Человек - слабое и весьма агрессивное существо. Но у него есть оружие. В силу этого внутривидовая агрессия у людей имеет трагические последствия (войны, конфликты и т.д.). К. Лоренц разработал социально-этологическую концепцию, в соответствии с которой необходимо развивать безопасные формы проявления (сублимации) внутривидовой агрессии.
Надо сказать, что, несмотря на гипертрофирование физиологической детерминанты в человеческом поведении, натуралистические концепции дают верное истолкование многих процессов, на которые не обращают внимание религиозные, социологические и иные направления. Наиболее верным является, судя по всему, синтетический взгляд, обнимающий самые различные подходы - религиозно-философский, феноменологический, социологический, биологический и др. Хотя следует признать, что этот синтетический взгляд провоцирует ситуацию постмодернизма в современной философии, т.е. такое состояние, когда ни одно из направлений не имеет явного преимущества.
1. Лоренц К. Агрессия (так называемое «Зло») // Вопросы философии. 1992. № 3. С.5-38.
2. Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992.№ 3. С.39-54.
3. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М.: Ренессанс, 1992. С.110-115.
4. Философия: история и современность: Хрестоматия. С.167-175.
5. Фрейд З. Психология бессознательного.- М.: Ренессанс, 1991. С.358-361.
Занятие 19. Человек во Вселенной.
Русский космизм: материя, управляемая духом (2 часа)
Вопросы:
1. Перспективы человеческой эволюции. Два пути: техногенная цивилизация (тупиковая ветвь), изменение биологической природы человека (магистральное направление).
2. Богочеловечество, как обрести утерянные атрибуты божества (бессмертие и всемогущество).
3. Космическое призвание человека и его космические функции. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере.
Космизм, эволюция, глобальный эволюционизм, жизнь, сверхжизнь, бессмертие, вечность, автотрофность, Богочеловечество, биосфера, ноосфера.
Понятие Вселенной как продукт культурной истории человечества выражает космические притязания человека. Земной дом давно стал тесен для человеческой мысли. Дух, заключенный в телесной оболочке Homo sapiens, дерзновенно вырывается вперед и ввысь, одновременно пытаясь осознать свое место в мире, раздвигая его границы от круга непосредственного общения до понимания Большой Вселенной. Результат теоретического полета мысли в каждую конкретно-историческую эпоху воплощается в построении картины мира. Картина мира включает в себя четыре пласта:
· онтологический - представление о строении мира (эскиз устройства мироздания);
· гносеологический - познавательный аспект картины мира (познаваем ли мир, и если да, то в каких пределах, какие концептуальные средства могут быть использованы для его объяснения и понимания человечеством как субъектом познания);
· аксиологический - ценностно-теоретический пласт (вселенское признание Человека, его роль и функции в структуре мироздания, смысл его бытия как для самого человека, так и для мира в целом);
· праксиологический - деятельностно-практический аспект картины мира (каковы возможности человека в сохранении и изменении мира в целом, каков арсенал его практических средств?).
При изучении картины мира необходимо постоянно учитывать диалектическое единство перечисленных аспектов. Картина мира функционирует как исследовательская программа, которая определяет постановку задач эмпирического и теоретического поиска, выражая уровень запросов человека как родового существа.
Традиционная религиозная картина мира (христианский вариант), с ее дуализмом тварного и нетварного бытия, при безусловном примате бытия несотворенного - Бога (онтологический аспект), истин разума в пределах веры (гносеологический аспект), обосновывает особое положение человека в мире тварного бытия. Душа земного человека стремится вернуться к Создателю, чтобы обрести временно утерянные атрибуты - вечность и благодать (аксиологический аспект). Деятельностные устремления человека направлены на сохранение и поддержание существующего земного порядка, имеющего божественное происхождение (праксеологический аспект).
В основе картин мира, доминирующих в культуре ХХ столетия, лежит принцип глобального эволюционизма (онтологическое основание). Христианский модернизм в лице П. Тейяр де Шардена, опиравшегося на достижения современной ему науки, обосновывает следующие этапы эволюции: преджизнь, жизнь, мысль, сверхжизнь. Религиозная направленность мыслителя проявляется в понимании сверхжизни как конца света, слиянии душ в точке Омега, которая есть Христос, воплощенный в мире (смысл наличного бытия и мира). Практические средства осуществления Вселенского признания человека: деятельностный союз науки и религии, коллективизм, основанный на родстве душ, личностная любовь.
