Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 4 из 13)

В отличие от скептиков и софистов, многие другие античные философы думали, что есть инструмент познания, способный привести пытливого исследователя к истине путем преодоления тьмы мнений. Инструмент этот - диалектика. Античными мыслителями диалектика трактуется неоднозначно. И все же общим местом является ее определение как метода, способного вывести человека из сетей противоположностей. Умение найти скрытое единство за внешне враждебными противоположностями объекта (или суждения) есть диалектический метод. Отсюда надо полемизировать, спорить, сталкивать противоположные мнения, чтобы добраться до истины, ведь мудростью обладает не тот, кто владеет богатством, обширными знаниями, кто стремится к вершинам славы и власти. Различные античные школы, разумеется, проповедовали свой идеал мудреца: одни говорили - мудр тот, кто познал покой и счастье; другие утверждали, что мудр многознающий; третьи убеждали - «многознание уму не научает» (Гераклит). Но, так или иначе, мудрец должен владеть истиной. Вопрос лишь в том, где она.

Вам надлежит более подробно ознакомиться с небольшим диалогом Платона «Соперники», где речь идет о том, почему философ должен знать многое о многом, и для чего это ему надо.

Окажется полезным также знакомство с философией и диалектикой Платона путем обращения к оригинальным текстам Диогена Лаэртского (античного историка философии). Как сам текст Платона, так и интерпретация платоновской философии, должны подвести к итоговому положению: натурфилософские взгляды античных философов (о космосе, субстанции, природе вещей) не являлись главным содержанием их размышлений; таким содержанием были этические (нравственные) конструкции философских теорий. Искомая истина античных мудрецов заключалась в том или ином благе ( коллективном или индивидуальном, в справедливости или идеальном порядке).

Литература

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. Статьи: «Анаксагор», «Анаксимандр», «Аристотель», «Анаксимен», «Гераклит», «Демокрит», «Зенон из Элеи», «Парменид», «Пифагор», «Платон», «Протагор», «Сократ», «Эпикур», «Эмпедокл».

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.93-114.

3. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.- М.: Мысль, 1979. С.150-181.

4. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1.

5. Лосев А.Ф. Дерзание духа:- М.: Политиздат, 1989. С.9-80.

6. Платон. Диалоги.- М.: Мысль, 1986. С.404-414.

7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. – СПб.: ТОО ТК Петрополис,1994.

8. Семушкин А.В. У истоков европейской рациональности (Начало древнегреческой философии) Учеб.пособие.-М.: Интерпракс,1996.

9. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.7-23.

10. Рассел Б. Мудрость Запада.- М.: Республика, 1997.

Занятие 5. Философские традиции Востока (4 часа)

Вопросы:

1. Древнекитайская философия: конфуцианство и даосизм.

2. Трактат «Дао дэ Цзин» (Лао цзы). (Дао воина, дао правителя, дао совершенномудрого).

3. Древнеиндийская философия:

· Веды (учение о манвантаре, индуизм);

· хинаяна и махаяна в буддизме;

· йога.

Ключевые термины

Дао, ли, инь, ян, недеяние, инкарнация, манвантара , карма, абсолют, акаша, атман, майя, авидья, джива, нирвана, махаяна, хинаяна, шар, йога, Веды.

Методические рекомендации

При изучении поливариантной философии традиционного Востока (а это Индия, Китай, мусульманские страны, страны Тихоокеанского региона) главная трудность связана с освоением малопонятного языка. Трудность усугубляется тем, что значение многих понятий едва уловимо в силу «инобытия» восточных культур ( в европейской культуре нет подобных образов). Одно из важнейших в ведической философии понятие Абсолюта на западе воспринималось бы в значении «Все» (все, что равно бытию). А на Востоке - в значении «Ничто». Абсолют «ни велик, ни мал, ни короток, ни длинен, ни пылающе красен, ни «прилипчив». (Он) не тень, не свет, не воздух, не пространство, без привязанностей, без вкуса, без запаха, без глаз, без ушей, без голоса, без ума, без блеска, без дыхания, без рта, без меры, не имеющий ничего ни внутри, ни снаружи...» (Брихадараньякаупанишада.III.8.8.).

В индийской философии есть представление о начале, и есть представление о завершении судьбы (нирвана - «угасание свечи» - не жизнь и не смерть, деяние посредством недеяния).

Что касается китайской философии, то следует иметь ввиду ее двойственность. Философия Конфуция (551-479 г. до н. э.) - это этическая доктрина для светской жизни. В доктрине главным понятием является «жэнь» (гуманность). Это даже не понятие, а принцип, сформулированный Конфуцием так: «Чего не желаешь себе, того не делай людям». В Европе подобное правило получило название «золотого правила нравственности». Философия Лао – цзы (даосизм) - это более изощренная система для тех, кто принял монашеский обет и ушел от соблазнов светской жизни. Даосизм - духовная пища мудрецов. Дао, не имеющий начала, означает «путь» Вселенной и каждой части мира. Мир безначален и бесконечен. Дао - закон непрерывного изменения мира. Формы проявления дао различны для планет, растений, животных и людей. У воинов, простолюдинов, правителей и мудрецов тоже разные дао (ли). Инь - женское, пассивное, темное в мире; ян - мужское, активное, светлое. Их чередование и есть дао. Инь и ян образуют Великий Предел.

