Смекни!
smekni.com

Учебно-методическое пособие по истории мировых религий брянск 2007 (стр. 7 из 13)

Монашество в раннем средневековье было важным элементом т. н. христианского общества. В отличии от восточного православия католическое монашество было интегральной частью церковной организации, было авангардом католицизма, выполняя миссионерские функции в Западной Европе. Студенту необходимо объяснить причины такого сотрудничества церковной иерархии и монашества, наиболее яркими проявлениями которого стало создание монахами-миссионерами церквей на миссионных территориях или традиция выбора пап из монахов. Необходимо знать особенности монастырской организации и правила монашеского общежития, регламентируемые различными уставами. Первыми такими регламентами стали уставы св. Августина и св. Бенедикта, соответственно отражавших особенности деятельности первых монашеских орденов – августинцев и бенедиктинцев. Наряду с этими, признанными официальной церковью, монашескими организациями существовали и независимые от Рима монастыри, сохранившие античные традиции взаимоотношений с клиром. Такие монашеские организации сохранились в Британии и Ирландии, не подвергшихся столь фатальным последствиям нашествия варваров на Западную Европу. Необходимо показать особенности ирландско-шотландского монашества, его организации, сферы деятельности (прежде всего, миссионерство), объяснить истоки его самобытности, а также дальнейшую судьбу этого уникального явления в истории католицизма.

Рассматривая культ раннесредневековой церкви, необходимо кратко охарактеризовать его основные элементы (служба, месса, молитва и т. д.), его символику, порядок отправления ритуалов. Особенное внимание необходимо уделить формирующемуся понятию Таинств и их культовому и символическому воплощению. В этой же связи нужно дать определение понятию литургии и кратко объяснить причины и результаты ее реформы папой Григорием Великим. Григорианский хорал стал важнейшей частью западноевропейского искусства VI-XI вв., заложив основы будущего развития средневековой музыкальной и песенной традиций. Необходимо охарактеризовать его основные черты. Точно также и романский архитектурный стиль рождался и развивался в тесной взаимосвязи с христианской символикой и нес, помимо собственно архитектурных функций, еще и религиозные.

Семинарское занятие № 5. Католицизм в период развитого Средневековья.

1. Богословские проблемы XI-XII вв. Теология П. Дамиани и Ансельма Кентерберийского. Ранняя схоластика: П. Абеляр, Петр Ломбардский и др. Становление канонического права (Грациан).

2. Еретические учения XI-XII вв.: Иоанн Скот Эриугена, Амальрик, Давид Динанский, Арнольд Брешианский, Иоахим Флорский.

3. Формирование готического стиля в западно-европейском религиозном искусстве.

Литература:

  1. Памятники средневековой латинской литературы, X-XII вв. – М., 1972.
  2. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. – М., 1995.
  3. http://www.philosophy.ru/library/abel (Абеляр)
  4. Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.
  5. Рассел Б. История западной философии. – М., 1959.
  6. Университеты Западной Европы. Средние века. – Иваново, 1990.
  7. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада.
  8. Гуревич А. Я. Проблемы народной средневековой культуры. – М., 1981.
  9. Долгов К. М. Диалектика и схоластика. – М., 1983.
  10. Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

Методические рекомендации

Богословские проблемы XI-XII вв. связаны с предшествующим периодом развития католического западно-европейского богословия и, в силу этого, в центре споров стоит та же самая проблема соотношения веры и разума. На примере теологии П. Дамиани и Ансельма Кентерберийского студент должен показать как решалась эта проблема в эпоху развитого феодализма. Формирование схоластики как части средневековой теологии стало реакцией на предшествующий период. Студенту необходимо показать причины и особенности ранней схоластики, очертить круг ее важнейших проблем на примере творчества П. Абеляра, Петра Ломбардского и др. В данной связи необходимо проследить конфронтацию между сторонниками «рационального» богословия и приверженцами богословия «иррационального», что проявилось в знаменитой полемике Абеляра и Бернарда Клервосского. На этом фоне происходило и становление канонического права, связанного с деятельностью первых западноевропейских университетов, что хорошо видно на примере деятельности Грациана в Болонском университете. Необходимо объяснить причины появления необходимости в правовом регулировании религиозной сферы жизни общества.

Еретические учения XI-XII вв. являются важным моментом в истории средневековой Европы, став прообразом всплеска еретического движения в XIII-XIV вв. Эти еретические учения почти не вышли за стены университетов или монастырей, оставаясь, за редким исключением (Арнольд Брешианский), всецело внутрицерковной проблемой. Студенту необходимо объяснить причины появления еретических учений в XI-XII вв., очертить круг поставленных ими проблем на примере творчества Иоанна Скота Эриугены, Амальрика, Давида Динанского, Арнольда Брешианского и, особенно, Иоахима Флорского, попытаться найти общее и особенное.