Русский космизм, как направление философской мысли, проводит идею активного управления материей со стороны духа. Носителем духа является человек из плоти и крови, космическое признание которого есть в сознательном продолжении эволюции, в устранении сделанных ею ошибок, как- то: смертность человеческих существ и их заземленность на материально-вещественном обустройстве бытия. Цель активной эволюции - в становлении Богочеловечества: Бог воплотился в человека, чтобы человек стал Богом.
1. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. - М.: Правда, 1989. С.293-325, 380-437.
2. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление.- М.: Наука, 1991. С.27-63.
3. Соловьев В.С. Сочинения: В 2 т. М.: Правда, 1989.Т.2. С.56-74, 97-120.
4. Русский космизм.- М.:Педагогика-Пресс, 1992. С.3-33, 69-78, 264-278.
5. Гайденко П.П. Природа в религиозном восприятии // Вопросы философии. 1995. № 3. С.43-52.
6. Гивишвили Г.В. Есть ли у естествознания альтернатива богу? // Вопросы философии. 1995. № 2. С.37-47.
7. Гиренок Ф.И. Русские космисты.- М.: Знание, 1990.
8. Игумен Вениамин (Новик). О православном миропонимании (онтологический аспект) // Вопросы философии. 1993. № 4. С.135-149.
9. О любви к жизни, о смерти и о «тайнах иного бытия».- М.: Знание, 1992.
10. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Преджизнь. Жизнь. Мысль. Сверхжизнь.- М.: Наука, 1987. С.135-235.
1. Н. Федоров «Философия общего дела». Реальность и иллюзии вечной жизни и всеобщего воскрешения.
2. К. Э. Циолковский. Бессмертие как реальность.
3. Концепция ноосферы. Взгляды В.И.Вернадского и П.Тейяр де Шардена: сравнительный анализ.
Занятие 20. Человек - венец природы. (Диалектико-материалистическое учение о материи и ее атрибутах) 2 часа
Вопросы:
1. Философское определение материи. Современные научные представления о строении материи: от понятия физического вакуума до представлений о Большой Вселенной.
2. Качественное многообразие видов материи и форм проявления ее атрибутов (движение, пространство, время, отражение, сознание как высшая форма отражения действительности). Концепция материального единства мира.
3. Человек - венец природы. Общественное развитие человека. Диалектико - материалистическая концепция ноосферы.
Ключевые термины
Материя, атрибут, пространство, время, движение, отражение, вид материи, пространственно-временной континуум, пространственно-временные формы, развитие, бесконечность, безграничность, сознание, человек, общественное развитие, материальноное единство мира, ноосфера.
Методические рекомендации
Марксистская философия имеет строго определенную логическую цепь построений. Первым звеном является онтология. Здесь раскрывается учение о материи и материальном единстве мира. Материя определяется как общее в вещах (Ф. Энгельс) или, более подробно, как «объективная реальность», данная человеку в ощущениях и существующая независимо от сознания человека и человечества (В. И. Ленин).
В современной философии марксизма развивается атрибутивная модель единства мира: неотъемлемыми свойствами материи (атрибутами) являются движение, пространство, время, отражение (сознание - одна из его форм).
Объективная диалектика - необходимая составная часть картины мира, в основе которой лежит принцип эволюции форм материи и идея линейного прогресса. Несущей конструкцией онтологии является пара категорий «материя - сознание».
Второе звено - это марксистская праксиология, включающая гносеологию; несущая конструкция - пара категорий «практика - познание». Гносеологический оптимизм марксистов обусловлен убеждением, что бесконечный прогресс познания детерминирован практикой (общественно - исторической материальной деятельностью людей). Расширение поля практики влечет за собой расширение поля зрения.
Третье звено - аксиология. Стержнем звена является учение о свободе и необходимости. «Свобода - необходимость» - несущая конструкция аксиологии. Марксизм развивает идею интеллектуальной и практической эволюции (прогресса) человечества.
1. Алексеев П.В. Понятие «материи» // Философские науки. 1990.№12. С.3-11.
2. Вайцзеккер К.Ф. Физика и философия // Вопросы философии. 1993.№1. С.115-125.
3. Введение в философию: Учебник для высших учебных заведений. Ч.2. Гл.6,8,9. С. 49-94, 185,268.
4. Воронин П.П. Разумность мироустройства глазами физика // Вопросы философии. 1990.№8. С.36-38.