5. Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965.
6. Шумер: города Эдема. М., 1997.
49. Письменность древних шумеров: пиктография и клинопись
1. Изобретение шумерами письменности.
2. Древнейшая пиктографическая письменность шумеров.
3. Шумерская письменность и рисунок.
4. Схематизация в изображении знаков письменности.
5. Разработка системы клинописи.
6. Шумерский язык и его роль в истории культуры древнего востока.
50. Боги шумерского Пантеона
Рекомендуемая литература
1. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М., 2000. С. 198-314.
2. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960.
3. Редер Д.Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965.
51. Своеобразие монументального зодчества Шумера
1. Храмовое зодчество и инженерные открытия шумеров.
2. Архитектура дворцовых построек.
3. Тип шумерского храма-святилища.
4. Зиккурат - тип культовых шумерских построек.
5. Жилищное строительство.
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусства древнего Востока. М., 1976.
2. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М., 2000.
3. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.
4. Всеобщая история архитектуры. М., 1970-1975.
5. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956.
6. Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961.
7. Добльхофер Э. Знаки и чудеса. М., 1963.
8. История искусства. Первые цивилизации. М, 2001.
9. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960.
10. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.
11. Любимов Л.Д. История древнего мира. М., 1971.
12. Низовский А.Ю. Древний мир. М., 2001.
13. Популярная история архитектуры. М., 2001.
14. Шумер: города Эдема. (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»). М.,1997.
52. Скульптура древних шумеров и ее своеобразие
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В., Дьяконов И. Об основных этапах развития изобразительного искусства Древнего Шумера// Труды Государственного Эрмитажа. Л., 1961. С. 5-53.
2. Афанасьева В.К., Луконин В.Г., Померанцева Н.А. Искусство древнего Востока. М., 1976.
53. Зиккураты Шумера, Аккада, Вавилона
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусства древнего Востока. М., 1976.
2. Белицкий М. Шумеры. Забытый мир. М., 2000.
3. Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975.
4. Всеобщая история архитектуры. М., 1970-1975.
5. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956.
6. Вулли Л. Ур халдеев. М., 1961.
7. Добльхофер Э. Знаки и чудеса. М., 1963.
8. История искусства. Первые цивилизации. М, 2001.
9. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1960.
10. Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: легенда и история. М., 1991.
11. Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. Смоленск, 2001.
12. Крамер С.Н. История начинается в Шумере. М., 1965.
13. Любимов Л.Д. История древнего мира. М., 1971.
14. Низовский А.Ю. Древний мир. М., 2001.
15. Популярная история архитектуры. М., 2001.
16. Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л., 1958.
17. Шумер: города Эдема. (Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации»). М.,1997.
54. Ювелирные украшения и памятники глиптики (печати-амулеты) Шумер
55. Анималистическое искусство Шумер
56. Архитектура Ново-Вавилонского царства
1. Вавилон как центр древней цивилизации:
1) Геродот в Вавилоне;
2) археологические раскопки и их свидетельства в Вавилоне.
2. Архитектурный облик Вавилона:
1) план города;
2) крепостные стены Вавилона, ворота-бастионы, ворота богини Иштар-Аибуршабу;
3) вавилонский жилой дом;
4) храмы, святилища и алтари:
а) святилище бога Мардука-Эсагила;
б) зиккурат Этеменанки (Вавилонская башня);
в) храм бога Мардука;
5) дорога процессий;
6) дворцы Вавилона, их планировка и использование в ней традиций шумеро-вавилонской культуры:
а) дворцы Навуходоносора;
б) висячие сады Семирамиды как одно из чудес света.
3. Специфика архитектуры Ново-Вавилонского периода и её роль в мировом искусстве.
Рекомендуемая литература
1. Авдиев В.И. История Древнего Востока. М.,1970.
2. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. История Древнего Востока. М.,1976.
3. Вулли Леонард Ур халдеев. М., 1961.
4. Ионина Н.А. 100 великих чудес света, М., 2000.
5. Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: легенда и история. М.. 1991.
6. Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. Смоленск, 2001
7. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Очерки. М., 1983
8. Немеровский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М.,1994.
9. Оппенхейм Л.А; Древняя Месопотамия. М., 1990.
10. Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.
11. Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М.,198 .
57. Статуи Гудеа, правителя Лагаша
1. Своеобразие пластического искусства послеаккадского периода.
2. Влияние на скульптуру послеаккадского периода династии Аккада.
3. Скульптурные портреты Гудеа, правителя Лагаша как монументальные памятники.
1) Два типа статуй Гудеа;
2) чувство материала и умение обрабатывать камень4
3) тенденции к передаче индивидуальных черт;
4) свобода и гармоничность композиции.
