Смекни!
smekni.com

«Возникновение и развитие политической науки» (стр. 2 из 3)

3. Эпоха Возрождения и Реформации

В XIV-XV вв. развитие производительных сил, формирование национальных рынков, концентрация в городах значительных масс мобильного населения, не зависимого от крупных землевладельцев, постепенно подтачивали в Западной Европе основы феодального строя и готовили почву для его замены буржуазным. Эти явления сопровождались бурным развитием науки и культуры, мощным стимулом для которого послужило пробуждение всеобщего интереса к наследию античной цивилизации, её «возрождение». Народы Европы как бы вновь переживали период юности. Перед ними открывались новые горизонты. Типичные представители эпохи Возрождения отмечены энергией, инициативой, верой в свои силы.

После веков господства теологии и религиозного идеала в центре внимания оказался человек. Сложилось мировоззрение гуманизма, концентрирующееся на нуждах, интересах, природе личности, освобождавшейся от пут средневекового общества.

Именно тогда зарождается индивидуализм как провозглашение самостоятельной цнности человека, поглощавшегося до той поры различного рода религиозными и мирскими корпорациями.

Гуманизм, хотя отнюдь не всегда был атеистическим, подрывал господство теологии, ибо предавал первостепенное значение земной жизни, политической организации и подходил к решению этих проблем рационалистически, опираясь на факты и умозаключения. Вместе с античным искусством, литературой и философией возрождалась и приспосабливалась к новым условиям и греко-римская политическая мысль. Осмысление политических явлений и процессов перестало быть монополией церкви. Взгляды духовных пастырей и их политическая роль стали объектом суровой критики.

Господствующая церковь подвергалась осуждению не только с реалистических позиций. Активизировалась евангельская критика католицизма и папства, опиравшаяся на богатые традиции еретических учений. Движение реформации открыто бросило вызов папству и его притязаниям на светскую власть. Формирование протестантства и раскол церкви в Западной Европе приблизили крушение феодальной системы.

4. Эпоха буржуазной революции

В XVII-XVIII вв. в большинстве стран ещё господствовали феодальные порядки, но главными событиями этих двух веков, определившими дальнейший ход исторического развития во всём мире, стали буржуазные революции в Нидерландах, Англии, США и Франции.

Хотя «веком просвещения» опираясь главным образом на французский и немецкий материал, называют XVIII столетие, ранние буржуазные революции (нидерландская и английская) также подготавливались в идейном плане философией просветительства.

Основываясь на достижениях эпохи Возрождения, просвещение носило сугубо рационалистический характер и было проникнуто убеждённостью во всесилии разума и его способности перестроить систему общественных отношений. Просветители подвергли резкой критике феодальный строй с его религиозными предрассудками и сословным неравноправием, освящавшими господство паразитических слоёв. Просветители исходили из того, что «мнение правит миром» и распространение здравых идей служит лучшим средством общественного преобразования. Особые надежды возлагали в связи с этим на «просвещённых монархов», способных подкрепить веления разума авторитетом государства. Однако «просвещённый абсолютизм» - лишь один из вариантов просветительской идеологии. Рядом с ним возникают концепции ограничения королевской власти и народного суверенитета. Последний предполагает возможность обращения к оружию, когда права народа нарушаются.

Наиболее характерными положениями политической мысли, разделяемыми в той или иной мере и форме многими предшественниками и идеологами буржуазных революций, являются теории естественного права (её важнейшим компонентом становятся неотчуждаемые, принадлежащие каждому человеку от рождения права и свободы), общественного договора, т.е. установления политической власти с согласия и по волеизъявлению народа, и разделения властей. Господствовали представления об ограниченном характере власти, о необходимости конституции, чётко определяющей её пределы и формы.

Идейная подготовка буржуазных революций стала главным содержанием истории политической мысли XVII-XVIII вв., а в ряде стран Европы и начала XIX в. Другие школы представляли собой отклик на это кардинальное направление с умеренных, консервативных и откровенно реакционных позиций.

