Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по истории мировых религий брянск 2007 (стр. 11 из 13)

Продолжала развиваться и модифицироваться и социальная доктрина католицизма, превратившаяся в настоящую «теологию труда». Следует выявить основные положения этой теологии, на примере основных документов (прежде всего, энциклик Павла VI и Иоанна Павла II) показать ее главные отличия от социального учения церкви в XIX веке и объяснить причины этих изменений.

Другим проявлением социального интереса внутри католической церкви стало появление т. н. «теологии освобождения» в государствах Латинской Америки, теснейшим образом связанной с общим социально-философским движением Освобождения, являвшимся реакцией на латиноамериканские социально-экономические и политические реалии. Необходимо выявить и проанализировать основные положения «философии освобождения», на примере работ ее основных идеологов (Э. Дуссель, Ж. Л. Сегундо и др.), обратить внимание на реакцию официальной церкви и причину изменения мнения Ватикана в конце ХХ века.

Семинарское занятие № 15. Учение первоначального ислама.

1. Религия и мифология до-исламской Аравии. Проблема преемственности.

2. Личность и учение Мухаммеда. Религиозный и социальный аспекты.

3. Мусульманская умма: проблема взаимодействия религиозного и социального.

Литература:

1. Ислам. Энциклопедический словарь. – М., 1991.

2. Климович Л.И. Ислам. – М., 1965.

3. Массэ А. Ислам. – М., 1963.

4. Бартольд В. В. Ислам // Соч., т. 6. – М., 1966.

5. Мавлютов Р. Р. Ислам. – М., 1974.

6. Очерки истории арабской культуры. V- XV вв. – М., 1982.

7. Пиотровский М. Б. Аравийские корни ислама // Народы Азии и Африки. – 1987. - № 3.

8. Еремеев Д. Возникновение ислама // Азия и Африка сегодня. – 1990. - № 1-3.

9. Шидфар Р. К. Пережитки тотемизма и табуирование у аравийских племен VI-VII вв. // СЭ. – 1990. - № 2.

10. Огудин В. Л. Магия в бытовом исламе // ЭО. – 2002. - № 4.

11. Огудин В. Л. Культ пещер в народном исламе // ЭО, 2003, № 1.

12. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам: очерк истории. 600-1258. –М., 1988.

13. Пиотровский М. Б. Мухаммад, пророки, лжепророки, кахины // Ислам в истории народов Востока. – М., 1981.

14. Пиотровский М. Б. О природе власти Мухаммада // Государственная власть и общественно-политические структуры в арабских странах. – М., 1984.

15. Кулиев Э. На пути к Корану. – М., 2003.

16. Кузнецов С. Л. К вопросу о связи религии и политики в исламе // Экономика, политика и идеология стран Азии и Африки. – М., 1978.

17. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. – М., 1982.

18. Саидбаев Т. С. Ислам и общество. – М., 1984.

19. Денни Ф. Ш. Ислам и мусульманская община // Религиозные традиции мира. – Кн. 2. – М., 1996.

Методические рекомендации

Для понимания путей и особенностей генезиса и раннего развития ислама необходимо иметь ясное представление о религии и мифологии до-исламской Аравии (пантеон, культ, основные мифологические персонажи и сюжеты). Необходимо выяснить тот первоначальный субстрат, на котором и сформировалось впоследствии учение Мухаммеда и других ханифов. Проблема преемственности между доисламскими и исламскими представлениями тем более важна, что на протяжении всего времени развития ислама вызывала самые разные реакции и споры со стороны исламских богословов и иных религиозных деятелей.

Личность и учение Мухаммеда важны для изучения ислама, ибо его авторитет (за редкими исключениями) до сих пор остается непререкаемым в мусульманском мире. Следует рассмотреть причины его обращения к проповеди монотеизма, в самом учении необходимо выявить религиозный и социальный аспекты (на основе «мекканских» и «мединских» проповедей), объяснить их эволюцию.

Прямым следствием проповеди Мухаммеда стало формирование мусульманской общины (уммы). Необходимо уяснить специфику этого социально-религиозного института, причины его формирования у мусульман. В данном аспекте наиболее значимым вопросом является проблема взаимодействия религиозного и социального в умме. Необходимо объяснить какие существовали в общине механизмы для снятия социальных противоречий, предложенных самим Мухаммедом, каким способом происходило объединение сакрального и профанного в обыденной и политической жизни раннеисламского арабского общества.

Семинарское занятие № 16. Догматика и ритуал классического ислама.

1. Коран и сунна. Тафсир. Хадисы.

2. Догматика ислама. Столпы веры.

3. Мусульманская мифология.

4. Исламский ритуал.

Литература:

  1. Коран. – М., 1990.
  2. Климович Л. И. Книга о Коране и его происхождении и мифологии. – М., 1988.
  3. Денни Ф. Ш. Ислам и мусульманская община // Религиозные традиции мира. – Кн. 2. – М., 1996.
  4. Кулиев Э. На пути к Корану. – М., 2003.
  5. Грюнебаум Г. Э. Основные черты арабо-мусульманской культуры. – М., 1981.
  6. Кнорозов Ю. В. Мазар Шамун-наби // СЭ. – 1949. - № 2.
  7. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. - Л., 1966.
  8. Басилов В. Н. Культ святых в исламе. – М., 1970.
  9. Фильштинский И. М. Представление о «потустороннем мире» в арабской мифологии и литературе // Восток – Запад. – Вып. 4. – М., 1980.
  10. Мусульманину об исламе (обряды и молитвы). – М., 1992.

