Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 5 из 13)

Литература

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.7,111, 343.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.115-132.

3. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1. С.245-377.

4. Радугин А.А. Философия. С.69-93.

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2. Средневековье. – СПб.: ТОО ТК Петрополис1994.

6. Соколов В.В. Средневековая философия.- М.: Высш. шк. 1979. С.51-84, 316, 338-378.

Занятие 7. Д. Бонавентура «О возвращении наук

к теологии» (2 часа)

Вопросы:

1. Виды познания сотворенного мира. Озарения, их источник, состав, характер действия, назначение, упорядоченность.

2. Триадичный способ проявления божественной мудрости во всяком познании (среда, порядок жизни, цель).

3. Проблема соотношения науки, философии и теологии.

4. Почему наука возвращается к теологии?

Ключевые термины

Слово, слово вечное и воплощенное, озарение, подобие, эманация, моральная философия, натуральная философия, теология, стихии.

Методические рекомендации

Д.Бонавентура (1221-1274) - святой и один из учителей католической церкви, генерал францисканского ордена. Главной задачей ума (и философии) считал познание Бога по его «следам» в мире сотворенного. Разум должен подчиняться вере в процессе познания, ибо он движим верой к сфере чистого бытия. Все сотворенное имеет в Боге свои прообразы. Эти прообразы доступны разуму. Бонавентура выдвинул онтологическое доказательство бытия Бога как чистого бытия. Важную роль играет в его философии и доктрина Божественного просвещения. Форма вещи, делающая ее постижимой для ума, обнаруживает присутствие в ней «логоса» - начала, идущего от Бога. Здесь чувствуется влияние идей Аристотеля о формах и их логическом завершении - форме форм.

Итак, разум (и наука) необходимы потому, что они приводят к идее о необходимости существования первой причины.

Предлагаемый в хрестоматии текст Д. Бонавентуры содержит в себе наиболее типичные выводы средневековой философии и представляет собой попытку синтеза патристики и схоластики.

Литература

1. Бонавентура Д. О возвращении наук к теологии // Вопросы философии. 1993.№ 3. С.132-140.

2. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1. С.366-367.

3. Соколов В.В. Средневековая философия.- М.: Высш.шк.,1979. С.316-320.

4. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.36-50.

Занятие 8. От Бога к механическому человеку (2 часа)

Вопросы:

1. Человек, не устыдившийся своей наготы. Философия эпохи Возрождения (ХV-ХVI вв.). Отношение к математике и диалектике (Н. Кузанский). История и математика (Дж. Вико).

2. Критика схоластики (Ф.Бэкон). Интерес к материи. Проблема познания материального мира (сенсуализм, рационализм, интуитивизм).

3. Механицизм - второе дыхание науки. Механическая картина мира и задачи философии (П. Гольбах «Система природы»).

4. Человек как машина. (Р.Декарт, Ж.Ламетри).

Ключевые термины

Макрокосмос и микрокосмос, пантеизм, совпадение противоположностей, пути познания: муравья, науки, пчелы; истина и заблуждение, рационализм, сенсуализм, идеализм, материализм, механицизм, деизм, первичные и вторичные качества, опыт, дуализм, гилозоизм, деизм.

Методические рекомендации

К ХV в. многим мыслителям стало ясно, что град земной по образу и подобию Града Божьего построить нельзя, что религиозное братство невозможно. Люди тянутся не только к Богу, но и к свободе. Адам и Ева устыдились своей наготы, ибо нагота вызывает жалость. Однако, если полагать, что тело - не сосуд греховный и не жалкий прах, то можно подойти к идее о божественной сущности материального и телесного. Не только душа человека, но и тело - от Бога. Материя и дух едины.

Николай Кузанский, Джордано Бруно и другие мыслители эпохи Возрождения исходили из идеи пантеизма о равноправии духа и материи, Бога и Космоса. Вот почему они так тщательно обосновывали тезис о совпадении противоположностей. Но если тело столь же божественно, как и разум, то его грешно прятать в лохмотья. Им надлежит восхищаться. Эпоха Ренессанса возродила интерес человека к природе телесного и способствовала экспансии любознательности на вещи, которые раньше считались недостойными человеческого разума. Схоласты были далеки от действительности, они витали в облаках нематериальных первосущностей. Философы раннего и позднего Возрождения указали на природу как на весьма интересный объект. С их точки зрения, человек есть божество в миниатюре (микрокосм), укладывающийся в законы «золотого сечения».

