5. Жданов Г.Б. Физика и общество // Вопросы философии. 1993. №8. С.105-112.
6. Кутырев В.А. Естественное и искусственное. Борьба двух миров.- Н.Новгород: Изд-во «Н.Новгород», 1994. С.3-110.
7. Левич А.П. Научное постижение времени // Вопросы философии. 1993.№4. С.115-124.
8. Леглер В.А. Наука, квазинаука, лженаука // Вопросы философии. 1993. №2. С.49-55.
9. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм // Полн.собр. соч. Т.18.С.273-281.
10. Мигдал А.Б. Физика и философия // Вопросы философии. 1990. №1.С.5-31.
11. Моисеев Н.Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии. 1990.№6.С.32-45.
12. Петров М.К. Человек и культура в научно - технической революции // Вопросы философии. 1990.№5.С.79-92.
13. Шрейдер Ю.А. Искусственный интеллект, рефлексивные структуры и антропный принцип // Вопросы философии. 1995.№7.С.163-167.
1. Бесконечность как философская проблема.
2. Биология человека в эпоху НТР.
3. Виртуальная реальность: от виртуальных истин до виртуальной реальности.
Занятие 21. Феноменология человеческого духа (2часа)
Вопросы:
1. Понятие духовной реальности, формы ее существования: информация, психика, сознание. Практика, язык, сознание.
2. Структура духовной реальности: бессознательное, сознание, самосознание. Предметность и рефлексивность сознания.
3. Процесс и цель познания (практика - чувство - разум - истина - практика).
4. Интуиция и творчество.
Дух, душа, знание, сознание, психика, информация, отражение, практика, язык, идеальное и материальное, предметность, образ, операциональность, бессознательное, самосознание, рефлексия, понимание, объяснение, интуиция.
Наибольший вклад в развитие теорий сознания и познания внесли представители диалектического материализма, феноменологических школ герменевтики, постструктурализма. В этом занятии подробно останавливаемся на марксистской версии духовной реальности.
Диалектический материализм рассматривает сознание человека как свойство материи, но не всей, а ее высшего продукта - мозга. Мозг человека, материальные процессы в нем являются субстратом, носителем, основой психических процессов. Определенные психические функции связаны с определенными участками мозга человека. Нарушение этих участков приводит к нарушению и соответствующих психических функций. Сознание, психика человека существуют как содержание нервномозговых процессов. Это определяет идеальную природу сознания. Сознание - это субъективная, духовная реальность, в отличие от объективной реальности, материи.
По отношению к объективному миру сознание следует рассматривать как отражение в идеальном, чувственном или логическом виде, в форме ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений и т.д.
Отмечают три уровня отражения, соответствующие трем основным структурным уровням материи: элементарное отражение (т.е. на уровне механических, физических и химических взаимодействий), биологическое отражение (на уровне живого) и социальное (человеческое). В соответствии с развитием отражения возникают и определенные формы, продукты отражательного взаимодействия: от пространственно - временных изменений предмета до появления второй сигнальной системы у человека, т.е. логического мышления.
Сознание как идеальное обладает реальным бытием только в связи с материей, которая или является субстратом, носителем сознания (нервно - мозговые процессы), или воплощает, выражает сознание (язык, предметная деятельность, различные знаковые системы). В частности, речь, слово является «материальной оболочкой мысли», а мысль - идеальным содержанием слова, речи.
Существенным фактором становления сознания является трудовая деятельность человека. Сознание есть продукт общественного развития, оно представляет собой отражение общественного бытия. В этом смысле сознание - не только отражение объекта, предмета деятельности, но и самой этой деятельности. Более того, сознание является отражением не только деятельности, но и взаимоотношений между людьми в процессе этой деятельности.
Таким образом, можно дать определение сознания - это свойство мозга отражать действительность в идеальных формах, которые выражаются в языке и служат регулятором деятельности человека. Сознание есть продукт общественного развития.
Философия марксизма (диалектический материализм) ввела категорию практики при построении теории познания. Практика есть источник, движущая сила и цель познания.
В отличие от марксизма, позитивистское направление было сосредоточено на анализе языка, и здесь оно и добилось немалых успехов в исследовании логических форм представленности знаний. Современная феноменология особое внимание уделяет социокультурным факторам познания (обыденного и научного). Герменевтика исследует эти факторы при анализе текста (любой природы).
1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.2. С.269-358.
2. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн. 2. С.482-494.
3. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания.- М.: Мысль, 1994. С.233-369.
4. Ярошевский М.Г. История психологии.- М.: Мысль, 1985. С.189-193, 465-525.
Занятие 22. Герменевтическая интерпретация истины.