Методические рекомендации

Коран является священной книгой мусульман, собранием высказываний пророка, которые определяют лицо ислама. Поэтому необходимо тщательное изучение основы мусульманского канона: знание истории создания и распространения Корана, его структуру, основные темы и их интерпретацию и т. д. Вторым по значению религиозным источником ислама является сунна – священное предание. Таким же образом, студент должен объяснить причины появления сунны, из чего она складывалась, по каким принципам шел отбор хадисов, основных элементов сунны. Необходимо акцентировать внимание на разном понимании сунны у суннитов и шиитов, объяснить причины появления шиитского священного писания – Акбар, и основную разницу между ним и сунной.

На основе Корана и сунны складывалась догматика ислама. Студенту необходимо знать основные догматы ислама и объяснить их значение (о единобожии, о рае и аде, об ангелах и т. п.). В этой связи следует обратить также внимание и на 5 т. н. «Столпов веры» ислама, как прикладное руководство к праведной жизни мусульманина. Необходимо сопоставить их с догматами и выявить их функциональное значение.

Лицо ислама определяет также и мусульманская мифология, во многом являющаяся связующим звеном с до-исламским прошлым арабов и других мусульманских народов. Следует знать основные сюжеты исламской мифологии, главные ее персонажи и их происхождение (джинны, сюжеты о рае и аде, мифы, связанные с деятельностью Мухаммеда и др.).

И, наконец, завершает характеристику ортодоксального ислама мусульманский ритуал. Необходимо представлять порядок традиционной исламской молитвы, основные религиозные праздники мусульман, связанные с ними культовые действия, порядок паломничеств и постов и т. п.

Семинарское занятие № 17. Мусульманское богословие и право в Средние века.

1. Мусульманское богословие (калам) и философские искания (мутазилиты и др.).

2. Шариат и адат: сущность и проблема соотношения. Фикх и основные мазхабы.

3. Тарикат: мистика ислама. Суфийские мистические учения. Дервиши.

Литература:

1. Арабская средневековая культура и литература. – М., 1978.

2. Мусульманский мир. 950-1150. – М., 1981.

3. Фролова Е. А. Проблемы веры и знания в арабской философии. – М., 1983.

4. Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. – М., 1990.

5. Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 1996.

6. История ат-Табари. – Ташкент, 1987.

7. Игнатенко А. А. Ибн Халдун. – М., 1980.

8. Игнатенко А. А. Общественно-политические воззрения Абу-ль-Хасана аль-Маварди // НАА. – 1989. - № 4.

9. Игнатенко А. А. Деятельный человек versus Божественное всемогущество // Этическая мысль. 1991. – М., 1992. (там же – Светильник благонравия).

10. Игнатенко А. А. Как жить и властвовать. – М., 1994.

11. Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика. – М., 1983.

12. Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. – М., 1978.

13. Ионова А. И. Мусульманское право и судопроизводство в Ю.-В. Азии // Вопросы научного атеизма. – 1983. – Вып. 31.

14. Мусульманское право. – М., 1984.

15. Шариат // ААС. – 1991. - № 7.

16. Бертельс Е.Э. Кабус-намэ. - М., 1953.

17. Бертельс Е. Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. – М., 1965.

18. Полякова Е. А. Новые сведения о суфийском трактате Абу Бакра ар-Рази «Мирсад ал-ибад» // Религии мира. 1983. – М., 1983.

19. Кириллина С. А. Эволюция египетских суфийских братств (XIX- начало ХХ в.) // Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. – М., 1985.

20. Шах И. Сказки дервишей. – М., 1996.

Методические рекомендации

Превращение ислама в мировую религию, охватившую громадные пространства Азии, Африки и Европы, контакт с новыми этносами, религиями, культурами с необходимостью требовало рационального обоснования его основных положений и принципов, чем и занялось мусульманское богословие (калам). Следует проследить генезис и эволюцию богословских воззрений в средневековом исламе, объяснить их причины и последствия для ортодоксии, охарактериховать основные положения учений таких богословов как аль-Газали, Ибн Халдун, ат-Табари, Абу-ль-Хасан аль-Маварди и др. Неизбежным было и проявление свободной критической мысли в поисках новых рационалистических методов и проблем в традиционном исламском богословии. С этой точки зрения необходимо выяснить роль классической античной философии (Аристотель и Платон) в исламском мире, проследить деятельность их мусульманских последователей и комментаторов (Ибн Сина, Аверроес), охарактеризовать философские искания мутазилитов и др. Также необходимо проследить влияние мусульманского богословия и философии на учения христианских и иудейских теологов.

Ислам изначально являлся социально ангажированным учением, призванным в рамках мусульманской уммы регулировать взаимоотношения между ее членами по всем вопросам быта и труда. Правовым сводом ислама стал шариат – система классического мусульманского права. Необходимо рассмотреть основные принципы, которыми руководствовалось классическое мусульманское право (фикх), их теоретическое обоснование, которым занимались 4 главные правовые школы (мазхабы). Сравнительный анализ деятельности мазхабов должен опираться на выявление главного источника права и основные методы его толкования, принятые той или иной школой. В данной связи возникает проблема соотношения шариата и адата. Необходимо дать определение адату, объяснить его функции и причины параллельного существования с шариатом.