Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по истории мировых религий брянск 2007 (стр. 6 из 13)

Литература:

  1. Ковалев С. И. Основные вопросы происхождения христианства. Л., 1964.
  2. Фрэнкель С. С. Христианство. Путь к спасению // Религиозные традиции мира. – Т. 1. – М., 1996.
  3. Гонсалес Хусто Л. История христианства. – Т. 1-2. – СПб., "Библия для всех", 2001.
  4. Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства (1933). – М., Издательство политической литературы, 1990.
  5. Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. – Т. 1-2. – М., 2000.
  6. Кубланов М. М. Новый завет. Поиски и находки. – М., 1968.
  7. Свенцицкая И. С. Запрещенные евангелия. – М., 1965.
  8. Апокрифы древних христиан. – М., 1989.
  9. Апокрифические апокалипсисы. – СПб, Алетейя, 2000.
  10. Кубланов М. М. Иисус Христос – бог, человек, миф? – М., 1964.
  11. Крывелев И. А. Что знает история об Иисусе Христе? – М., 1969.
  12. Зелинский Ф. Из жизни идей. – Т. 3 – Соперники христианства. – СПб., 1998.
  13. Трофимова М. К.. Историко-философские вопросы гностицизма. – М., 1979.
  14. Бычков В. В. Эстетика поздней античности. – М., 1981, гл. 2. (об отношении христиан к античной культуре)
  15. Луконин В. Г. Культура Сасанидского Ирана. – М., 1969.
  16. Робертсон Дж. Евангельские мифы. – М., 1923.
  17. Византийские легенды. – Л., 1972.
  18. Габинский Г. Критика христианской апологетики. – М., 1967.
  19. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. – М., 1979.
  20. http://www.philosophy.ru/library/origen/index.html (Ориген. О началах)
  21. Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. – М , 1992.
  22. Федосик В. А. Киприан и античное христианство. – М., 1991.
  23. Гарнак А. История догматов // Раннее христианство. – Т. 2. – М., 2001.
  24. Андреев Г. Христианство и проблема свободы. – М., 1965.
  25. Столяров А. А. Аврелий Августин // Аврелий Августин. Исповедь. – М., 2000.
  26. Писания мужей апостольских. – Рига, 1992 («Дидахе»).
  27. Бедуелл Ги. История церкви. – М., Издательство «Христианская Россия», 1996.
  28. Добшюц Э. фон. Древнейшие христианские общины // Раннее христианство. – Т. 1. – М., 2001.
  29. Голубцова. У истоков христианской церкви. – М., 1967.
  30. Воропаева К. Л. Кто такие апостолы? – Л., 1973.
  31. Аман А.-Г. Повседневная жизнь первых христиан. – М., 2003.

Методические рекомендации

Характеристику учения и культа раннего христианства необходимо начать с анализа христианского канона. Для этого следует знать составляющие этот канон книги, историю его формирования и развития. Необходимо представлять основное содержание канонических книг Нового Завета и так называемых апокрифов, понимать критерии отбора тех или иных книг в качестве признанных официальной церковью или отвергнутых ею. В этом же вопросе необходимо более полно ознакомится с личностью и учением основателя христианства – Иисуса Христа. Опираясь на доступный круг источников и современных исследований, студент должен попытаться охарактеризовать собственно учение самого Христа, его цели и задачи, а также отделить человека от мифа.

Становление христианства проходило в условиях идеологического и религиозного плюрализма, параллельно ему существовали десятки и сотни культов и религиозно-философских систем, претендующих на объяснение окончательной картины мира, реального и сверхъестественного. Таковыми были и неоплатонизм, и гностицизм, и герметизм, и манихейство. Каждая из этих религиозно-философских систем помимо борьбы с христианством влияла и на его оформление как учения и культовой практики. Необходимо вскрыть сущность этих учений, особенно гностической философии (системы Василида и Валентина) и, опираясь на эти знания, попытаться проследить пути взаимопроникновения христианства и его альтернатив. Одним из результатов подобного взаимовлияния стало формирование христианской мифологии, как опирающейся на генетически родственные христианству иудейские мифологические темы, так и создающей собственную тематику и символику, используя, в том числе, и гностические или митраистские образы.

Одновременно с формированием христианской картины мира (религиозной и мифологической) стала формироваться и христианская религиозная наука – богословие, призванная рационально объяснить иррациональные вещи. Богословие рождалось в полемике с авторами-язычниками или атеистами, защищая право на существование новой религии (апологетика) или стремясь ликвидировать противоречия в формирующейся доктрине и укрепить единство верующих (патристика и ересиология). Необходимо четко представлять круг проблем, которые решало то или иное направление раннехристианского богословия, знать основные положения учений наиболее известных отцов Церкви, причину эволюции их взглядов (как, например, в случае Тертуллиана). Вершиной античного христианского богословия, и в то же время началом богословия Средневековья, считается Августин Блаженный, разработавший главные темы и поставивший основные проблемы христианской философии и теологии (триединство Бога, свобода воли, существование греха, благодати и др.). Деятельность раннехристианских богословов способствовала формированию христианской догматики, формулированию основных догматов, определивших дальнейшее развитие христианской религии на многие века. Эти догматы были сведены воедино в так называемых Символах веры (Римском, Апостольском, Никейском). Необходимо объяснить причину существования нескольких символов веры, знать историю их появления и разработки, полемики по их поводу. Сравнив эти символы, необходимо объяснить причины различия в их содержании.