5. Эпоха свободной конкуренции

Первые три четверти XIX в. Ознаменовались бурной экспансией капитализма на основе промышленного переворота и политических преобразований, осуществлявших в той или иной форме и степени (нередко явно недостаточно и непоследовательно) программу буржуазных революций. Знаменем эпохи стал либерализм.

Принцип свободы получил в политической мысли двоякое преломление. В плане обеспечения прав и равенства граждан центральное место заняло постепенное расширение круга лиц, участвующих в выборах, с конечной целью всеобщего избирательного права. Гражданское равноправие рассматривалось как важнейший признак политического либерализма, т.е. государственного строя, основанного на разделении властей и соблюдении законов.

Другим и чрезвычайно характерным именно для рассматриваемой эпохи аспектом понимания свободы становится экономический либерализм, или свобода предпринимательской деятельности. Возникнув как протест против сдерживания капиталистической инициативы феодальным государством, он приобрёл характер принципиального отрицания всякого государственного регулирования социально-экономических отношений, которое рассматривалось как нарушение прав собственности, недопустимое и вредное вмешательство в естественную борьбу за существование, обеспечивающую выживание наиболее приспособленных. Экономический либерализм, находивший опору в социальном дарвинизме, стал одним из главных принципов юридического мировоззрения, характерного для периода утверждения капитализма. Все общественные явления рассматривались с сугубо правовой точки зрения. Это позволяло игнорировать реальные факты социальной несправедливости и эксплуатации, прикрываясь формальным равенством возможностей. Ведущим направлением правовой теории становится юридический позитивизм, изучающий право как замкнутую, самодавлеющую систему. Центральной проблемой юридической теории считалась не связь права с реальной социальной жизнью, а его внутренний механизм, логика правовых норм, анализируемых формально-догматическими методами.

В то же время на политическую мысль XIX в. Большое влияние оказывали успехи естественных, точных, общественных наук, философия позитивизма, новая в то время наука – социология. Сугубо рационалистический подход, господствовавший в «век просвещения», признавался уже недостаточным.

Позитивисты обращались к эмпирическому материалу, предпочитая полезные с практической точки зрения выводы абстрактным схемам. Правда, многие из них не удержались от соблазна перейти от изучения действительности к конструированию идеальных моделей.

С самого начала XIX в., капиталистическое общество продемонстрировало, как далеко оно было от гуманистических принципов, которыми вдохновлялись буржуазные революции. Социальное неблагополучие и недовольство питали массовые движения и восстания рабочих.

В критике буржуазных порядков наблюдались две тенденции. Консервативные феодальные силы пытались воспользоваться тяжёлым положением трудящихся и выдавали себя за радетелей о благе народном, чтобы вернуть к власти союз аристократии, трона и алтаря. Они выступили против экономического либерализма, поддерживая сокращение рабочего дня.

Антикапиталистические настроения, питавшиеся демократическими движениями, приобретали социалистическую направленность. Они отличались большим разнообразием. Создавались утопические проекты общественных преобразований снизу и сверху, основанные на принципах справедливости. Большинство социалистических теорий исходило из солидарности разных слоёв общества, их заинтересованности в преодолении противоречий буржуазного строя и готовности, постепенно изживая классовый эгоизм, двигаться в этом направлении.

В середине века К.Маркс и Ф.Энгельс создают теорию «научного социализма», основанную на материалистической интерпретации истории. Классовая борьба рассматривалась в качестве главного двигателя общественного развития. Согласно этой теории, экономические законы с необходимостью ведут к замене капитализма социализмом, которая произойдёт в форме революции, превращающей пролетариат в политически господствующий класс.

Хотя критика капитализма, как справа, так и в особенности слева, приобретала временами сильный резонанс, доминирующей тенденцией политической мысли оставался буржуазный либерализм. На протяжении всего века сохранялась вера в возможность прогресса на этой основе.