Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 6 из 13)

Человек - это существо разумное , потому нравственное. «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем еще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» (Кант И. Соч. Т.4. М., 1965. С.499). Так он думал, полагая, что человек (в отличие от животных) способен смотреть на небо и опускать свой взгляд в глубины своей души. Насколько простирается этот взор или какова сила разума?

Кант рассматривает три этапа процесса познания: опыт (апостериорное знание, идущее от органов чувств изучается трансцендентальной эстетикой); рассудок (изучается трансцендентальной аналитикой); разум (изучается трансцендентальной диалектикой). Уже на уровне разума, когда появляются синтетические суждения (дают новое знание, не имевшееся в посылках), обнаруживается скрытый источник знаний (априорное - доопытное и внеопытное знание). Этот источник существует наряду с опытом. Опыт и рассудок позволяют раскрывать содержание феноменов (явлений); априорные знания и разум раскрывают содержание ноуменов (сущности явлений).

И все же остается в этом лучшем из миров что-то непостижимое (вещи-в-себе). Изощренный в спекуляциях разум постигает в антиномиях свое собственное бессилие. Рекомендуется рассмотреть четыре космологические антиномии:

1) а) мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве; б) мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве;

2) а) всякая сложная вещь в мире состоит из простых частей; б) ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей;

3) а) в мире существует жесткая причинная связь; б) в мире нет жесткой причинной связи, а господствует свободная причинность;

4) а) в мире существует, как причина, безусловная необходимая сущность; б) в мире нет никакой абсолютной необходимой сущности в качестве его причины.

Вывод И. Канта о возможностях и границах человеческого познания неутешителен: человек не может преодолеть некую запретную черту, за которой скрывается загадочная «вещь-в-себе». Правда, он допускает, что человек соединяется с этой «вещью» с помощью веры (Кант своими «критиками» освободил место для веры).

Что касается второго вопроса относительно того, что должен человек делать, то Кант стоял, по сути, на позициях стоицизма и проповедовал этику долга («категорический императив»). Вера и этика долга дают основания человеку надеяться на прогресс - таков ответ на третий вопрос.

Кант – это настоящий диалектик. Его учение о противоречивости познания и человеческой истории показывает всю сложность и удивительные перевоплощения человеческого существования. Однако диалектика у него – это, скорее, продукт бессилия человека.

И. Г. Фихте (1762-1814), напротив, рассматривал деятельность человека как ведущий фактор человеческой истории. «Я» и «дело-действие» - главные понятия его философской системы. «Я» Фихте - это ощетинившийся, бодрый и агрессивный «зверь», наделенный недюжинными интеллектуальными силами. Весь мир («не - Я») - против него. Диалектика - это снятие противоречия между «Я» и «не - Я».

Фридрих Шеллинг (1775-1854) - продолжатель диалектических идей Канта и Фихте. В отличие от них, он сосредоточил внимание на философии Природы (не индивида). Его натурфилософия базируется на понятии Абсолюта - тождества Природы и Духа. Это тождество не абсолютно и разрывается на Природу и Дух в их отдельности и противоположности. Абсолют Шеллинга - прообраз гегелевской «абсолютной идеи».

Литература

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.113-121.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.169-187, 239-241, 266-268.

3. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.2. С.390-442.

4. Лосев А. Ф. Дерзание духа.- М.: Политиздат, 1989. С.56-80.

5. Нарский И.С. Западно-европейская философия ХIХ в. - М.: Высш. шк. 1976. С.81-145.

Занятие 11. Диалектика Г.Гегеля (2 часа)

Вопросы:

1. Философская энциклопедия. Логика:

· онтологическая логика (бытие, сущность, действительность);

· субъективная логика (понятие, суждение, умозаключение);

· учение об идеях (идея жизни, идея познания, абсолютная идея или знание).

2. Философская энциклопедия. Наука о природе:

· математика;

· физика (механика и физика неорганического мира);

· физика органического мира.

3. Философская энциклопедия. Наука о духе:

· дух в его понятии (чувство, представление, мышление);

· практический дух (право, моральность, государство);

· дух в его чистом выражении (искусство, религия, наука).

Ключевые термины

Абсолютная идея, бытие (качество - количество - мера), сущность (сущность сама по себе - явление - действительность), понятие, суждение, умозаключение, логика, истина, объективный дух, субъективный дух, мораль, право, государство, искусство, религия, наука.

