Москва использует Касимовское царство вначале в диалоге с Казанью, а затем в сложной дипломатической игре с Крымским ханством и особенно с Турцией. Теперь на все обвинения о притеснении мусульман, разрушении их устоев, обычаев и веры Москва могла смело указывать на существование в пределах православной России мусульманского государства, жители которого, свободно придерживаются своей веры и традиций.
За годы пребывания в Москве, Ураз-Мухаммед в своей ратной и политической деятельности сумел продемонстрировать российской общественности не только талант военачальника, но и широту души, мудрость, мужество и гордость своего далекого народа. За верную службу русскому государству и преданность царскому престолу, воинскую доблесть и мужество Борис Годунов 1600 г. пожаловал казахского султана Ураз-Мухаммеда «Касимовским ханством с волостями и доходами». Кадыр-Али Жалаири в своей книге дал краткое описание того, как Ураз-Мухаммед царствовал в Касимовском ханстве.
Царствование Ураз-Мухаммеда длилось ровно 10 лет. Он возродил и по возможности обновил древнюю систему правления страной, максимально использовал выгодные стороны географического расположения своих владений. Он большое внимание уделял совершенствованию военного искусства, усилению боеспособности и мощи хан-керменской армии, а сам поднялся до уровня виднейших полководцев.
В третьем подразделе – «В период обострения «Смуты» анализируются политический кризис начала XVII в. в Московском государстве; появление в России Самозванцев - Лжедмитрия I и Лжедмитрия II; выступления против боярского царя Василия Шуйского и участие Ураз-Мухаммеда в восстании И. Болотникова; переход на сторону Лжедмитрия II и трагическая гибель касимовского хана Ураз-Мухаммеда.
В начале XVII в. во время общероссийских беспорядков и неустройств, так называемое Смутное время, касимовцы во главе с Ураз-Мухаммедом оказались в гуще политических событий, находясь в активной оппозиции правительству Василия Шуйского, не имевшего популярности в народных массах. Касимов стал одним из сборных пунктов ратников, поддержавших восстание И. Болотникова. Общественный статус и влияние Ураз-Мухаммеда на политическую жизнь России в то трудное время были высокими и его активные действия оказали значительное влияние на ход исторических событий этой эпохи, судьбоносной для России.
Факт активной политической деятельности касимовского хана «на стороне восставших», определяет Ураз-Мухаммеда в качестве одного из руководителей восставших в Поволжье, а город Касимов - как один из политических центров восстания И. Болотникова в этом районе. Также отмечается наличие двусторонней связи между касимовским царем и Лжедмитрием II, т.е., между политическим центром восстания и его руководителями, действовавшими от имени «царя Дмитрия». Если со стороны касимовского царя действия носят, так сказать, разведывательно-ориентационный характер, то действия Болотникова в отношении Ураз-Мухаммеда носят активно-оперативный характер (посылка касимовскому царю «царевой грамоты», наделявшей касимовского царя полномочиями командующего объединенной ратью из служилых людей из городов, примкнувших к восстанию).
Ураз-Мухаммед и жители Касимовского царства поддержали Лжедмитрия II. Прибыв в Тушино, где находился штаб Самозванца, касимовский хан оставался там, как было указано выше в течение длительного времени. Опасаясь измены «Лже-Дмитрий, Бутурлин и Михнев напали на Ураз-Мухаммеда, убили его и бывших при нем людей, и тела их бросили в Оку» [13, с.470]. Так трагически закончилась короткая, но яркая жизнь казахского султана Ураз-Мухаммеда, Касимовского хана в русском государстве. А ногайский князь Петр Урусов, узнав, что Ураз-Мухаммед был убит по приказу Самозванца, отыскал его тело и отправил его в Касимов, а сам остался в Калуге и совершив возмездие, спас Россию от последнего самозванца, покинул пределы Московского государства. Вскоре он перебрался в Крымское ханство, под своим настоящим именем Ураз-Мурза, участвовал во многих исторических событиях, происходивших в Восточной Европе. Смерть Лжедмитрия II, которая была связана с гибелью Ураз-Мухаммеда, и последовавшие за тем события явились поворотным периодом в истории России. Смута перешла в свой последний, национально-освободительный этап, который завершился изгнанием иностранных оккупантов и приходом к власти в Русском государстве династии Романовых. Историки, по-разному определяя начало Смутного времени, в то же время единодушно называют 1613 год его концом. Окончание периода Смуты начала XVII века, избрание царем Михаила Романова ознаменовало новую государственно-национальную эпоху в истории России.
Таким образом, мы рассмотрели события давно минувших лет и с этого дальнего расстояния хан Ураз-Мухаммед предстает во всей сложности и драматизме. Он воспринимается, прежде всего, как сын своего непростого времени – переломного периода, как в истории Казахского ханства, так и в истории Русского государства к. XVI – нач. XVII вв. Его исторический образ воплотил все противоречия и драматизм той эпохи.
