Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по истории мировых религий брянск 2007 (стр. 10 из 13)

  1. Шейнман М. Н. Ватикан и католицизм в конце XIX – нач. ХХ в. – М., 1958.
  2. Шейнман М. Н. От Пия IX до Павла VI. – М., 1979.
  3. Гараджа В. И. Неотомизм. – М., 1969.
  4. Быховский Б. Э. Эрозия «вековечной» философии (Критика неотомизма). – М., 1973.
  5. Радев Р. Критика неотомизма. – М., 1975.
  6. Кузмицкас Б. Ю. Философские концепции католического модернизма. – Вильнюс, 1982.
  7. Добреньков В., Радугин А. Христианская идеология и революция. – М., 1990.
  8. Овсиенко Ф. Р. Критический анализ католической «теологии труда». – М., 1984.
  9. Попов В. С., Радугин А. А. Христианское богословие в поисках социального идеала. – М., 1986.

Методические рекомендации

Католическая теология в XIX в. вступила в период критического переосмысления как своих методов, так и предмета исследования. Необходимо вскрыть причины такого переворота, связав их с общим развитием научно-философской мысли в Европе, связанных с достижениями научной мысли в целом, с одной стороны, и с теми социально-экономическими процессами, которые переживало европейское сообщество в условиях завершения промышленной революции. Эти новые тенденции отчетливо просматриваются в творчестве как светских представителей богословской мысли (Ж. де Местр), так и членов католической иерархии (Ф. де Ламенне, Дж. Г. Ньюмен и др.). Студенты должны проследить этапы деятельности этих мыслителей, эволюцию их взглядов на роль и место церкви в современном им обществе (от ультрамонтанства де Местра до христианского социализма де Ламенне). Особенно важным в данном контексте является формирование доктрины неотомизма, ставшим официальным учением Римско-католической церкви с XIX века и вплоть до сего дня. Необходимо сравнить его основные положения с положениями томизма, из которого он и сформировался, найти общее и отличное и объяснить причины модернизации традиционного учения Фомы Аквинского.

Тем не менее, не всякая модернизация богословской мысли встречалась Ватиканом добродушно. Судьба католического модернизма и его идеологов (А. Луази, М. Блонделя, Э. Буанаюти, Дж. Тирелла) показывает насколько консервативной и реакционной оставалась высшая иерархия католической церкви в XIX веке. Следует определить основные положения учения модернизма, (на примере его вышеозначенных последователей), а также объяснить причины отказа курии от диалога с модернистами, преследовании этого учения в Европе.

Еще одним важным изменением в общем развитии католической церкви на Западе стало формирование ее социальной доктрины в XIX веке. Необходимо обрисовать контуры этой доктрины (особенно энциклики папы Льва XIII), объяснить причины появления необходимости в рассмотрении проблемы отношений труда и капитала и т. п.

Семинарское занятие № 13. Протестантская теология в XIX-ХХ вв.

1. Особенности развития протестантской теологии в XIX в. С. Кьеркегор и его влияние на протестантскую теологию.

2. Основные теологические воззрения представителей американского протестантизма (Л. Бичер и Г. Бичер-Стоун, Б. Стоун, Д. Л. Моуди, У. Миллер, Э. Уайт, Дж. Смит, Ч. Т. Рассел). Протестантский фундаментализм.

3. Протестантская теология в ХХ веке. Диалектическая теология (К. Барт, Ф. Гогартен). Экзистенциальная теология (П. Тиллих). Секулярная теология (Д. Бонхеффер). Теология процесса (А. Н. Уайтхед, Ш. Огден). Посттеистическая теология (Д. Зелле). Эсхатологическая теология (Ю. Мольтман и В. Панненберг).

4. Контекстуальная теология (М. Л. Кинг, Дж. Коун).

Литература:

  1. Чанышев А. Н. Протестантизм. – М., 1969.
  2. Тиллих П. Кьеркегор как экзистенциальный мыслитель // Тиллих П. Избранное. – М., 1995.
  3. Гаджиев К. С. Американский протестантизм: история и современность // ННИ. – 1993. - № 1.
  4. Фурман Д. Е. Религия и социальные конфликты в США. – М., 1981.
  5. Ковальчук С. Протестантский модернизм в США. – М., 1991.
  6. Москаленко А. Т. Пятидесятники. – М., 1973.
  7. Цопфи Я. На всякую плоть. – Б. м., б. г.
  8. Бартошевич Э., Борисоглебский Е. Именем бога Иеговы. – М., 1961.
  9. Добреньков В. Современный протестантский теологический модернизм в США. – М., 1980.
  10. Юлина Н. С. Теология и философия в религиозной мысли США ХХ в. – М., 1986.
  11. Ковальчук С. Протестантский модернизм в США. – М., 1991.
  12. Лезов С. В. Христианство и политическая позиция: Карл Барт // Путь. - № 1. – 1992.
  13. Тиллих П. Избранное: Теология культуры. – М., 1995.
  14. Бонхеффер Д. Сопротивление и покорность // ВФ. - № 10-11. – 1989.
  15. Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. – М., 1990.
  16. Нитобург Э. Л. Церковь афро-американцев в США. – М., 1995.
  17. Кинг М. Л. Есть у меня мечта… - М., 1970.
  18. Митрохин Л. Н. Социальная философия М. Л. Кинга // ВФ. – 1965. - № 7.
  19. Каримский А. М. Что такое черная теология? // Атеистические чтения. – 1984. – Вып. 13.

