Смекни!
smekni.com

Основы философии (стр. 7 из 13)

Диалектика природы с ее разделением форм движения материи (механической, тепловой, химической, биологической) имеет смысл только в том случае, если идея всеобщего развития «работает» на линию социального прогресса. То есть философия природы не является самоцелью. Дело философии природы - обоснование прогресса в социальной жизни. Главное содержание марксизма заключается в утверждении материалистического понимания истории. Способ производства материальных благ является детерминантой исторического прогресса. Чем выше этот способ, тем совершеннее общество. Способ производства, согласно К. Марксу, предстает как совокупность производственных отношений между людьми, основанных на отношениях собственности. Поэтому именно от отношений собственности зависит экономический и социально-политический строй общества. Общественное бытие определяет общественное сознание (мораль, право, науку, религию, искусство).

Одной из отличительных черт марксистской философии является ее тяготение к науке и, прежде всего, к естествознанию. Требование научности философии сочетается здесь с требованием революционного переустройства общества. Законы развития предопределяют недолговечную судьбу буржуазного общества. За обломками капитализма возникает образ будущего общества - обобществившееся (единое) человечество, где нет государств, частной собственности, денег, погони за прибылью.

Литература

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.221-280.

2. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.2. С.482-493.

3. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. соч.- М.: Политиздат, 1955.Т.13. С.5-9.

4. Ойзерман Т.И. Формирование философии марксизма.- М.: Наука, 1974. С.290-312, 341-366, 467-474.

5. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. соч. - М.: Политиздат, 1955.Т.21. С.269-317.

Занятие 13. Позитивная философия ХIХ в (2 часа)

Вопросы:

1. «Онаучивание» философии. О. Конт о функциях науки и задачах позитивной философии.

2. Феноменалистская концепция позитивизма. Анализ опыта.

3. Философские основания социологии Г. Спенсера. Идея эволюционизма в философии позитивизма.

Ключевые термины

Ощущение, опыт, классификация наук, математика и механика, науки о неорганических телах, науки об органических телах, социология (социальная физика), теологическая стадия, метафизическая стадия, позитивная стадия, положительное знание, «непознаваемое», эволюция, органическая теория общества.

Методические рекомендации

Позитивная философия ХIХ в. связана с творчеством О. Конта (1798-1857) , Дж.С. Милля (1806-1873), Г. Спенсера (1820-1903). Подобно марксистам, философы-позитивисты стремились приблизить философию к жизни, практике и науке. Это удалось им сделать в максимальной степени, поскольку они сузили область философии до границ гносеологии (теории познания). По мнению О. Конта, философия должна отказаться от поиска первичных причин. Она вообще не должна ничего объяснять. Этим занималась предшествующая спекулятивная философия (прежде всего в лице Гегеля). Философия должна стать такой же, как позитивные науки (астрономия, биология, физика, социальная физика). А это означает, что в ее обязанности входит лишь описание явлений и, главным образом, описание опыта. Философия - это познание того, как происходит познание (познание познания).

Естественный интерес позитивной философии лежит в плоскости общества. О. Конт обосновал социальную физику, предтечу социологии. Предмет социальной физики - структура общества (социальная статика) и законы общественных изменений (социальная динамика). Дж. С. Милль выдвинул концепцию утилитаризма (полезности) в описании движения общества. Г. Спенсер, применяя термины биологии, уподобил общество живому организму и сформулировал эволюционный закон: закон перехода от неопределенной бессвязной однородности к определенной связной разнородности.

Позитивизм, разумеется, значительно проще, чем немецкая классическая философия. Однако едва ли это связано с деградацией философии. Скорее всего, позитивная философия призвала самое себя заняться полезным делом, извлекать прибыль, давать надежные ориентиры. В этой связи идеи позитивизма оказались эффективными в философии ХХ в., и в настоящее время многие школы (в частности критический рационализм) исходят из основополагающих идей классического позитивизма. Кроме того, позитивизм существенно повлиял на развитие психологии, прикладной социологии, права и логики.

Литература

1. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.293-299, 310-314.

2. Политология: история и современность.- Н. Новгород: НГТУ, 1996.Ч.2. С.62-102.

3. Смелзер Н. Социология.- М.: Феникс, 1994. С.35-40.

4. Современная буржуазная философия /Под ред.проф.А.С.Богомолова и др. - М.:МГУ, 1972. С.69-82.

5. Социальная философия: Хрестоматия. Ч.1. С.33-36.

6. Рассел Б. Мудрость Запада. М.: Республика, 1997.

Занятие 14. Бегство от науки (антиинтеллектуализм)

Философия Ф. Ницше (2 часа)

Вопросы:

1. Критика культуры и науки. Нигилизм.