В данном исследовании, наряду с Ураз-Мухаммедом, нами затронуты и освещены жизнь и деятельность других исторических фигур, как Казахстана, так и России. Это казахский хан Тауекель, Сибирский хан Кучум, историк Кадыр-Али-бек Жалаири, русские цари Федор Иоаннович, Борис Годунов, казачий атаман Ермак, сибирский «князек» Сеид-Ахмет (Сейдяк) и другие. По степени влияния на судьбы общества и масштабу деятельности они, конечно, были не равны, но, тем не менее, каждый из них оставил свой след в истории.
Жизнь хана Ураз-Мухаммеда состояла из трех периодов. Первый период - с 1572 по 1587 гг. – связан с Казахским ханством, где протекали его детство и отрочество, во время царствования ханов в. п. XVI в. Хак-Назара, Шигай-хана и Тауекель-хана, при которых государство казахов переживало свой расцвет и подъем. Как показывает наше исследование, хан Тауекель Шыгайұлы – государственный деятель Казахстана конца XVI века, при котором Казахское ханство укрепилось, сохранило свое единство и территориальную целостность, в пользу казахов завершилась многолетняя война с Бухарским ханством из-за Присырдарьинских городов. Именно при хане Тауекеле впервые была установлена официальная посольская связь с Московским государством. Одной из главных причин тому была попытка освободить Ураз-Мухаммеда, удерживаемого в Москве. Хотя на этот раз задачи, возложенные на посольство Кул-Мухаммеда были не выполнены, но, тем не менее, оно имело важное значение в расширении в дальнейшем экономических и политических связей. Одним словом, хан Тауекель сыграл в истории Казахстана выдающуюся роль, тем не менее, до сих пор жизнь и деятельность его остается также слабоизученной темой истории нашей страны. Разумеется, и в данном случае речь не может идти о том, чтобы полностью восполнить этот пробел. Но наша задача состояла в том, чтобы затронуть эту тему в плане постановки проблемы и она, как нам представляется, выполнена.
Второй период жизни султана Ураз-Мухаммеда был связан с Сибирским ханством. Поэтому в нашем исследовании уделено внимание изучению истории его возникновения и развития. Пребывание Ураз-Мухаммеда в Сибирском ханстве было кратковременным (1587-1588 гг.). Относительно причин его приезда и условий пребывания в Сибири, можно сказать, что султан Ураз-Мухаммед был приглашен Сейдак-беком и прибыл в Сибирь с согласия своего дяди Тауекель-хана с целью быть избранным Сибирским ханом в противовес Кучуму, который в сговоре с бухарским ханом Абдаллой выступал против Казахского ханства. Осуществлению задуманного плана помешал воевода Д. Чулков, который, пригласив в Тобольск якобы для ведения переговоров Сейдак-бека и Ураз-Мухаммеда, внезапно напал на них со своими людьми, перебил стражу, а их самих взял в плен.
Большая часть сознательной жизни султана Ураз-Мухаммеда приходится на третий, московский период жизни, длившийся 22 года. Именно в эти годы он проявил себя как государственный деятель, полководец и хан Касимовского царства. Прибыв в Москву в качестве пленника, не зная русского языка, быта и традиций, султан Ураз-Мухаммед не затерялся, вскоре выдвинулся в число видных политических деятелей России.
Конечно, в этом помогло и его знатное происхождение, но, как показывают исследования, не это было определяющим в его карьере. Особенно впечатляют его поразительные успехи в ратном деле. Участвуя в многочисленных военных походах, Ураз-Мухаммед становится в ряду крупных военачальников. К примеру, начав войну со Швецией в качестве воеводы «сторожевого полка», заканчивает ее воеводой «полка левой руки», третьего по значимости воинского соединения русской армии того времени. А ведь ему тогда едва исполнилось 24 года. А в 27 лет казахский султан становится воеводой самого крупного соединения русских войск – «большого полка», стоявшего против крымского хана. Большой полк насчитывал в своем составе несколько десятков тысяч человек стрельцов, пеших и конных воинов. Как свидетельствуют исторические документы, Ураз-Мухаммеда знали и любили в войсках.
То, что юный султан, прибыв в Русское государство в качестве пленника, в итоге оказывается в числе самых крупных военачальников, говорит о многом. В частности, это свидетельствует и о том, что Ураз-Мухаммед получил у себя на родине хорошую выучку, военную и нравственную подготовку. Все исследователи отмечают, и факты подтверждают его замечательные качества: благородство, проницательный ум, военный талант и глубоко развитое чувство долга и чести. Когда в Московском царстве разразился политический кризис, и началась смута, хан Ураз-Мухаммед не остался у себя в Касимовском царстве. Он был в гуще всех политических событий, до конца был предан прогрессивному государственному деятелю, царю Борису Годунову, принимал активное участие в восстании Ивана Болотникова, вместе со многими известными политическими деятелями выступил против Василия Шуйского, боярского царя, олицетворявшего реакционные силы.