Формирование готического стиля в западно-европейском религиозном искусстве, как и предшествующего ему романского, связано не только с сугубо функциональными потребностями, но отражало и потребности в отражении религиозных переживаний, олицетворяло новый тип религиозного мировоззрения. Студенту необходимо показать на примере наиболее знаменитых шедевров готического искусства (Нотр-Дам и т. д.) эти тенденции, объяснить наиболее яркие символы, происхождение самого термина «готика».

Семинарское занятие № 6. Формы религиозности в Западной Европе в период Высокого Средневековья.

1. Нищенствующие ордена: структура, цели и методы деятельности. Франциск Ассизский и Доминик де Гусман.

  1. Инквизиция в XIII-XV вв. Структура, цели, методы.
  2. Расцвет схоластического богословия. Дунс Скот, Альберт Великий, Бонавентура. Фома Аквинский и томизм.
  3. Полемика реализма и номинализма. У. Оккам.

Литература:

  1. Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII-XIII вв. // Соч. – Т. 2. – СПб., 1997.
  2. Франциск Ассизский. Сочинения. – М., 1995.
  3. Павловский Я. Святой Франциск Ассизский. – Рига, 1993.
  4. Бонавентура. Путеводитель души к Богу. – М., 1993.
  5. Абеляр Петр. Теологические трактаты. – М., 1995.
  6. Андреев А. Р. Монашеские ордена. – М., 2002.
  7. Мулен Л. Повседневная жизнь монахов в Западной Европе. – М., 2002.
  8. Ли Г. Ч. Инквизиция. – М., 1976.
  9. Григулевич И. Р. Инквизиция. – М., 1976.
  10. Арну А. История инквизиции. – СПб., 1995.
  11. Фома Аквинский // Антология мировой философии. – Т. 1. – М., 1969.
  12. Рассел Б. История западной философии. – М., 1959. – Кн. 2, ч. 2.
  13. Бергош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.
  14. Копплстон Ф. Ч. Аквинат. – М., 1999.
  15. Жильсон Этьен. Томизм. Введение в философию св. Фомы Аквинского. – М.-СПб., 2000.
  16. Долгов К. М. Диалектика и схоластика. – М., 1983.
  17. Богословие в культуре Средневековья. – Киев, 1992.

Методические рекомендации

При подготовке к первому вопросу этого семинара, студенту необходимо уяснить принципиальные отличия нищенствующих орденов (францисканцев и доминиканцев) от их предшественников (бенедиктинцев, августинцев и цистерианцев), объяснить причины их появления в XIII веке как альтернативы усилившимся еретическим движениям. Нужно охарактеризовать структуру, цели и методы деятельности нищенствующих орденов, рассказать о личности и взглядах их основателей – Франциске Ассизском и Доминике де Гусмане. В завершение студент должен сделать вывод о сути и деятельности нищенствующих орденов, принимая во внимание причины их возникновения, взаимоотношения с римской курией, с народными массами и др.

Еще одним средством борьбы с народными ересями в XIII-XV вв. стала папская инквизиция. Необходимо охарактеризовать ее структуру, цели, методы деятельности, объяснить причины трансформации инквизиционных епископских судов в централизованный папский Трибунал.

Высокое Средневековье это время расцвета схоластического богословия. Необходимо объяснить, почему теология именно в такой форме приобрела свое законченное выражение, какие факторы способствовали дальнейшему развитию и уточнению ее методов и круга проблем. Студент должен выявить основные положение религиозно-философских систем Дунса Скота, Альберта Великого, Бонавентуры. Но основное внимание необходимо уделить анализу личности и учения Фомы Аквинского. Нужно объяснить основные принципы томизма в той форме, которую создал Аквинат, почему именно томизм стал официально признанной доктриной папской церкви и остается таковой по сию пору, в чем значение доктрины Фомы в истории католического богословия и западной философии в целом.

Одной из частных проблем богословия XIII-XV вв. стала полемика между приверженцами реализма и номинализма. Ознакомление с ее основными темами и результатами поможет наглядно проиллюстрировать цели и методы схоластического богословия изучаемого периода. С этой точки зрения наиболее показательным будет учение У. Оккама и реакция на него современных ему богословов. Необходимо вскрыть социальные и политические факторы, сыгравших роль в появлении этой полемики и ее результатах.

Семинарское занятие № 7. Гуманистические тенденции в развитии западноевропейского католицизма.

1. Католическая мистика XIII-XV вв. Майстер Экхарт.

2. Гуманистические тенденции в католическом богословии в XIV-XVI вв. (Николай Кузанский, М. Фичино, Эразм Роттердамский, испанские гуманисты).

3. Папская курия в XIV-XVI вв.: структура и источники существования. «Ренессансные» папы: Николай V, Пий II, Александр VI, Лев Х.