Как и любая религиозная система, ислам не был лишен и мистического элемента, который был в большей степени аккумулирован в таком явлении как суфизм. Необходимо охарактеризовать и объяснить понятие Тариката (пути) мистического самосовершенствования, связанные с нем суфийские мистические учения. Также необходимо рассмотреть такое явление как дервишизм, народное понимание исламской мистики.
Семинарское занятие № 18. Секты и движения в исламе.
1. Специфика мусульманского сектантства. Основные секты суннизма и шиизма.
2. Суфийские ордена: структура и принципы деятельности.
3. Проблемы мусульманского синкретизма (испанские мориски, сикхизм, бахаизм).
Литература:
1. Беляев Е. А. Мусульманское сектантство. – М., 1957.
2. Ваххабизм // НАА. – 1965. - № 6.
3. Васильев А. М. Пуритане ислама? Ваххабизм и первое государство Саудидов в Аравии. – М., 1967.
4. Васильев А. М. История Саудовской Аравии. – М., 1982.
5. Киселев К. А. Египет и государство ваххабитов // ННИ. – 2003. - № 4.
6. Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XV вв. – Л., 1966.
7. Сурдель Д. Имамитские концепции в начале XI в. // Мусульманский мир. – М., 1981.
8. Бертельс Е. Э. Насир-и Хосров и исмаилизм. – М., 1959.
9. Малышева Д. Б. Исмаилиты // ВИ. – 1977. - № 2.
10. Ранчинский В. П. Мусульмане Сирии накануне распада Османской империи // Люди и политика: межвузов. сб. науч. трудов. – Вып. 7. – Брянск, 1999.
11. Бертельс Е. Э. Избранные труды. Суфизм и суфийская литература. – М., 1965.
12. Смирнов Н. А. Мюридизм на Кавказе. – М., 1963.
13. Блиев Н. М., Дегоев В. В. Кавказская война. – М., 1994.
14. Олейников Д. И. Шамиль // ВИ. – 1996. - № 5-6.
15. Уотт У. М., Какиа П. Мусульманская Испания. – М., 1976.
16. Ланда Р. Г. Мориски Испании // ВИ. – 1994. - № 2.
17. Гусева Н. Р. Секты в сикхизме // Страны и народы Востока. – Вып. 5. – М., 1967.
18. Ванина Е. Ю. Сикхизм // Вопросы истории, 1994, № 8.
19. www.bahai-library.org/russian
20. bahaigor.narod.ru
Методические рекомендации
Как и другие мировые религии, ислам изначально подвергся религиозным расколам и противоречиям, которые сопровождали (и сопровождают) всю его историю. Появление неортодоксальных сект, групп и движений с VII в. определяет во многом лицо и сущность исламской религии. Вместе с тем, мусульманское сектантство имеет свою специфику, по сравнению с христианством или иудаизмом. Необходимо вскрыть ее и объяснить причины отличий. Характеризуя основные секты суннизма и шиизма, необходимо объяснить, почему суннизм большую часть времени своего существования почти не знал сектантства, в отличие от шиизма, изначально разбившегося на множество сект и течений.
Другим организационным моментом в истории ислама стало существование суфийских орденов. Студент должен раскрыть структуру и принципы деятельности этих организаций, назвать основные из них и объяснить причины, по которым внутри ортодоксального и монолитного суннизма появляются подобные образования.
Ислам изначально проявил себя как динамично развивающаяся, и вглубь и вширь, религиозная система, поглощавшая в себя соседние народы и их культуры. Вместе с этим поглощением в ислам проникали некоторые элементы традиционных культур этих народов, становясь интегральной частью его учения и практики. Особенно это характерно для «пограничных» мусульманских территорий (Испания, Южная Азия, Дальний Восток). Таким образом, необходимо рассмотреть основные проблемы мусульманского синкретизма (испанские мориски, сикхизм, бехаизм), выявить причины и формы их существования, эволюцию.
Семинарское занятие № 19. Современные течения и проблемы ислама.
1. Концепции «мусульманского социализма» и «исламской революции».
2. Современные концепции «исламского государства» и «исламской экономики».
3. Современные концепции джихада и проблема исламского фанатизма (терроризма).
Литература:
1. Степанянц Р. Н. Мусульманские концепции в философии и политике в XIX-ХХ вв. – М., 1982.
2. Полонская Л. Р., Вафа А. Х. Восток: Идеи и идеологи. – М., 1982.
