2. Отбор характерного и выразительного во внешнем облике Аменхотепа IV и выработка на этой основе иконографических приемов изображения фараона.
3. Отказ от идеализации фараона, верность натуре. Требование правдоподобия в передаче внешнего облика.
4. Преломление индивидуальных черт фараона сквозь призму художественного обобщения.
5. Изменение обычного соотношения отдельных деталей лица.
6. Отпечаток женственности, поэтическая одухотворенность.
7. Использование свободной позы.
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
2. Бродский Б.С. Романтические ведуты. М., 1966. С. 17-35.
3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
4. Искусство древнего Египта. М., 1972.
5. Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.
6. Кристиан Жан. Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета. М., 1999.
7. Культура Древнего Египта. М., 1976.
8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.; Л., 1961.
9. Матье М.Э. Во времена Нефертити. М.; Л., 1961.
10.Морэ А. Цари и боги Египта. М., 2001.
11.Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-керэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979.
12.Перепелкин Ю.Я. Тайны золотого гроба. М.,1968.
13.Померанцева Н.А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока (Малая история искусств). М., 1976.
14.Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.,1985
41. Женские скульптурные портреты периода Амарны
Создание в Древнем Египте первых классических образцов женской красоты. Женские скульптурные портреты периода Амарны.
1. Бюст царицы Нефертити в синей короне. Из Амарны. Берлин.
1) История находки статуи.
2) Подлинная жизненность изображения, портретность.
3) Воплощение покоя.
4) Легкая моделировка щек, губ, подбородка.
5) Символика колористической гаммы.
2. Портрет Нефертити из кристаллического песчаника. Берлин.
1) История находки статуи.
2) Отражение в портрете высокого человеческого достоинства, духовного совершенства, ума и женственности.
3. Статуя обнаженной царицы Нефертити в сандалиях. Берлин.
1) Традиционность изображения:
а) фронтальность позы;
б) использование постамента.
2) Уникальность скульптурного портрета.
3) Отражение в статуе художественных реформ амарнского периода:
а) особая правдивость изображения и верность натуре;
б) нюансировка форм, перетекание объемов;
в) поэтическая одухотворенность.
4. Голова царицы Нефертити. Из Амарны. Каир. Египетский музей.
5. Женский торс. Из Амарны. Париж. Лувр. Голова принцессы Меритатон. Из Амарны. Берлин. Государственный музей.
1) Характерная физическая черта - удлиненная форма черепа.
2) Символика удлиненного черепа.
6. Скульптурные изображения царицы Тийи.
1) Голова царицы Тийи.
· Передача индивидуального облика модели.
· Негроидный тип лица.
· Декоративная трактовка материала.
· Использование инкрустации.
2) Голова статуи Тийи из храма Серабит эль Хадим. Каир.
3) Царица Тийа. Фрагмент рельефа из гробницы Усерхата. Брюссель.
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
2. Бродский Б.С. Романтические ведуты. М., 1966. С. 17-35.
3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
4. Искусство древнего Египта. М., 1972.
5. Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.
6. Кристиан Жан. Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета. М., 1999.
7. Культура Древнего Египта. М., 1976.
8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.; Л., 1961.
9. Матье М.Э. Во времена Нефертити. М.; Л., 1961.
10. Морэ А. Цари и боги Египта. М., 2001.
11. Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-керэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979.
12. Перепелкин Ю.Я. Тайны золотого гроба. М.,1968.
13. Померанцева Н.А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока (Малая история искусств). М., 1976.
14. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.,1985
42. Своеобразие стиля в скульптуре амарнского периода
1. Отмена в амарнский период традиционной системы стилистических и иконографических норм в искусстве скульптуры.
2. Создание нового стиля в скульптуре как наглядное средство борьбы с прошлым, разрыв со строгим древним каноном:
1) передача индивидуального облика модели;
2) удлиненные деформированные фигуры;
3) использование преувеличенно изогнутых очертаний тел;
4) подчеркнутая реалистичность, натурализм;
5) склонность к комбинированным скульптурам, выполненным из разных пород материала и учитывание его символики. Использование ярких деталей, инкрустации из многоцветных паст;
6) отсутствие традиционных фронтально ориентированных поз. Постановка фигур. Непринужденность поз;
7) тяготение к лирической трактовке образов;
8) использование светотени для передачи настроения и чувства, мягкость моделировки, соразмерность пропорций в конце амарнского периода.
