Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 2 из 13)

Человек изучается комплексом медико-биологических и гуманитарных наук (психология, история, культурология, этика и др.). Мир изучается комплексом естественных, технических и социальных наук. На долю философии остается отношение между этими реальностями и их научными копиями (т. е. отношение между гуманитарным и природным социальным знанием). Отношение не остается равным самому себе и меняется в зависимости от того, каков человек и каков его мир. Нет смысла доказывать, что древний грек относился к миру иначе, чем нынешний выпускник вуза. Отношение юноши к окружающей его реальности иное, чем у глубокого старца. Молодой человек всегда преисполнен надеждами и предвкушениями удивительных открытий. Мир меняется, но медленнее человека (звезды и тысячи лет назад светили тем или иным светом). Быстрее всех меняется отношение. Даже к Солнцу у одного и того же человека разное отношение в жаркой пустыне или на Крайнем Севере.

Великое многообразие и разноцветье отношения тоже предполагает множественность философских подходов к миру и человеку. Ясно, что для исследования столь странного объекта необходимы удивительно гибкие методы и «приборы». Они есть. Их совокупность называется диалектикой. Диалектика - всеобщий метод, требующий всесторонности рассмотрения объекта и являющийся наиболее гибким инструментом теоретического познания.

Курс построен таким образом, чтобы уловить текучесть и многообразие отношений человека к миру. Изучая классические философские источники, можно увидеть, как «детское» восприятие мира древними греками сменяется благоговением средневекового человека перед могуществом вселенского Разума. А затем, на смену средневековому влюбленному романтику приходит трезвый и расчетливый гражданин буржуазного общества и начинает оценивать мир с экономических позиций. Человек, воспитанный в недрах старейших культур Востока, относится к миру «созерцательно», не желая его переделывать. Человек западной ориентации, напротив, не может примириться с данностью и горит желанием переделать мир на свой лад.

Современная мозаичная картина сосуществования разнообразных философских школ и направлений (критический рационализм и герменевтика, постструктурализм и марксистские школы, бихевиоризм и прагматизм, философия «новых философов») отражает богатую палитру отношений человека к миру. Настоящее пособие нацелено на изучение этих отношений в зависимости: 1) от человека (например верующий или атеист, прагматик или созерцатель); 2) масштаба мира (Вселенная, биосфера, общество, культура, техносфера, «внутренний мир» человека).

Каждая последующая тема логически связана с предыдущей и снабжена перечнем вопросов для изучения, глоссарием, списком литературы и, что важно, методическими рекомендациями для овладения основным сюжетом темы (своего рода «know how» - секретами мастерства, которыми делятся составители тем).

БАЗОВЫЕ ИСТОЧНИКИ

Раздел 2. Философия: основные эпохи и идеи

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов.- М.: Наука, 1994.

2. Радугин А.А. Философия.- М.: Высш. шк., 1996.

3. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 1. Философия древности и средневековья / Под ред. Н.В.Мотрошиловой.- М.: «Греко-латинский кабинет», 1995.

4. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн. 2. Философия ХV-ХIХ вв.) / Под ред. Н.В.Мотрошиловой. - М.: «Греко-латинский кабинет», 1996.

5. Мир философии: Хрестоматия. - М.: Политиздат, 1991. Ч.1.

6. Мир философии: Хрестоматия. - М.: Политиздат, 1991. Ч.2.

7. Социальная философия: Хрестоматия. - М.: Высш. шк., 1994. Ч.1.

8. Социальная философия: Хрестоматия. - М.: Высш. шк., 1994. Ч.2.

9. Русская философия: Малый энциклопедический словарь.- М.: Наука,1995.

10. Рассел Б. Мудрость Запада.- М.: Республика, 1998.

11. Спиркин А. Г. Философия. М., 1999.

12. Философия: история и современность. Хрестоматия / Под ред. А. М. Бекарева.- Н. Новгород: НГТУ, 2000.

13. Двенадцать лекций по философии / Отв. ред. И.Я. Лойфман - Екатеринбург, 1996.

14. Хрестоматия по истории философии (западная философия): Учеб. пособие для вузов. В 3 ч. - М.: Гуманит. изд. центр «Владос», 1997.

Раздел 3. Современная теоретическая философия

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений / Под ред.И.Т.Фролова. - М.: Политиздат,1989. Ч.2.

2. Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М.: Интерпракс, 1995.

3. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. - М.: Наука, 1994.

4. Радугин А.А. Философия.- М.: Высш. шк., 1996.

5. Современная западная философия: Словарь.- М.: Политиздат, 1991.

6. Современная философия науки: Хрестоматия.- М.: Наука, 1994.

7. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Контакт-Альфа, 1995.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

п/п №

Темы

Часы
1 Философия в мире культуры (культурно-исторические типы и их теоретическое осознание) 4
2 Философия и мировоззрение. Основное мировоззренческое отношение. Типы мировоззрений 4
3 Философия в мире науки (идеалы и нормы научного мышления. Философия как мировоззренческая наука) 4
4 Диалектика как «логос» философии 4
5 Философская антропология: основные концепции человека в современной философии 4
6 Философия природы. Человек во Вселенной (Религиозная, научная, философские картины мира. Коэволюционная стратегия) 4
7 Практически-духовное освоение мира (созерцание, практика, познание) 4
8 Социальная философия. Человек в обществе (история и теория общества. Человек как субъект истории). Запад-Россия-Восток 4
9 Культурные измерения человека и мира (культура и цивилизация) 4
10 Человек в информационно-техническом мире. Роль науки и техники в культурной истории общества 4
11 Индивидуально-экзистенциальные проблемы бытия человека. Свобода, вина и ответственность 4
12 Проблемы и перспективы современной цивилизации. Человек и его судьба 4
13 Философия политики. Вызов истории 4
ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

РАЗДЕЛ 1

ВВОДНЫЙ КУРС

Занятие 1. Культурное измерение философии (2 часа)

Вопросы:

1. Понятие культуры. Нормы и ценности культуры. Субкультуры.

2. Запад и Восток как культурные суперсистемы.

3. Мудрость среди ценностей культуры. (Богатство, свобода, любовь, дружба, карьера, деньги, комфорт, знание, профессионализм, вера и т.д.). Истина, добро, красота - составляющие мудрости.

4. Философия - любовь к мудрости. Философия как «логос» культуры. Многообразие философских направлений..

5. Русская культура и ее теоретическое (философское осмысление ). Дискуссия.

Ключевые термины

Культура, природа, культурные ценности и нормы, культурные суперсистемы, локальные культуры, субкультуры, контркультуры, истина, добро, красота, мудрость, логос, цивилизации.

Методические рекомендации

Культура (лат. - culture ) раньше, в Древнем Риме, означала некоторый способ (технологию) возделывания почвы. И сейчас она сохраняет свое технологическое определение: культура как способ осуществления любой деятельности в соответствии с какими-либо «эталонами» (так говорят о культуре производства, речи, письма, делового общения и т.д.). Но более распространенным является нормативное определение культуры, где она рассматривается как исторически определенная система ценностей, норм и правил поведения. Наука, мораль, искусство, религия, игра - это формы проявления культуры (своего рода ее «аккумуляторы»). Ценность - это не предмет, который ценится, и не субъективная точка зрения индивида. Ценность - это устойчивое отношение людей к окружающим вещам и друг к другу. Ценной для человека может быть и вещь (искусственная или естественная), и другой индивид, и само отношение (таковы любовь, дружба, уважение, гордость, честность и др.).

Культура цементирует общество, объединяя его вокруг общих ценностей. Главная ее функция - интегрирующая. В свою очередь, философия интегрирует культуру. Однако единой для всех времен и народов культуры нет. Можно выделить культурные суперсистемы (термин П. Сорокина), в каждой из которых объем общих и существенных ценностей для носителей этих культур невелик. Это такие культурные комплексы, как Запад и Восток. Гораздо органичнее локальные культуры, где набор общих ценностей довольно широк. В рамках локальных культур можно выделить атомарные субкультуры и антиподы господствующих культур - контркультуры.

Наиболее интересными являются содержание и иерархия культурных ценностей. Есть ценности, связанные с обладанием (деньги, собственность, комфорт, власть, слава и т.д.). Есть ценности, связанные с самореализацией человека (дело, любовь, дружба, честь, ум, мудрость, красота, добро и т.д.).

Какое место среди ценностей разных народов играет мудрость? Ведь мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное (где истина, что есть добро, и где искать совершенное и прекрасное). Философия предстает как «квинтэссенция» культуры, то есть она изучает наиболее значимые ценности и идеалы той или иной культурной системы. Многообразие культур предполагает многообразие философских систем. Даже малые субкультуры порождают в качестве своего теоретического переосмысления особую философию. Вместе с тем существуют универсалии культуры (общие для всех народов правила и ценности), через них философия становится единой.

Важно заметить, что Россия, находясь между Востоком и Западом, тяготеет к западной (иудео-христианской) культуре. Это выражается во всех реформаторских движениях, в культуре управления, науке, искусстве и, разумеется, в философии. Однако вопрос о принадлежности русской культуры к тому или иному типу или культурному комплексу, является дискуссионным. Если в русских сказках главным героем является Иванушка-дурачок, то какое место в иерархии ценностей играет здесь мудрость?