Методические рекомендации

Особенности развития протестантской теологии в XIX в. раскрываются, прежде всего, через характеристику наиболее заметных богословских и религиозно-философских течений, связанных с университетскими протестантскими кругами. В этом контексте необходимо проанализировать учения различных теологических школ: исторической, систематической и практической. Также следует выяснить, какие причины лежали в основе создания такой узкой специализации теологических изысканий в протестантизме. Особое внимание при этом следует уделить теологии «Новой Тюбингенской школы» (Ф. Баур, Д. Штраус, А. Ритчль). В качестве примера новаторских поисков в этой области следует рассмотреть творчество С. Кьеркегора и то влияние, которое оно оказало на протестантскую теологию и религиозно-философскую мысль в целом. Возвращение к понятию «божественного», мистическим прозрениям станет яркой характеристикой всей протестантской, и генетически связанной с ней, философии XIX века.

Важнейшей страницей в истории развития протестантской теологии в XIX-XX вв. стали воззрения представителей американского протестантизма (Л. Бичер и Г. Бичер-Стоун, Б. Стоун, Д. Л. Моуди, У. Миллер, Э. Уайт, Дж. Смит, Ч. Т. Рассел). Появление и развитие новых религиозных движений в США (методизм, мормонизм, пятидесятничество и т. д.) отражали как социально-экономические процессы внутри американского общества, так и развитие собственно богословских взглядов американских протестантов в эпоху Гражданской войны и Реконструкции. Дальнейшее их развитие привело, с одной стороны, к появлению протестантского фундаментализма (Дж. Фолуэл, школа «научного креационизма»), ставшего реакцией как на учение Дарвина и эволюционизма, так и на эмансипацию чернокожего населения США.

Протестантская теология в ХХ веке переживала дальнейшую специализацию и дифференциацию. Необходимо дать характеристику диалектической теологии К. Барта, Э. Бруннера, Р. Бультмана и Ф. Гогартена; экзистенциальной теологии П. Тиллиха; секулярной теологии Д. Бонхеффера; теологии процесса А. Н. Уайтхеда, Дж. Кобба, Ш. Огдена; посттеистической теологии Д. Зеле; эсхатологической теология (или теологии надежды) Ю. Мольтмана и В. Панненберга. Эти религиозно-философские системы стали не только достоянием протестантской богословской мысли, но и вошли в золотой фонд мировой философии, определяя направления ее развития и сегодня.

Еще одной важной стороной развития протестантской теологии ХХ в. стало формирование т. н. контекстуальной теологии, или синкретического богословия афро-американцев. Имена М. Л. Кинга, Дж. Коуна и др. представителей этого направления связаны не только с религиозной, но и общественно-политической деятельностью, борьбой чернокожего населения Америки за свои права. Необходимо вскрыть основы, на которых были сформированы религиозно-этические системы Кинга и других представителей контекстуальной теологии, объяснить их протестантскую составляющую.

Семинарское занятие № 14. Католическая теология в ХХ в.

1. Неотомизм в ХХ в. (Ж. Маритен). Персонализм (Э. Мунье, Ж.-М. Доменак). Католический экзистенциализм (Г. Марсель). Модернизм (К. Ранер, Г. Кюнг, П. Тейяр де Шарден).

2. Социальная доктрина современного католицизма («теология труда»).

3. Основные положения латиноамериканской «теологии освобождения» (Э. Дуссель, Ж. Л. Сегундо).

Литература:

1. Католическая философия сегодня. – М., 1985.

2. Гараджа В. И. Неотомизм. – М., 1969.

3. Губман Б. Л. Кризис современного неотомизма. – М., 1983.

4. Губман Б. Современная католическая философия: человек и история. – М., 1988.

5. Вдовина И. С. Французский персонализм. – М., 1977.

6. Тавризян Г. М. Г. Марсель: между христианским экзистенциализмом и «новым орфизмом» // Философия. Религия. Культура. – М., 1982 (Там же – Кюнг).

7. Кузмицкас Б. Ю. Философские концепции католического модернизма. – Вильнюс, 1982.

8. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1965.

9. Овсиенко Ф. Р. Критический анализ католической «теологии труда». – М., 1984.

10. Ястребов И. Б. Критика современной социальной доктрины католицизма. – М., 1986.

11. Ковальский В. Г. Социальные проблемы в христианстве // ННИ. – 1993. - № 3.

12. Революция в церкви? – М., 1990.

13. Григулевич И. Р. Мятежная церковь в Латинской Америке. – М., 1972.

14. Концепции историко-культурной самобытности Латинской Америки. – М., 1978.

15. Пасика В. М. Теология освобождения (Латиноамериканский вариант) // ВФ. – 1985. - № 1.

Методические рекомендации

Католическая теология в ХХ веке продолжала развитие тех проблем и методов, которые были введены в нее в XIX веке. Необходимо рассмотреть основные темы современного неотомизма (Ж. Маритен), персонализма (Э. Мунье, Ж.-М. Доменак), католического экзистенциализма (Г. Марсель) и модернизма (К. Ранер, Г. Кюнг, П. Тейяр де Шарден); попытаться проследить их развитие по сравнению с положениями прошлого века. Вместе с тем, необходимо выяснить как изменялась официальная позиция церкви по отношению к этим учением в течении века, особенно к модернизму, и чем была вызвана эта эволюция. Ведь на данный момент от почти средневекового преследования таких глубоких мыслителей как Маритен или Тейяр де Шарден, Ватикан пришел к признанию их важнейшего вклада как в религиозную, так и мировую философию в целом.