Первое упоминание о Москве, 1147 г.
В 1147 году. Пошел Юрий воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мсту. А к Святославу послал Юрий, повелел ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь вверх по Протве; и дружина Святослава набрала там пленных. И прислал к нему Юрий со словами: «Приди ко мне, брат, в Москву». Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и с небольшою дружиной и взял с собой Владимира Святославича.
Полное собрание русских летописей. Т.1. Стб. 339-340.
ТЕМА 2
Летописные источники данного раздела помогают больше узнать о нашествии Батыя, отношении к нему авторов источника, их окружения, передают мотивы и дух освободительной идеологии. Также запечатлены моменты, связанные с периодом княжеских междоусобиц, методов государственного «строительства» того времени, идеологии и законодельного оформления московской государственности, основах семейного права.
Битва на Калке, 1223 г.
В год 6732 (1224). Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую…И вот когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете»…Мстислав Мстиславович повелел сначала перейти реку Калку Даниилу с полком и другим полкам с ними, а сам после них переехал; сам он ехал в сторожевом отряде. Когда он увидел татарские полки, то приехал сказать: «Вооружайтесь!» Мстислав Романович и другой Мстислав сидели и ничего не знали: Мстислав им не сказал о происходящем из-за зависти, потому что между ними была большая вражда…Побеждены были все русские князья. Такого же никогда не бывало. Татары, победив русских людей из-за прегрешений христиан, пришли и дошли до Новгорода Святополкова…
Памятники литературы Древней Руси. 13 век. - М., 1981. - С. 257 – 261.
Нашествие Батыя на Русь, 1237 – 1240 гг.
В лето 1237 г. пришли безбожные измаильтяне, раньше бившиеся с русскими князьями на Калке. Это был первый приход их на землю Рязанскую… Так Батый разорил город Владимир, попленил города суздальские и пришел к городу Козельску, а в нем был молодой князь, именем Василий. И нечестивые узнали, что у людей в городе крепкий дух, и нельзя обманными словами взять города.… Батый же взял город и не пощадил никого, от подростков до грудных младенцев, а о князе Василии неизвестно, иные говорили, что он в крови утонул, потому что был очень мал. С тех пор татары не смеют называть этот город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трех сыновей темниковых.
В лето 1240. Пришел Батый к Киеву с великой силой, со множеством силы своей и окружил город, и обнес его частоколом, и был город в великом стеснении… Люди же взбежали на церковь и на церковные своды со своим имуществом, и церковные стены от тяжести рухнули. И взят был город воинами.
Памятники литературы Древней Руси. - М., 1981. - С.184-200.
Повесть о Шевкале, 1326 – 1327 гг.
В год 6834 (1326).
В том же году Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол… Беззаконный же Шевкан, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан – насилие, грабеж, избиение и поругание…и тотчас сбежались люди, и началось возмущение…Убит же был Шевкал в 6835 (1327) году. И услышав об этом беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю – пять Темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню.
Памятники литературы Древней Руси. ХIV – середина ХV века. 1981. С. 62 – 65.
Битва на Куликовом поле
А от Калкской битвы до Мамаева побоища сто шестьдесят лет.
И вот князь Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, помолившись богу и пречистой его матери, укрепив ум свой силой, закалив сердца своим мужеством… урядили свои полки в Русской земле…то обрушились русские князья на силу татарскую. И ударили копья каленые о доспехи татарские, загремели мечи булатные о шлемы хиновские на поле Куликовом на речке Непрядве… Вот уже застонала земля татарская, бедами и горем наполнившись; пропала охота у царей и князей их на Русскую землю ходить. Уже по русской земле разнеслось веселье и ликование… Уже поганые оружие свое побросали, а головы склонили под мечи русские. И сказал князь великий Дмитрий Иванович: «Братья, бояре и князья и дети боярские, суждено вам то место меж Дона и Днепра, на поле Куликовом, на речке Непрядве. Положили вы свои за святые церкви, за землю за Русскую и за веру христианскую. Простите меня, братья, и благословите в этом веке и будущем…».
Задонщина // Памятники литературы Древней Руси. ХIV – середина ХV века. - М., 1981. - С. 96 – 111.
Феодальная война в России середины ХV в.
В лето 1446 вложил дьявол мысль князю Дмитрию Шемяке овладеть великим княжением. И начал Шемяка посылать к князю Ивану Можайскому, говоря о том, что царь будет владеть в Москве и во всех городах русских и в наших вотчинах… В заговоре с ними были и многие из москвичей, бояре и гости, были и некоторые из чернецов…Князья начали вместе со своими советниками тайно вооружаться и искать подходящего времени, чтобы захватить великого князя (Василия)…
Полное собрание русских летописей. Т.28. - СПБ., - С. 196 – 201.