2. Концепция жизни. Переоценка ценностей.

3. Концепция сверхчеловека. Воля к власти.

4. «Бог умер!». По ту сторону добра и зла.

Ключевые термины

Воля к власти, Антихрист, добро, зло, мораль господ, мораль рабов, сверхчеловек, жизнь, Бог, вечное возвращение, иррационализм.

Методические рекомендации

Ф. Ницше (1844-1900) - выдающийся немецкий философ, один из основателей «философии жизни». В отличие от К. Маркса и

О. Конта, он сближал философию и жизнь не на основе науки, а вопреки ей.

Наука и другие формы культуры (мораль, религия) нивелируют людей, делают их одинаковыми и равными. Но люди неравны от природы: среди них есть господа («сверхчеловеки») и рабы. Культура, наука, мораль - все для рабов. Для господ есть лишь одна истина - воля к власти.

Ницше спрашивал: «Что хорошо?», и отвечал: «Все, что повышает чувство власти, волю к власти, саму власть в человеке». Дурно и плохо то, что происходит из человеческой слабости. Жизнь есть отнюдь не комфортное существование белковых тел. Ее соль - в переживании воли к власти. Эта воля пробивает себе дорогу через переоценку ценностей. Дух растет. Сначала он подобен верблюду, который тяжко бредет по пустыне, неся на себе груз моральных заповедей. Затем верблюд превращается в хищного льва, который сбрасывает груз моральных предписаний и растаптывает их, но и гибнет сам. На его останках рождается младенец - существо, не ведающее о добре и зле, ставшее по ту сторону добра и зла. Сверхчеловек и есть вечный младенец, живущий естественно, не по разуму, а по природе. Сверхчеловеку Бог не нужен, ибо он сам становится всемогущим и самодостаточным.

Значение ницшеанской философии трудно переоценить. Все последующие формы иррационализма, феноменологии, философской антропологии связаны с этой философией.

Литература

1. Блинников Л.В. Краткий словарь философов. С.172.

2. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.1. С.295-296.

3. Ницше Ф. Антихристианин // Сумерки богов.- М.:Политиздат, 1990. С.17-93.

4. Современная западная философия: Словарь. С.211-214.

5. Социальная философия: Хрестоматия. Ч.1. С.132-140.

6. Делез Ж. Ницше.- СПб.: Axioma, 1997.

РАЗДЕЛ 3

СОВРЕМЕННАЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Занятие 15. Панорама философии ХХ в (4 часа)

Вопросы:

1. Феноменологические направления (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти, Х.-Г. Гадамер).

2. Биологические (натуралистические) направления (З. Фрейд, К. Г. Юнг, Б. Ф. Скиннер, Э. Фромм, К. Лоренц).

3. Религиозные направления (русская религиозная философия, неотомизм, христианский коммунизм).

4. Логико-рационалистические направления (Б. Рассел, М. Карнал, Л. Витгенштейн, К. Поппер, Т. С. Кун, М. Фуко).

5. Культурологические направления (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Деррида).

6. Социологические и естественно-научные направления (диалектический материализм, неомарксизм, веберианство, системные исследования, синергетика).

7. Философская мистика (А. Безант, Р. Генон, Е. Блаватская, Ауробиндо).

8. Ситуация постмодернизма в современной философии.

Методические рекомендации

Это занятие имеет установочный характер и служит опорной схемой для изучения некоторых хрестоматийных текстов (работ Гуссерля, Фромма, Лоренца), определяющих специфику новейшей философии. Поскольку каждое направление развивает свою систему понятий, приводить перечень ключевых терминов нецелесообразно. Надо признать, что перечисленные семь широких течений не исчерпывают всего многообразия философских направлений и школ ХХ в. Современная философия - это разбитое на множество осколков огромное зеркало. Классифицировать направления можно по разным основаниям. В частности, есть деление школ в зависимости от решения основного вопроса философии (материализм, идеализм, дуализм). Однако это основание является сетью с весьма крупными ячейками, и такие школы, как герменевтика и постструктурализм, просто проскальзывают сквозь сеть, не задевая ее.

Данная классификация преследует лишь учебные цели и не претендует на глубокую систематику. В основе ее качественной разнородности лежит качественная разнородность самого человека. У человека есть тело, душа (чувство, разум, воля, интуиция) и набор установок (интенций или отношений). Тройственная структура (тело - душа - отношение) предопределяет разность направлений. Биологические направления держат в объективе человеческую телесность. Феноменологические - нацелены на чувственную часть души. Логико-рационалистические - исследуют разум. Культурологические и социологические направления концентрируются вокруг отношений, угадывая в них то скрытые культурные архетипы (структуры Леви-Строса), то экономические интересы (Маркс).