Важно иметь ввиду такой любопытный сюжет в сценарии ведической философии, как манвантара. Манвантара есть нисходящий путь развития (падения, засыпания) человечества от высшей касты (лебедь) в период золотого века до периода железного века, когда люди достигнут самой низкой точки в своем духовном развитии. Манвантара, известная во II тысячелетии до Р.Х., противоположна современной европейской идее беспредельного прогресса.

Литература

1. Безант А. Древняя мудрость.- М.: СП «Интерграфсервис», 1992.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1.С.80-92.

3. Древнекитайская философия: В 2-х т.- М.: Мысль, 1972. Т.1. С.114-174.

4. История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.1. С.378-442.

5. Токарев С.А. Религия в истории народов мира.- М.: Политиздат, 1976. С.447-471.

6. Философия: история и современность: - Хрестоматия.С.23-36.

7. Шанкара. Атманодха // Антология мировой философии.- М.: Мысль, 1969.Т.1. Ч.1. С.157-164.

Темы докладов

1. Р.Генон. Царь мира // Вопросы философии. 1993. № 3. С.97-134.

2. Философия Дзэн как школы буддизма (по работе Г. Демулена «История Дзэн-буддизма. Индия и Китай.- СПб.: ТОО «ОРИС» ТОО «ЯНА-ПРИНТ», 1994).

Занятие 6. Средневековая западноевропейская философия: на службе у теологии (2 часа)

Вопросы:

1. Библия: фундаментальные идеи.

2. Философия - «служанка богословия». Учение о двух мирах. Теоцентризм.

3. Соотношение разума и веры - центральная проблема философии средневековья.

4. Номинализм и реализм - проблема универсалий.

5. Учение о Боге и человеке. Доказательства бытия Бога. Человек в жизни и смерти. Проблема свободы воли.

6. От государства к всемирному религиозному (христианскому) братству: утопия 2.

Ключевые термины

Бог, бытие, гностицизм, вера и разум, догматизм, знание, истина, креационизм, монотеизм, откровение, номинализм, патристика, реализм, схоластика, свобода воли, теология, теоцентризм, томизм, универсалии.

Методические рекомендации

Изучение средневековой философии Европы должно проходить под знаком Библии. Античная философия обесценила чувство веры, считая его таким же «темным», как зрение или обаняние. Библия, будучи священным текстом или «Словом Божьим», подняла значение веры на недосягаемую (для разума) высоту. В связи с этим следует остановиться на содержании Библии (в единстве ее двух Заветов) и выявить основополагающие идеи. К таким идеям относятся монотеизм, креационизм, провидение и свобода воли, первородный грех, искупление, «агапэ» (благодать), бессмертие души, спасение.

После знакомства с содержание Библии легче понять новую роль философии в эпоху господства христианских идей (а это ни много, ни мало почти 15 веков: с I по ХV вв. н.э.). Правда, сама средневековая философия имеет возраст 10 веков (V-ХV вв.н.э.). Поскольку разум в Библии оценивается ниже, чем вера, постольку философия рассматривалась отцами церкви в качестве «служанки богословия». Ее (философии) главная задача - служить распространению христианских идей путем их доказательства для неверующих. В Ветхом Завете выдвигается идея существования двух миров (тварного и нетварного), один из которых является объектом вдохновения и утешения для богословов (нетварный мир или сам Бог с его ангелами-помощниками), другой - объектом размышления для философов (сотворенный земной мир). Следует учесть, что религиозная картина мира становится теоцентричной - Бог держит в своей деснице власть над всеми вещами и существами.

Существуют два периода в развитии средневековой философии: 1) патристика и 2) схоластика. В период патристики философия - это прерогатива отцов церкви. Здесь она не имеет сколько-нибудь самостоятельного значения, ибо философствовать дозволялось лишь в рамках веры. Рекомендуется обратить особое внимание на взгляды одного из выдающихся представителей патристики - Августина Аврелия.

В период схоластики философия выходит из лона церкви и поселяется в университетах (XII-ХV вв.). Это означает, что она возымела самостоятельное значение и ее идеи не сводятся лишь к обоснованию библейских догматов. Наиболее значительной фигурой в схоластический период был Фома Аквинский (ХIII в.).

Проблема соотношения веры и разума решалась по-разному в эпоху патристики и в эпоху схоластики. В раннем средневековье разум рассматривался как составляющая веры, в схоластический период ему отводится собственное поле деятельности, связанное с тварным миром. В это время на авансцену выдвигается проблема существования общих понятий - универсалий (таких как природа, разум, человек и т.п.). Проблема человека решалась в зависимости от библейских сюжетов о свободе воли и божественном предопределении.