О походе на Новгород московских войск в 1471 г.
Князь велики Иван Васильевич поиде на Великиы Новгород… А Новогодские посадници все и тысяцкые, купци и житии людие, мастыри всякие, спроста рещи, плотници и горчары и прочие, которые родивыся на лошади не бывали и на мысли которым того и не бывало, чтои руки подняти противу великого князя, всех тех изменици они сило выгнаша, а которым бо не хотети поити к бою тому, и они сами тех разграбляху и извиваху, а иных в реку в Волхов метаху, сами бо глаголаху, яко было их с сорок тысячь на бою том.
Полное собрание русских летописей. Т.25. - М.-Л., 1949. - С. 284 – 289.
Повесть о стоянии на реке Угре
Пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет в полном сборе, со своей ордой и царевичами, с уланами и князьями, да еще в соглашении с королем Казимиром… Ахмат же пришел к Угре со всеми силами, хотя перейти реку. И пришли татары, начали стрелять, а наши – в них, одни наступали на войска князя Андрея, другие многие на великого князя (Иван III), а третьи внезапно нападали на воевод. Наши поразили многих стрелами и из пищалей, а их стрелы падали между нашими и никого не задевали. И отбили их от берега… И был страх с обеих сторон – одни других боялись… И вот тут-то случилось чудо пречистой: одни от других бежали, и никто никого не преследовал.
Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина ХV века. - М., 1982. - С. 514 – 521.
Судебник 1497 г. О крестьянах и холопах
Статья 57. О христианском отказе. А христианом (крестьянам) отказыватися из волости, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дни осеннего и неделю после Юрьего дни осеннего. Дворы пожилые платят в полех за двор рубль, а в лесех полтина. А которой христианин поживет за ким год, да поидет прочь, и он платит четверть двора, а два года поживет да поидеть прочь, и он полдвора платит; а три годы поживет, а поидет прочь, и он платит три четверти, двора, а четыре годы поживет, и он весь двор платит.
Cудебники ХV – ХVI веков. М. - Л., 1952. - С.27, 168- 170.
Сказание о Великих князьях Владимирских Великой Руси, начало ХV в.
Из истории Ханаанской и Арфаксада, первого потомка Ноя, родившегося после потопа…Они попали в Прусскую землю и нашли там некоего князя по имени Рюрик, который был из римского рода Августа – царя. И князь Рюрик пришел в Новгород вместе с двумя братьями… А четвертое колено от великого князя Рюрика – великий князь Владимир (Святославович), который просветил Русскую землю святым крещением в году 6496 (988)…И с тех пор великий князь Владимир Всеволодович стал именоваться Мономахом, царем великой Руси. С тех пор и доныне тем венцом царским, который прислал греческий царь Константин Мономах, венчаются великие князья владимирские, когда ставятся на великое княжение русское.
Памятники литературы Древней Руси. Конец ХV – первая половина ХV-ХVI веков. - М., - С. 422 – 435.
Судебник 1550 г.
1. Суд царя и великого князя судити боаром, и околничим, и дворецким, и казначеем, и дьяком. А судом не дружыти и не мстити никому, и посулу в суде не имати; також и всякому судье посулов в суде не имати.
88. А крестианом отказыватись из волости в волость и из села в село один срок в году: за неделю до Юрьева дни до осеннего и неделя по Юрьеве дни осеннем. А дворы пожилые платят в поле рубль и два алтына, а в лесех, где десять връст до хоромного лесу, за двор полтина и два алтына…
Судебники ХV-ХVШ веков. - М.-Л., 1952. - С. 141- 176.
Отмена кормлений, 1556 г.
Приговор царский о кормлениях и о службе. Лета 7064-го (1556) приговорил царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руссии з братиею и з боляры о кормлениях и о службе всем людем, как им вперед служити. И повеле государь во градех и в волостях разнити старосты, и сотскые и пятьдесятцкие, и десятцкые и з страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтоб им разсуждати промежь разбои и татбы и всякие дела, отнюдь бы никотора вражда не именовалася, также мзда неправедная, ни лжывое послушество…вельможи и всякие воины многыми землями завладали, службою оскудеша, - не против государева жалования и своих вотчин служба их – государь же им уровнения творяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроища, преизлишки же разделиша неимущим…а кто земли держит, а службы с нее не платит, на тех на самех имати денги за люди…