В ХVII в. появилось экспериментальное естествознание. Наука, и в первую очередь механика, углубилась в изучение Природы. Для этого ей не требовалась гипотеза Бога, за исключением обоснования идеи первотолчка. Философские направления четко оформились. Господствующими стали материализм и идеализм. Материализм опирался на механику и представлял собой направление, в соответствии с которым утверждался примат (первичность) материи над духом. Идеализм отстаивал идею первичности духа (объективного, вселенского или субъективного, индивидуально-личностного) над материей. Материализм и идеализм - крайние полюса, между которыми оформились промежуточные, компромиссные направления - дуализм (равноправие и безначальность духа и материи), пантеизм (тождество Природы и Бога), деизм, гилозоизм (одушевление всей Природы) и др.

Материализм, в особенности английский (Ф. Бэкон, Дж.Локк, Т. Гоббс) и французский (Р. Декарт, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций, Ж. Ламетри), оказался в роли лидера в ХVII-XVIII вв. Вселенная здесь рассматривалась по аналогии с огромным часовым механизмом, а законы механики трактовались как универсальные, всеобщие законы природы, общества и человека. Человек тоже уподоблялся машине, обладающей физической чувствительностью и, подобно арифмометру, интеллектуальными способностями. Материализм развивался в острой борьбе с идеализмом (Г. Лейбниц, Дж. Беркли, Д. Юм).

Литература

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.37,41,47,70,74,80,87,95,138,141,278.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.146-168.

3. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.2. С.3-42, 100-127, 141-183, 206-211, 229-279.

4. История философии в кратком изложении.- М.: Мысль, 1990. С.320-323, 346-404, 427-454.

5. Философский словарь.- М.: Наука. 1981. (В соответствии с ключевыми терминами).

6. Рассел Б. Мудрость Запада.- М.: Республика. 1997.

Занятие 9. К. А. Гельвеций «О человеке» (2 часа)

Вопросы:

1. О различии в воспитании людей «по необходимости».

2. О природном равенстве умственных способностей.

3. Об общих причинах неравенства умов:

· всякая новая идея есть дар случая;

· о границах власти случайного;

· потребность в славе - вторая причина неравенства умов.

4. О бедствиях, порождаемых невежеством.

5. О том, что составляет счастье народов и индивидов.

Ключевые термины

Внимание, воспитание, душа, идея, невежество, тело, случайность и необходимость, слава, ум, универсальная религия, память, страсти, интересы личные и общественные.

Методические рекомендации

Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) - выдающийся французский философ-материалист. Известен своими крупными сочинениями «Об уме» и «О человеке». Некоторые фрагменты произведения «О человеке» предлагается изучить специально, поскольку идеи, высказанные Гельвецием, оказали существенное влияние на его современников и последователей.

Человек видится здесь как продукт природы и воспитания. И хотя «человек» Гельвеция уже не похож на «человека-машину» Р. Декарта и Ж. Ламетри, он все-таки остается именно продуктом - изделием совместного производства Природы и воспитания. Человек - существо воспринимающее. У него пять органов чувств. По природным данным люди равны. Ум черпает пищу для размышлений через органы чувств (а сам ум выражается в сравнении впечатлений, данных органами чувств). Умственное неравенство людей обусловлено воспитанием.

Гельвеций широко толкует воспитательный процесс - и родительский дом, и школа, и государство, и коллеги - все принимают участие в этом процессе. Механицизм взглядов Гельвеция выразился в том, что он предположил всего два состояния человеческого бытия - удовольствие и страдание (слово разноименные заряды). «Любовь к себе» - это первичный импульс всех человеческих действий. Поведением человека в обществе распоряжаются страсти, стремление к счастью и интересам (все они дети двух родителей - Природы и воспитания).

Литература

1. Гельвеций К. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1974. С.537-552.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений./ Под ред. И.Т.Фролова.- М.: Политиздат.1989. Ч.1. С.164-167.

3. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.50-63

Занятий 10. От механицизма к диалектике, от чувств к разуму. Немецкая классическая философия (2 часа)

Вопросы:

1. И. Кант: Знаменитые вопросы – «Что такое человек?», «Что человек может знать?», «Что человек должен делать?», «На что человек может надеяться?».

2. Принципы деятельности и историзма в философии И. Г. Фихте.

3. Тождество Духа и Природы в философии Ф. Шеллинга.

Ключевые термины

Априорный, апостериорный, аналитика трансцендентальная, диалектика трансцендентальная, эстетика трансцендентальная, аналитические и синтетические суждения, антиномии, разум теоретический и практический, наукоучение, практическая и теоретическая деятельность, Абсолют, воля.

Методические рекомендации

Иммануил Кант (1724-1804) - первый и наиболее серьезный философ среди блестящей плеяды представителей немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах). Его философское наследие велико и до сих пор вызывает неоднозначные оценки. Важнейшие работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения», «Метафизика нравов». Сложность языка и философских суждений И. Канта не располагают к легкому чтению, но удивительная ясность мысли обнаруживается как бы «вдруг», когда пытаешься ответить на знаменитые кантовские вопросы.