Методические рекомендации

Г. Гегель (1770-1831) - крупнейший философ-энциклопедист. Главный результат его творчества - диалектика как учение о развитии Духа (абсолютной идеи и субъективного духа). Пользуясь методом диалектики, Гегель создал грандиозную философскую систему, которая имеет началом абсолютную сущность мира (или абсолютную идею).

Абсолютная идея есть логика в чистом виде. Здесь кроется тайна для понимания, т.к. очень трудно понять самое начало гегелевской мировой схематики. Обычно мысль обладает предметным содержанием (она «о чем-то», т.е. можно мыслить, например, о погоде, о природе, о деле, о другой мысли). Абсолютная идея пуста. Эта мысль «ни о чем», поскольку она может существовать сама по себе (без природы, общества и мышления). Абсолютная идея существует вне человека и над миром. Она есть великое и всеобъемлющее Ничто. Но это Ничто беспокойно, словно алчущий ум, который хочет что-то придумать.

Как творческий импульс абсолютная идея есть Нечто. Противоречие между небытием и стремлением стать чем-то - исходное противоречие абсолютной идеи. История ее вписывается в триаду: абсолютная идея - природа - мировой дух. Логика триады составляет основы феноменологии Духа. Фрагменты «Философской пропедевтики» - популярный конспект, в котором зафиксированы основные этапы становления абсолютной идеи.

Литература

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.66-70.

2. Гегель Г.В.Ф. Философская пропедевтика: Третий курс. Старший класс // Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. Т.2.- М.: Мысль, 1973. С.147-209.

3. История диалектики. Немецкая классическая философия.- М.: Мысль, 1978. С.216-331.

4. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.63-103.

5. Рассел Б. Мудрость Запада.- М.: Республика. 1997.

Занятие 12. Практическая философия ХIХ в (4 часа)

Вопросы:

1. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

2. Формирования философии марксизма. Отчуждение, труд, свобода.

3. Диалектика природы. Формы движения материи.

4. Социальная философия: материалистическое понимание истории.

Ключевые термины

Антропологический принцип, религиозное отчуждение, религия любви, материалистическая диалектика, основной вопрос философии, материя и сознание, практика и познание, отчуждение, труд, формы движения материи, разделение труда, практика и история, собственность частная и общественная.

Методические рекомендации

Л. Фейербах (1804-1872) - немецкий философ-материалист. Сначала он был гегельянцем, впоследствии перешел на позиции антропологического материализма. Л.Фейербах полагал, как и К. Гельвеций, что человек - продукт природы, а не собственной деятельности и истории. Личность - это «мыслящее тело», а раз тело, то человек есть скорее чувственное, но не разумное существо. Телесное взаимодействие между людьми является природным (единоборство, любовь, помощь, уничтожение). История общества есть история смены религий (в виду своей слабости человек «изобретает» Бога). Самая совершенная религия связана с самым совершенным типом взаимодействия людей (любовью). Отсюда вывод о том, что в перспективе все религии сольются в единую религию любви.

Философия Фейербаха оказала существенное влияние на формирование марксизма. В раннем марксизме любовь рассматривалась как «мерило человеческого в человеке».

Философские взгляды К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) достаточно хорошо известны в нашей стране. Марксизм широко распространился в Западной Европе во второй половине ХIХ в. и овладел сознанием половины населения Земли в XX в. Сейчас наступило время упадка влияния его идей. Причины распространения, как и причины упадка, связаны с тем, что основополагающие принципы марксизма - материализм, революционное преобразование общества, равенство, коллективизм, упразднение частной собственности - являлись и остаются привлекательными для беднейших народных масс (пролетариата).

Необходимо отличать философские основания марксизма от его социальной доктрины: путь от философского материализма к идее диктатуры пролетариата не является однозначным и прямолинейным.

Марксистская философия выросла на основе немецкой классической философии. В наследство от Г.В.Ф.Гегеля досталась диалектика, которая в системе Маркса и Энгельса получила материалистическое воплощение (материалистическая диалектика). Идея развития была применена к материальным объектам (вещам, отношениям, свойствам вещей), а не только к идеям. В наследство от Л. Фейербаха достался антропологический материализм, в центре которого живой, действующий и страдающий человек. В результате совмещения и доработки гегелевской диалектики и антропологического материализма Л. Фейербаха получился диалектический материализм.