Х.-Г. Гадамер «Что есть истина?» (2 часа)
Вопросы:
1. Вопрос Понтия Пилата. Скепсис в отношении науки.
2. Наука и истина. Суждение как место истины. Методичность - способ деятельности в науке. Наука как техника.
3. Истина по ту сторону науки. Мода и бюрократизм.
4. Стуктура «мотивация - вопрос - ответ» и историчность истины.
Ключевые термины
Герменевтика, либеральность, толерантность, свобода науки, непристойность доказательства, сокрытность, истина, суждение, достоверность, метод, номинализм, логический позитивизм, метаязык, речь, прагматизм, история, подлинное бытие, мотивация, понимание.
Х.-Г. Гадамер (1900) - немецкий философ, основоположник герменевтики, развивал идеи в русле философии Э. Гуссерля и М. Хайдеггера. Герменевтика - это философское направление, связанное с истолкованием (интерпретацией) текстов с целью определения истины.
Важнейшими понятиями герменевтики являются «понимание» и «предпонимание». Понимание не есть просто знание об объекте. Можно знать о человек многое, но не понимать его. Понимание есть схватывание истины средствами описания (не объяснения). Предпонимание есть некоторое наличное знание, с позиций которого осуществляется понимание (это может быть и предвзятое мнение, и психологическая установка, и интерес и т.д.).
Небольшая работа Х.-Г. Гадамера «Что есть истина?» затрагивает самый широкий круг проблем: от проблем современного скепсиса относительно науки до оригинальной трактовки истины. Здесь довольно четко прослеживаются этапы развития западноевропейской науки. Первый этап - античная наука с ее интересом к суждению (повествованию) и рациональному уровню; истина представляется как верное суждение об объекте. Второй этап связан с наукой Нового времени, когда ученых волнует достоверный путь к истине или метод. Третий этап, связанный с современным положением вещей, означает превращение науки в технику.
Излишняя требовательность науки к себе, выраженная в существовании многочисленных запретов, становится ее настоящей бедой. Истина ускользает от нее. Причина тому - нежелание науки заниматься областью, которая полна мотивов и ценностных установок. Истина - не столько в суждении, сколько в вопросе (вопрошании), а сам вопрос чем-то мотивирован. (Область мотивов чаще остается сокрытой от глаз ученого, ею занимаются гуманитарии, священники, врачи и т.п.). Быть может, именно поэтому Восток не пошел по пути науки, ограничившись философско-религиозными системами.
1. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.138-151.
2. Гадамер Х.-Г. Что есть истина? // Логос. Вып.1.- М.: Гнозис, 1991. С.30-37.
3. Современная западная философия: Словарь. С. 67-69,74-77.
4. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб.пособие для вузов. В 3 ч. (См. от Шопенгауэра до Дерриды).
Занятие 23. Человек в мире культуры (2часа)
Вопросы:
1. Культура и природа. Исторический, практический, познавательный, эстетический и другие аспекты взаимодействия культуры и природы. Характер отношений культуры и природы: от идеи их несовместимости (Ницше Ф., Фрейд Э.) к идее гармонизации отношений культуры и природы (Швейцер А., Лоренц К.)
2. Культура и общество. Проблема замкнутости культур (Шпенглер О.) и единства историко-культурного процесса (Ясперс К.). Соотношение уникального и универсального в культуре человечества. Проблема Запада и Востока в русской философии («западники» и «славянофилы»).
3. Культура и личность. Информационно-познавательная, коммуникативная, регулятивная, аксиологическая, эвристическая и другие функции культуры. Ценности культуры как цели творчества. Свобода и трагедия творчества в культуре. Культура как процесс самосозидания личности.
Ключевые термины
Социокультурный процесс, культура как символ, культура как игра, культурно - исторический тип, локальность культуры, технократизм как тенденция культуры, экологизация культуры, культура личности, культура как общение.
Методические рекомендации
Культура представляет собой сложное явление, существующее в двух формах: предметное бытие культуры (традиционно называется материальной культурой) и бытие в личностной форме (духовная культура). Эти формы взаимосвязаны, являясь аспектами одного целого - жизнедеятельности социального человека. Базовые культурные смыслы и ценности, составляя сердцевину, ядро социального в человеке, воплощаются (объективируются) в процессе его деятельности и формируют социокультурный контекст его жизни.
В истории человечества преодоление природной ограниченности человека и зависимости его от природы рассматривалось многими философами прежних времен как главный признак качества культуры. Сегодня в культуре утверждается ориентация на обретение нового единения с природой: экологическая функция занимает важное место среди других функций культуры ХХ в.