3. Полонская Л. Р. Мусульманские идейные течения и концепции // Наука и религия. – 1983. - № 6.
4. Ислам в современной политике стран Востока. – М., 1986.
5. Современный ислам: культура и политика. – М., 1994.
6. Борисов А. Современные исламские течения, цели, стратегия, тактика // ААС. – 1997. - № 10.
7. Игнатенко А. А. Исламские концепции социально-экономического и политического развития Ближнего и Среднего Востока // Философия и религия на зарубежном Востоке. – М., 1985.
8. Ионова А. И. Проблемы типологии «мусульманского социализма» // Актуальные проблемы идеологии национально-освободительного движения в странах Азии и Африки. – М., 1982. (там же ст. Шариповой о «мусульманском социализме» в Египте).
9. Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в современном Иране. – М., 1975.
10. Дорошенко Е. А. Иран: Мусульманские (шиитские) традиции и современность // ААС. – 1980. - № 8.
11. Ульяновский Р. А. Иранская революция и ее особенности // Коммунист. – 1982. - № 10.
12. Петров Н. Я. Шиитский фундаментализм и политика экспорта «исламской революции» // Восток. – 1990. - № 4.
13. Рзаев А. К. Мусульманская политико-правовая идеология и современность // Политические и правовые учения. – М., 1978.
14. Георгиев А. Ислам и проблемы развития государственно-политических систем в мусульманском мире // Советское государство и право. – 1982. - № 11.
15. Сюкияйнен Л. Р. Теория мусульманского государства и современность // Советское государство и право. – 1983. - № 9.
16. Шарипова Р. М. Современные богословские концепции «исламского государства» // Зарубежный Восток. – М., 1983.
17. Кокотов С. А. Принципы фундаментализма в политической системе Ирана // Религия, умонастроения, идеология в истории. – Брянск, 1996.
18. Иран: ислам и власть. – М., 2001.
19. Полонская Л. Р., Ионова А. И. Концепция «исламской экономики» // МэиМО. – 1981. - № 3.
20. Жмуйда И. В. Исламские принципы в экономике Пакистана // ААС. – 1981. - № 4.
21. Киреев Н. Г. Проблемы социально-политического развития Турции в турецких концепциях «исламской экономики» // Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. – М., 1982.
22. Шарипова Р. М. Экономические концепции идеологов Лиги исламского мира // Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики. – М., 1985.
23. Керимов Г. М. Проблемы войны и мира в исламе // Вопросы научного атеизма. – 1983. – Вып. 31. (там же ст. Ланды и др. о «исламском социализме» в Алжире).
24. Коровиков А. В. Исламский экстремизм в арабских странах. – М., 1990.
25. Сюкияйнен Л. Р. Ислам против исламского экстремизма // ААС. – 2003. – № 2.
26. Ланда Р. Г. Ислам в истории России.
Методические рекомендации
Ислам в ХХ веке пережил свой ренессанс, который проявился и в экономической, и в политической активизации исламских государств и сообществ, что привело к активизации и идеологической деятельности, призванной объяснить происходящие динамические процессы в государстве и обществе с точки зрения традиционного ислама. Так и возникают и развиваются концепции «мусульманского социализма» и «исламской революции», связанные с национально-освободительным движением мусульманских народов против колониализма и неоколониализма. Необходимо объяснить причины подобного идеологического обогащения традиционного ислама, проявившееся в обращении к социально-политическим теориям и терминологии Запада, их реальное воплощение в тех или иных исламских государствах Востока.
Обретение мусульманскими народами собственной государственности, попытки ее строительства в условиях отношений с мировым рынком и т. п. породили новые концепции о сущности и задачах «исламского государства» и «исламской экономики». Необходимо, прежде всего на примере Ирана и Пакистана, охарактеризовать основные принципы этих теорий, механизмы их воплощения в действительность, действенность их и результаты на сегодняшний день.
Борьба за независимое и полноценное существование мусульманских народов вылилась в ХХ веке в различные формы, одной из которых стал терроризм, как индивидуальный, так и организованный, вплоть до государственного уровня. В этих условиях идеологами насильственной борьбы за свои интересы были сформулированы новые концепции джихада, основные причины и принципы которых и необходимо проанализировать. Прямым результатом их провозглашения и проповеди стал рост исламского фанатизма, приводящего тысячи людей к смерти либо за грехи, либо за веру.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ».