РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Федеральное агентство образования
Брянский государственный университет
имени академика И. Г. Петровского
Учебно-методическое пособие по
ИСТОРИИ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ
БРЯНСК 2007
ББК 63.3(0) 3я73
И-90
Учебно-методическое пособие предназначено в помощь студентам исторического факультета для лучшего усвоения материала по истории мировых религий. Оно содержит тематику лекций, семинарских занятий, методические рекомендации, список литературы, контрольные вопросы.
Составитель: кандидат исторических наук, доцент
Федин Андрей Валентинович
Рецензенты: Блуменау С. Ф. – доктор исторических наук, профессор, Золотов В. И. – доктор исторических наук, профессор.
Утверждено на заседание кафедры всеобщей истории, протокол № от
Рекомендовано к изданию Ученым советом БГУ, протокол № от
ББК 63.3(0) 3я73
© Издательство БГУ, 2007 г.
© Федин А. В.
Пояснительная записка
Курс «История мировых религий» включает в себя изучение и понимание процесса зарождения и развития такого исторического феномена как мировые религии, их взаимоотношения между собой и с теми формами организации обществ, в которых они существуют. Этот курс несет особую нагрузку. В прежние времена вопросы истории религии рассматривались в курсе «Научного атеизма», что сводилось к голой критике без сколько-нибудь обстоятельного знания предмета этой критики. Но и сегодня в лекционных курсах по всеобщей истории религии не уделяется первостепенного значения. Между тем, невозможно объяснить своеобразие той или иной цивилизации без знания истории религии. Ее изучение позволяет проникнуть в особенности этических норм, повседневного поведения, духовных ценностей и даже правовых установлений. Знание истории ислама или буддизма расширяет кругозор студентов, позволяет выйти за пределы европоцентризма, который, увы, еще свойственен как массовому сознанию, так и сознанию интеллигенции.
Вместе с тем, изучение разнообразных религиозных форм и учений способствует формированию религиозной толерантности и способности к адекватной оценки тех или иных актуальных проблем современного мира.
В ходе изучение предмета курса, мировых религий, студенты познакомятся с понятием «мировой религии» и его места в общей теории религии, с разными подходами к пониманию его специфики. Одной из главных задач является определить место буддизма, иудаизма, христианства и ислама в развитии мировой цивилизации, и, вместе с тем, отразить главные особенности каждой из мировых религий, проблемы контактов и степень взаимовлияния. Необходимое место, в этой связи, отведено освоению основных положений культурной антропологии: культурный контакт, синкретизм, компартментализация и т. д.
Основное внимание в представленном пособии отведено изучению развития мировых религий за рубежом. Это объясняется, во-первых, необходимостью ликвидировать значительный пробел в образовании российского студента в отношении путей становления и развития буддизма, католицизма или ислама; во-вторых, традиционно большой ролью, которую играет изучение православия и православной церкви в курсе Отечественной истории в ВУЗах, что может привести к проблеме дублирования материала.
Курс «История мировых религий» охватывает 54 часа лекционного и 54 часа практического материала и предназначен для студентов очной формы обучения. Такое распределение кажется особенно правомерным, поскольку способствует самостоятельной работе с первоисточниками и литературой и соответственно лучшему осмыслению проблематики. Виды организации учебного процесса включают: лекции, семинарские и практические занятия, контрольные работы. Методология основана, прежде всего, на системном подходе, с привлечением методов историзма и контекстуального анализа.
Программа курса история мировых религий.
1. Вводная лекция. Предмет и задачи курса «История мировых религий».
Определение религии и её сущностные характеристики. Основные концептуальные подходы к проблеме определения и исторического развития мировых религий: теологический подход (В. Шмидт, Э. Трёльч, Р. Отто); философско-социологический (К. Маркс и Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм, М. Элиаде, К. Леви-Строс); психологический (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Фромм).
Предпосылки возникновения и развития мировых религий: концепция «осевого времени» К. Ясперса.
Элементы и структура религии: религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.
Функция и роль религии.
2. Буддизм. Характеристика гуманистической религии «осевого времени».
Предпосылки зарождения буддизма: экономические, социальные, политические и идеологические. Социальный кризис 1-й пол. I тыс. до н. э. (кризис варновой системы) и кризис брахманизма. Роль отшельничества (шраманов) в становлении «неортодоксальных» учений (джайнизм, буддизм). Личность и учение Будды. Формирование буддистской протообщины. Смерть Будды и I буддистский собор. Формирование классического раннего буддизма к IV в. до н. э.