Характеризуя раннехристианскую общину необходимо рассмотреть ее с двух точек зрения: община как социальный организм, имеющая свои правила общежития, структуру, функции своих членов; и община как религиозно-культовая организация, обеспечивающая наиболее оптимальный, с точки зрения христианина, способ существования верующего. Студент должен проследить генезис и эволюцию христианской общины, усложнение функций ее административного аппарата, постепенное формирование клира и т. д., опираясь на раннехристианские источники (прежде всего, послания Павла, «Дидахе», «Пастырь» Гермы и др.).

Семинар № 4. Западно-римская церковь в эпоху раннего Средневековья.

1. Структура раннесредневековой церкви.

2. Развитие догматики в раннем Средневековье (Боэций, Кассиодор, Исидор Севильский, Реймсская школа, Беда Достопочтенный).

3. Раннесредневековое монашество. Уставы св. Августина и св. Бенедикта. Особенности ирландско-шотландского монашества.

4. Культ раннесредневековой церкви. Григорианская реформа литургии и григорианский хорал. Христианское искусство VI-XI вв. Романский архитектурный стиль.

Литература:

  1. Памятники средневековой латинской литературы, IV-IX вв. – М., 1970.
  2. Средневековье в свидетельствах современников. – М., 1984.
  3. Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада (1977). – Сретенск, МЦИФИ, 2000.
  4. Иванов В. Г. История этики Средневековья. – Л., 1984.
  5. Голинищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. – М., 1972.
  6. Проблемы средневековой философии. – М. – Л., 1964.
  7. Соколов В. В. Средневековая философия. – М., 1979.
  8. Современные зарубежные исследования по средневековой философии. – М., 1979.
  9. Чалоян В. К. Восток-Запад: преемственность в философии античного и средневекового общества. – М., 1979.
  10. Уколова В. И. Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V – начало VII века). – М., 1989.
  11. Джохадзе Д. В., Стяжкин Н. И. Введение в историю западно-европейской средневековой философии. – Тбилиси, 1981.
  12. Шишков А. М. Средневековая интеллектуальная культура. – М., 2003. – С. 33-52.
  13. Карсавин Л. Монашество в средние века. – М., 1992.
  14. Хольц Л. История христианского монашества. – СПб., 1993.
  15. Андреев А. Р. Монашеские ордена. – М., 2002.
  16. Лебедев А. П. Очерки внутренней истории Византийско-восточной церкви в IX, X и XI веках. – СПб., 1998.
  17. Культура и искусство западно-европейского средневековья. – М., 1982.

Методические рекомендации

Говоря о структуре раннесредневековой церкви в Западной Европе (V-XI вв.), студент должен проследить этапы трансформации раннехристианской общинной организации в средневековую церковную, ее причины и последствия. Необходимо четко представлять себе церковную раннесредневековую иерархию, все основные ее ступени (от римского епископа до приходского священника) и их функции. Здесь впервые поднимается вопрос о границах и приоритетах папской власти, который будет сопровождать всю историю католической церкви. В этой связи важно четко уяснить причины возвышения римских пап, приобретения ими наряду с идеологическими и политико-экономических функций, сочетания религиозной и светской власти. Важным аспектом существования церковной иерархии была ее экономическая самостоятельность. Необходимо уяснить источники существования и обогащения церкви, взаимоотношения по этому поводу со светской властью и паствой.

Что касается развития догматики и богословия в раннем Средневековье, то в этом вопросе на первый план выдвигается проблема становления средневековой теологии, прежде всего, фундамента, на котором она формировалась. В этой связи необходимо понять роль первых средневековых интеллектуалов, в условиях распада государственности и постоянных набегов варварских племен сумевших сохранить и интерпретировать античную религиозно-философскую традицию, прежде всего платонизм и неоплатонизм (Боэций и Кассиодор), с точки зрения христианской ортодоксии. Вместе с тем, формирование средневековой теологии шло и по линии утверждения примата церковных авторитетов в объяснении тех или иных вопросов веры. Такие церковные деятели как Исидор Севильский, Беда Достопочтенный и др. являются представителями этой тенденции в развивающейся католической теологии. Так или иначе, но основной проблемой в западноевропейском богословии с этого времени становится вопрос о соотношении веры и разума, рационального и иррационального в объяснении картины мироздания и деятельности Бога. Студент должен четко уяснить себе суть этой проблемы на примере деятельности вышеозначенных богословов и мыслителей.