массива находится на своём месте, т.е. если 2 элемента массива поменять местами, то это будет уже другой массив. Величина, определяющая местоположение переменной в массиве, называется индексом. Иначе говоря, индекс – это номер элемента (переменной) в массиве.
Массив считается данным сложного типа и требует обязательного описания. В Basic описание массива выполняется с помощью оператора DIM (dimension), который относится к т.н. описательным или невыполняемым операторам. Формат записи такого оператора:
DIM <имя массива> (<максимальные размеры индексов>)
При выполнении оператора DIM в памяти компьютера выделяется место для хранения элементов массива в указанном объёме. На выделение объёма памяти для массивов существуют ограничения, заданные системой программирования.
Например: DIM A(10) , DIM Z(5,3,7)
Массивы могут иметь несколько индексов и бывают одномерные (или вектора), двумерные (или матрицы), трёхмерные и т.д. – многомерные.
В Бэйсике, если массив одномерный, то в нем максимальное значение индекса равно кол-ву элементов в массиве. В двумерном массиве кол-во элементов равно произведению максимальных значений индексов. Например в матрице DIM B(4,5) кол-во элементов равно 4*5 = 20 элементов. В памяти компьютера все элементы всех массивов расположены линейно. Это значит, что элементы матрицы
будут расположены в порядке 5, 0, 2, 1, 6, 3, то есть по строчкам. Говорят, что элементы многомерных массивов расположены в порядке наибыстрейшего изменения последнего индекса. Индекс может изменяться от начального значения до максимального значения, указанного в операторе DIM. В качестве индекса может выступать переменная, например, А(i) или даже выражение - A(k+1). Использование переменных в качестве индексов обеспечило максимальную эффективность в обработке массивов.В Pascalе описание массива задается в специальном разделе программы и имеет следующий формат:
<имя массива>: array <мин. индекс>..<макс. индекс> of <тип>;
Количество элементов в массивах в Pascal определяется как произведение разностей макс. и мин. значений индексов плюс 1 .
В качестве значений индексов мы будем использовать величины целого типа (хотя в Pascal возможны и другие типы индексов).
3.2.4 Функции.
Функция – это некоторая программа (или модуль), составленная в соответствии с правилами системы программирования. Результатом работы функции является некоторая величина. Функции бывают стандартными и нестандартными
Стандартной функцией называется программа (модуль), разработанная в рамках системы программирования и поставляемая вместе с ней. Они, как правило, реализуют некоторые из наиболее часто встречающихся математические функции. Стандартная функция имеет имя, по которому пользователь может обратиться к соответствующей функции для получения результата, указав при этом, если требуется, аргумент функции.
Таблица основных стандартных функций | ||
Y=f(x) | Basic | Pascal |
ABS(x) | Abs(x) | |
---- | Sqr(x) | |
SQR(x) | Sqrt(x) | |
y = | EXP(X) | Exp(x) |
y=ln x | LOG(x) | Ln(x) |
y = sin x | sin(x) | sin(x) |
y = cos x | cos(x) | cos(x) |
y = arctg x | atn(x) | arctan(x) |
Случайное число от 0 до 1 | RND | Random |
Ближайшее целое, меньшее х | INT(X) | --- |
Целая часть х | --- | Int(x) |
Это далеко не полный список стандартных функций. В книгах всегда есть приложения, в которых приводятся таблицы стандартных функций, содержащие их полный список.