Раскол буддизма: Махаяна и Хинаяна. Причины раскола первоначальной общины на 2 течения. II собор в Вайшали и формирование школ стхавиравада и махасангиков. Характеристика основных положений Тхеравады (Хинаяны) и ее распространение в Юго-Восточной Азии и Шри-Ланке. Характеристика учений Махаяны: Мадхъямика и Йогачара. Судьбы буддизма в Индии и его влияние на формирование индуизма (тантризм).
Превращение буддизма в государственную религию и распространение буддизма. Магадха как первое буддистское государство. Династия Маурья и начало централизованного распространения буддизма в Индии и за ее пределами (III собор в Паталипутре). Буддизм в период Кушанского царства: IV собор в Кашмире при царе Канишке. Начало упадка буддизма в период правления династии Гуптов. Буддизм в Китае и школы китайского буддизма (Амидаизм, Чань-буддизм). Проникновение буддизма в Корею и Японию – формирование Дзэн-буддизма.
Ламаизм – тантрический буддизм Тибета. Особенности государственных форм буддизма в Тибетском царстве. Судьбы ламаизма в ХХ в.
Буддизм в ХХ в. возрождение буддизма в Индии и поиски новых форм существования (Дхармапала, Амбедакр и др.). Развитие международных центров буддизма. «Новые религии» Японии (Нитирэн). Буддизм в Европе и США.
3. Иудаизм. Характеристика авторитарной религии «осевого времени».
Предпосылки зарождения и развития иудаизма. Основные элементы иудаизма. Этапы формирования иудаистских доктрины и культа. Деятельность Моисея и установления Первого Завета евреев с Яхве. Завоевание евреями Палестины и формирование общеплеменного культа Яхве.
Эволюция представлений о едином Боге у евреев в период создания и развития централизованного государства. Роль и место I Храма в религии евреев. Деятельность «старых» пророков (Илия, Елисей). Религиозно-политический кризис IX-VIII вв. до н. э. Деятельность «новых» пророков (Амос, Осия, Исайя, Иеремия). Формирование «этического монотеизма».
Вавилонское пленение VI в. до н. э. Окончательное утверждение монотеизма Закона (деятельность Иезекииля и второ-Исайи) и формирование классического иудаизма. Основание II Храма и кодификация Закона (Второзаконие).
Завоевание Ближнего Востока Александром Македонским и начало процесса эллинизации иудаизма (Септуагинта). Роль еврейской диаспоры в эволюции иудаизма. Восстание Маккавеев и образование теократического государства в Иудее. Формирование религиозных партий и сект во II-I вв. до н. э. (саддукеи, фарисеи, ессеи и т. д.). Превращение Палестины в римскую провинцию.
Формирование концепций раввинистического иудаизма. Мишна и Мидраш. Восстание Бар-Кохбы. Деятельность Академии в Явне и создание Талмуда. Доктрины талмудического иудаизма.
Эволюция иудаизма в период Средневековья. Гонения со стороны христианской церкви и ислама. Эпоха гаонов. Караимский раскол. Формирование в диаспоре сефардского и ашкеназийского направлений в иудаизме. Развитие иудаистской философии (Ибн-Гвироль, Маймонид и др.) и Каббалы в Европе. Школы и направления в Каббале. «Зогар» и усиление мессианских течений в иудаизме в XVI-XVII вв. Хасидизм: его учение и направления.
Иудаизм в эпоху Просвещения. Деятельность М. Мендельсона. Эмансипация евреев в Европе и возникновение реформистских течений в иудаизме. Теория развивающегося иудаизма А. Гейгера. Иудаистский реформизм в США в XIX в. Ортодоксальный и консервативный иудаизм. Соотношение иудаизма и сионизма. Современный этап развития иудаизма. Положение иудейской религии в государстве Израиль.
ХРИСТИАНСТВО
4. Раннее христианство.
Общественно-исторические условия возникновения и распространения христианства. Иисус Христос и его проповедь.
Апостольский период. Начало миссионерской деятельности первых христиан. Деятельность апостола Павла. Складывание иудео- и языческо-христианских общин на территории Римской империи. Формирование их иерархической структуры.
Характеристика учения основных конкурентов христианской религии (митраизм, неоплатонизм, герметизм, гностицизм, манихейство) и проблема их взаимовлияния. Складывание христианского богословия (Антиохийская и Александрийская школы) в борьбе с языческими культами и первыми ересями II-III вв. Апологеты и ересиологи II-IV вв. (Ориген, Иустин, Тертуллиан).
Превращение христианства в государственную религию Римской империи. Деятельность Константина Великого и других христианских императоров. Завершение складывания иерархической структуры христианской церкви. Борьба с донатизмом. Формирование доктрин цезарепапизма и папизма.