Литература:
1. Майстер Экхарт. Избранные проповеди. – М., 1991.
2. http://www.philosophy.ru/library/ekh
3. Николай Кузанский. Сочинения. – М., 1979.
4. Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984.
5. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Сборник текстов. – Саратов, 1984.
6. Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век). – М., 1985.
7. Итальянские гуманисты XV в. о церкви и религии. – М., 1985.
8. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.
9. Тажуризина З. А. Философия Николая Кузанского. – М., 1972.
10. Брагина Л. М. Итальянский гуманизм: этические учения XIV-XV вв. – М., 1977.
11. Ревякина Н. В. Проблема человека в итальянском гуманизме 2-й пол. XIV – 1-й пол. XV вв. – М., 1977.
12. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. – М., 1977.
13. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. – М., 1997.
14. Софронова Л. В. Учение о Едином в философии Марсилио Фичино // Всеобщая история. Современные исследования. – Вып. 12. – Брянск, 2003.
15. Зубов В. Л. История диалектики XIV-XVIII вв. – М., 1974.
16. Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII вв. – М., 1984.
17. Эразм Роттердамский. Философские произведения. – М., 1986.
18. Цвейг С. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. – М., 1977.
19. Лосев С. С. Испанский гуманизм (XV-XVII вв.) // ВИ, №2, 1987.
20. Задворный В. Л. История римских пап. – М., 1955.
21. Лозинский С. Г. История папства. – М., 1986.
22. Гергей Е. История папства. – М., 1996.
23. Зарецкий Ю. П. Эней Сильвий Пикколомини (Пий II) // ВИ, № 11-12, 1996.
24. Клула И. Борджиа. – Р/н/Д, 1997.
25. Елин Г. Достояние клана Борджиа // ВС. - № 10. – 2003.
Методические рекомендации
Изучая особенности развития католицизма в эпоху Возрождения нельзя не коснуться католической мистики, расцвет которой приходится на XIII-XV века. Необходимо объяснить, почему расцвет мистицизма в Западной Европе связан с общими процессами в экономике, политике и культуре, получившими название Ренессанса. Проблема соотношения индивидуального опыта постижения Божественного и ценности коллективного спасения, провозглашенной Церковью, наиболее ярко представлена в учении великого немецкого мистика и теолога Майстера Экхарта. Нужно охарактеризовать личность и основные взгляды Экхарта, объяснить причины, по которым курия отвергла его учение.
Эпоха Возрождения определила культурный лик всего европейского общества, в том числе и Римско-Католической Церкви. Гуманистические тенденции, связанные с именами Николая Кузанского, М. Фичино, Эразма Роттердамского и некоторых испанских гуманистов (де Сото, де Виториа и др.) ясно прослеживаются, а во многом и определяют развитие католического богословия в XIV-XVI веках. Необходимо выяснить, в какой области они проявились наиболее ярко, почему культурные тенденции, явно светского происхождения, заняли такое важное место в религиозной сфере деятельности, став неотъемлемой частью не только культа, но и самой богословской мысли.
Проникновение светского начала в Католическую церковь особенно отчетливо проявилось в деятельности так называемых «ренессансных» пап, в формировании помпезного папского культа, в честолюбивых политических проектах усиления Папского государства и так далее. Необходимо дать характеристику состояния и тенденций развития папской курии в XIV-XVI вв., ее структуры, налоговой политики, внутренних источников существования и внешних экономических связей, международного положения и внутриполитических проблем. Все это следует проиллюстрировать на примере деятельности наиболее знаменитых из «ренессансных» пап: Николая V, Пия II, Александра VI и Льва Х.
Семинарское занятие № 8. Реформационное движение в Западной Европе: цели, идеология, результаты.
1. М. Лютер и его учение. Формирование лютеранской церкви.
2. У. Цвингли и цвинглианство.
3. Учение Ж. Кальвина и формирование кальвинизма.
4. Первые протестантские секты (анабаптисты, менониты, Чешские братья).
Литература:
1. Лютер М. Избранные произведения. – СПб., 1995.
2. Кальвин Ж.. Наставление в христианской вере. – Т. 1-2. – М., 1997.
3. Ревуненкова Н. В. Ренессансное свободомыслие и идеология Реформации. – М., 1989.
4. Маграт А. Богословская мысль Реформации. – Одесса, 1994.
5. Гараджа В. И. Протестантизм. – М., ИПЛ, 1971.
6. Очерки истории западного протестантизма. – М., 1995.
7. Я. Гус. М. Лютер. Ж. Кальвин. Торквемада. Лойола. Биографические очерки. – М., 1995.
8. Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик. М. Лютер и его время. – М., 1984.
9. Бецольд. История Реформации в Германии. – Т. 1-2. – СПб., 1990.
10. Зассе Г. На том стоим. Кто такие лютеране? – СПб., 1994.
11. Иванов В. В. У. Цвингли и военные программы южно-немецкого крестьянства в 1525 г. // Проблемы истории Западной Европы развитого и позднего феодализма. – Иваново, 1986.
12. Поршнев Б. Ф. Кальвин и кальвинизм // Вопросы истории религии и атеизма. – М., 1958. - № VI.
13. Миттер Х. Г. Основные идеи кальвинизма. – СПб., 1995.
14. Смирин М. М. Народная реформация Т. Мюнцера и Великая крестьянская война. – М., 1955.
15. История баптизма. Сб. – Вып. 1. – Одесса, 1996.
16. Митрохин Л. Баптизм. – М., 1997.
17. Крестьянинов В. Меннониты. – М., 1967
18. Ипатов Л. Меннониты. – М., 1978
19. Лившиц Г. Реформационное движение в Чехии и Германии. – М., 1978.
Методические рекомендации
Для реализации целей, поставленных на этом семинарском занятии, необходимо четко представлять суть критики Мартином Лютером основ католической церкви: в организационной, доктринальной и культовой сферах. Следует выявить основные положения его учения, проследить этапы его формирования, связанные со становлением Лютера как личности («инцидент в башне» и т. п.). При рассмотрении особенностей формирования лютеранской церкви, необходимо учесть политическую ситуацию в германских княжествах в первой половине XVI века, интересы немецких князей, позицию императора Священной германской империи, требования Рима. Необходимо объяснить политику дистанцирования лютеранской церкви от других реформаторских направлений, прежде всего, кальвинизма и анабаптизма, позицию Лютера и его ближайших сподвижников по поводу Великой крестьянской войны 1524 года. Особенно важно отразить изменения в основаниях лютеранства после смерти Лютера; с данной точки зрения необходимо проанализировать теологическую работу Меланхтона, завершившую собой формирование лютеранской теологии. В завершение, необходимо рассмотреть лютеранский канон: его основные книги и постулаты, символ веры и т. д.
Характеризуя личность и учение У. Цвингли следует рассмотреть особенности религиозно-политической ситуации в Швейцарских кантонах, в т. ч. в Цюрихе. Необходимо рассказать о реформаторской деятельности Цвингли, основных принципах его учения, объяснить причины его неудачных переговоров о союзе с Лютером и немецкими князьями, как идеологического, так и политического характера.
Таким же образом, необходимо, прежде чем говорить о Жане Кальвине и его учении, рассмотреть особенности развития религиозно-политической ситуации в Женеве, сравнив ее с Цюрихом. Следует объяснить причины победы протестантизма в Женеве; отметить специфику личности Жана Кальвина; рассмотреть основные принципы его учения, изложенные в его главных трудах («Наставление в христианской вере» и др.). Далее следует рассмотреть организационные аспекты кальвинизма, причины его распространения, в отличии от лютеранства, по всему миру.
Характеризуя первые протестантские секты (анабаптистов, менонитов, Чешских братьев) необходимо подчеркнуть их отличия, как представителей т. н. «народной реформации», от «официальных» учений кальвинизма и лютеранства. Необходимо особо коснуться проблемы формирования такой религиозной организации как «секта» и, на примере вышеозначенных реформаторских движений, дать ей характеристику.
Семинарское занятие № 9. Контрреформация в Западной Европе: идеология, цели, методы.
1. Богословские проблемы XVI века. Казуистика и схоластика. Пробабилизм. Тридентский собор.
2. Общество Иисуса (иезуиты): структура, идеология, цели и средства. И. Лойола.
3. Миссионерская деятельность католической церкви.
Литература:
Методические рекомендации
В данном вопросе необходимо охарактеризовать те тенденции и проблемы, которые определяли развитие католического богословия в XVI веке, т. е. в период полемики с реформаторскими учениями. Именно с этой точки зрения и следует рассматривать проблемы, связанные с увеличением роли казуистики и схоластики в теологии, и наиболее ярко проявившиеся в пробабилизме. Работа Тридентского собора должна рассматриваться как кульминация расхождения традиционной католической догматики и протестантской реформации. Необходимо объяснить значение догматической деятельности собора, проанализировать основные результаты его работы, особо подчеркнув роль решений о Катехизисе католической веры и образовании.