Культурные универсалии возникают потому, что все люди, в какой бы части света они ни жили, физически устроены одинаково, они имеют одни и те же биологические потребности и сталкиваются с общими проблемами, которые ставит перед человеческим родом окружающая среда. Люди рождаются и умирают, поэтому у всех народов существуют обычаи, связанные с рождением и смертью. Добывая пропитание, человек использует орудия и вступает в кооперацию с другими. Совместные действия ведут к образованию общества и связанных с ним санкций, полиции, правительства, прав собственности и наследования. Погода бывает то холодной, то жаркой, поэтому для увеличения комфорта человек носит одежду и строит дома. Ребенок и беременная женщина нуждаются в особом внимании, и общество изобретает специальные средства ухода за ними. Взрослея, человек научается языку и у него возникают идеи, он верит в магию и прибегает к религиозным церемониям, ему обязательно дают имя, а в личной жизни он должен соблюдать требования гигиены и чистоты.
Универсалии - общие для всех культур черты. Они характеризуют единство людей, живущих в различных обществах. Универсалии происходят от того, что в мире существует очень устойчивый порядок, называемый обществом. Общество - это большая совокупность людей, находящихся между собой в более или менее постоянной связи (ассоциации), организованных благодаря коллективной деятельности и ощущающих, что все они составляют единое целое. Если бы не было общества, то в мире царил хаос и нестабильность, тогда неоткуда было бы взяться таким устойчивым, повторяющимся из поколения в поколение образованием, как культурные универсалии. В отличие от общества, культура - это не сами люди, а то, что они делают. Одна часть культуры - то, что они уже сделали. Это называется социальным наследием, прошлой культурой. Вторая часть - то, что люди делают сейчас. Это их повседневный образ жизни, нормы, ценности, этикет, обычаи, мода, нравы, правила, которым они руководствуются в данный момент.
Известный американский культуролог и социолог Клайд Клакхон полагал, что перечень культурных универсалий нужно дополнить ценностями и образом мышления. Они тоже универсальны. К примеру, в каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется страдание. Однако Дж. Кларк решительно противился теории культурных универсалий. Если единые для всех культур черты базируются на универсальности человеческой природы, то подобное воззрение следует отвергнуть. Не существует базисных потребностей. Разумеется, всем необходимы пища, секс и тепло. Но люди удовлетворяют эти потребности неодинаково, а в соответствии с культурными стандартами. В одном обществе предпочитают, есть руками, в другом требуется соблюдение сложного этикета с особым расположением столовых приборов, в одной культуре пищу употребляют с помощью ножа и вилки, а в другом - палочек. Стало быть, согласно мнению Дж. Кларка, базисные потребности не могут выступать обусловливать специфические аспекты культуры .
Более короткий список культурных универсалий дал Кларк Уислер. Он выделил всего девять фундаментальных черт, присущих всем культурам. Он назвал их универсальными паттернами (структурами, образцами) культуры.
Таблица
Универсальные паттерны К. Уислера
1. Речь (язык) | 6. Семья и социальная система |
2. Материальные черты | 7. Собственность |
3. Искусство | 8. Правительство |
4. Мифология и научное знание | 9. Война. |
5. Религиозная практика |
Паттерны иначе называют культурными темами. Одни культуры построены вокруг таких тем, как равенство и социальная справедливость, вторые - индивидуальной ответственности и денежного успеха, третьи - военной доблести и охоты и т.п.
5. Культурный комплекс
Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе.
Культурный комплекс? Совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности, футбол. С ним связаны: стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идеи введения званий и титулов, наследования имущества или обряда инициации (посвящения юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, законы.
Культурным комплексом могут являться частные собрания картин и антикварных предметов, галереи и музеи, художественные стили и направления, научные теории и школы, науки и научные дисциплины, философские и религиозные учения и т.д.
Некоторые культурологи предлагают отказаться от понятия культурного комплекса, в частности, классик современной культурной антропологии американец Лесли Уайт (1900-1975), и предлагают выделять следующие структурные элементы культуры. И вот что у него получилось. Культура - это внутренне организованная система явлений, которые целиком зависят от символов. При этом явления подразделяются на:
·действия (поведенческие схемы)
·объекты (орудия и предметы, созданные ими)
·идеи (верования, знания)
·чувства (установки, ценностные ориентации)
Такой схемой вполне можно руководствоваться в социологическом исследовании. Она не противоречит общепринятой точке зрения, а скорее ее дополняет. Поэтому в дальнейших рассуждениях мы будем оперировать той и другой.
В культурной статике элементы разграничены во времени и пространстве. Поскольку культурный комплекс есть функционально взаимосвязанная совокупность элементов культуры, то и он может быть пространственным и временным. Под пространственным культурным комплексом в данном случае понимается культурный ареал, а под временным культурным комплексом - культурное наследие.
Культурным ареалом называется географический район, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах. К примеру, славянская культура включает русскую, украинскую, болгарскую, белорусскую и некоторые другие субкультуры, или национальные культуры. Границы культурного ареала не обязательно совпадают с государственными или с рамками данного общества.
Культурный ареал- географический регион, включающий ряд обществ, наделенных одними и теми же либо сходными чертами или разделяющих доминирующую культурную ориентацию (например, скотоводство - отличительный признак обществ восточно-африканского культурного ареала). Теорию культурного ареала разработал американский антрополог А. Кребер.
Культурное наследие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия.
Культурное наследие часто идеализируется, пользуется авторитетом и окружено ореолом. Положительные стороны преувеличиваются, а негативные преуменьшаются. В конечном итоге наследие становится фактором сплочения нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.
6. Функции культуры
Функции культуры — совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах; совокупность селектированных историй. Опытом наиболее приемлемых по своей социальной значимости и последствиям способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей. При этом все функции культуры социальны, то есть обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением. Число такого рода функции культуры весьма велико, и они могут быть выстроены в иерархичную структуру от наиболее общих до сравнительно частных, обеспечивающих функции культуры более высокого уровня.
Наиболее общей и универсальной функции культуры следует признать обеспечение социальной интеграции людей: формирование оснований их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулирование повышения уровня их групповой консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.
Ко второму уровню рассматриваемой иерархии можно отнести функции культуры, обеспечивающие основные формы интегрированного существования сообществ людей. Формы такие как организация людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода относительно самодостаточные группы: социально-территориальные соседские общины (племена, этносы, нации), социально-функциональные (производства, военные, учебные и прочие коллективы, специальности, профессии, проф. Констелляции, классы), социально-бытовые (семьи, кланы, социальные страты, сословия), коммуникативные (по диалектам, языкам, языковым семьям), религиозно-конфессиональные (религиозные общины, секты, деноминации, конфессии) и тому подобное.