Рекомендуемая литература
1. Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. История Древнего Востока. М.,1976. С. 76-77.
2. Лувр. Париж. Скульптура. М., 1984.
3. Памятники мирового искусства. Искусство Древнего Востока. Т.1. М., 1968.
4. Флиттнер Н.Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. Л.-М., 1958.
58. Пантеон вавилонских богов
Рекомендуемая литература
1. Белявский В.А. Тайны Вавилона. М., 2001.
2. Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: легенда и история. М.. 1991.
3. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Очерки. М., 1983
4. Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1988. Т.1-2.
59. Ворота богини Иштар
Рекомендуемая литература
1. Белявский В.А. Тайны Вавилона. М., 2001.
2. Древний Восток: Всемирная галерея. СПб., 1994.
3. Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: легенда и история. М.. 1991.
4. Клочков И.С. Духовная культура Вавилонии. Очерки. М., 1983
5. Низовский А.Ю. Древний мир. М., 2001. С.81-83.
60. «Висячие сады» царицы Семирамиды как чудо света
61. Раскопки археологом Р. Колдевеем
62. Вавилонская башня и ее отражение в изобразительном искусстве и литературе
63. Дворец Ашшурбанипала в Ниневии
64. Мохенджо-Даро – древнейший город-государство в Индии
1. История возникновения хараппской цивилизации. Споры о причинах ее гибели. Близость ее к мессопотамской (шумерской) культуре.
2. Своеобразие города Мохенждо-Даро.
1) Геометрическая правильность, строгая четкость планировки города.
2) Ориентированность магистралей по сторонам света.
3) Рационализм и простота архитектуры города Мохенджо - Даро. Отсутствие украшений.
4) Устройство домов как отражение мировоззрения, социальных идеалов и имущественного неравенства хараппцев.
5) Отсутствие дворцов и храмов в городе.
6) Наличие в Махенджо-Даро священного водоема, древнейшего культового сооружения. Омовение как ритуал.
7) Общегородская система водостоков. Высокий уровень строительной техники.
Рекомендуемая литература
1. История и культура древней Индии. М.,1990.
2. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.
3. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М.,1979.
4. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
5. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.
6. Бэшем М. Чудо, которым была Индия. М., 1977.
7. Васильев Л.С. История Востока. В 2 т. T.I. М., 1993.
8. Галеркина О.И., Богданов Ф.Л. Искусство Индии в древности и средние века. М., 1963.
9. Древняя Индия: страна чудес. М., 1997 (Энциклопедия
«Исчезнувшие цивилизации»).
10. Искусство Древнего Востока. М., 1968.
11. Искусство стран Востока. М., 1986.
12. Короцкая А.А. Сокровища индийского искусства. М., 1966.
13. Косимби Д. Культура и цивилизация древней Индии. М., 1968.
14. Маккей Э. Древнейшая культура долины Инда. М., 1951.
15. Прокопьев О.С. Искусство Индии. М., 1964.
16. Сидорова B.C. Художественная культура древней Индии. М., 1972.
17. Сидорова B.C. Скульптура древней Индии. М., 1974.
18. Тюляев С.И. Искусство Индии, архитектура изобразительное искусство, художественное ремесло. М., 1968.
19. Тюляев С.И. Искусство Индии. М., 1988.
65. Круглая скульптура Мохенджо-Даро
1. Выразительность и художественные достоинства статуй из Мохенджо-Даро.
2. Отражение в статуях из Мохенджо-Даро индийских представлений о прекрасном.
3. Наличие в Мохенджо-Даро синкретических фигур и их магическое значение.
1) «Танцовщица». Национальный музей. Дели:
· негроидные черты;
· поза «триб-ханга» («три наклона»);
· скульптура танцовщицы как прототип скульптур якшини.
2) «Мужской торс». Национальный музей. Дели:
· знание анатомии;
· передача внутренней жизненной силы (вираны);
· многоручие;
· мастерство ваяния: совершенство пластической моделировки сглаженными поверхностями.
3) «Танцор». Национальный музей. Дели:
· динамизм;
· упругость форм.
4) «Жрец». Национальный музей. Дели:
· формирование основных черт будущей индийской скульптуры;
· отражение общественного положения и этнического типа;
· бесстрастное выражение лица, состояние экстатического созерцания;
· влияние месопотамского искусства: орнамент из трилистника на одежде, вставленные глаза.
Рекомендуемая литература
1. История и культура древней Индии. М.,1990.
2. Альбедиль М.Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991.
3. Антонова К.А., Бонгард-Левин Г.М., Котовский Г.Г. История Индии. М.,1979.
4. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. М., 1993.
5. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.