3.Выработка нового стиля и мастерская скульптора Тутмеса:
использование в мастерской гипсовых масок на промежуточных стадиях работы.
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976.
2. Бродский Б.С. Романтические ведуты. М., 1966. С. 17-35.
3. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1986.
4. Искусство древнего Египта. М., 1972.
5. Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.
6. Кристиан Жан. Нефертити и Эхнатон. Солнечная чета. М., 1999.
7. Культура Древнего Египта. М., 1976.
8. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. М.; Л., 1961.
9. Матье М.Э. Во времена Нефертити. М.; Л., 1961.
10. Морэ А. Цари и боги Египта. М., 2001.
11.Перепелкин Ю.Я. Кэйе и Семнех-керэ. К исходу солнцепоклоннического переворота в Египте. М., 1979.
12. Перепелкин Ю.Я. Тайны золотого гроба. М.,1968.
13. Померанцева Н.А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока (Малая история искусств). М., 1976.
14. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.,1985
43. Канон в изобразительном искусстве Древнего Египта
Рекомендуемая литература
1. Вачьянц А.М. «Вариации прекрасного». Мировая художественная культура. Рабочая тетрадь. Учебное пособие. М., 2000. С.68-69.
2. Любимов Л. Искусство древнего мира. М., 1980.
3. Померанцева Н.А. Искусство Древнего Египта // Искусство Древнего Востока (Малая история искусств). М., 1976.
4. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.,1985.
44. Образ царя в культуре Древней Ассирии
I. Образ царя в культуре Древнего Востока (Египет, Шумер, Аккад, Месопотамия).
II. Своеобразие образа божественного царя в культуре Ассирии.
1. Положение ассирийцев и их царей в VIII – VII вв. до Р.Х.
2. Изображение царей на ассирийских рельефах.
3. Изображение ассирийских царей в сценах охоты (рельеф из дворца Ашурбанипала).
4. Характер царской власти и фигура ассирийского царя в так называемых «Анналах Синаххериба».
III. Необычность трактовки ассирийского царя как реализация одной из возможностей древневосточной культуры в целом.
Рекомендуемая литература
Сапронов П.А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры. СПб.,2001.
45. Шумерские города-государства: Эреду (Эриду), Ниппур, Ур, Урук, Лагаш, Адаб, Умма и т.д.
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В.К., Луконин В.Г., Померанцева Н. Искусство древнего Востока. М., 1976.
2. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М., 2000.
3. Всеобщая история искусств. М., 1956. Т.1.
4. Дьяконов И.М. Шумер. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. М., 1959.
5. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.
6. Низовский А.Ю. Древний мир. М., 2001. С. 54 – 60.
7. Шумер: города Эдема. М., 1997.
46. Материальная культура древних шумеров
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В.К., Луконин В.Г., Померанцева Н. Искусство древнего Востока. М., 1976.
2. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М., 2000.
3. Всеобщая история искусств. М., 1956. Т.1.
4. Дьяконов И.М. Шумер. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. М., 1959.
5. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.
6. Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ. М., 1976.
7. Массон В.М. первые цивилизации. Л., 1989.
8. Низовский А.Ю. Древний мир. М., 2001. С. 54 – 60.
9. Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965.
10.Тураев Б.А. История древнего востока. Т.1-2. Л., 1935.
11.Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1963.
12.Шумер: города Эдема. М., 1997.
47. Религия шумеров и основные культы
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В.К., Луконин В.Г., Померанцева Н. Искусство древнего Востока. М., 1976.
2. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М., 2000.
3. Всеобщая история искусств. М., 1956. Т.1.
4. Дьяконов И.М. Шумер. Общественный и государственный строй древнего Двуречья. М., 1959.
5. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.
6. Массон В.М. Экономика и социальный строй древних обществ. М., 1976.
7. Массон В.М. первые цивилизации. Л., 1989.
8. Низовский А.Ю. Древний мир. М., 2001. С. 54 – 60.
9. Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965.
10. Тураев Б.А. История древнего востока. Т.1-2. Л., 1935.
11. Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1963.
12. Шумер: города Эдема. М., 1997.
48. Шумерская мифология и ее основные циклы
1. Мифы о сотворении мира и людей.
2. Миф о всемирном потопе.
3. Миф об умирающем и воскресающем божестве.
4. Отличие шумерской мифологии от древнеегипетской.
Рекомендуемая литература
1. Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980.
2. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1988.
3. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.
4. Матье М.Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956.