[104] Ст. 19 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
[105] См.: Ковалёв В. Административная мобилизация избирателей в Республике Коми // Выборы и партии в регионах России / Под ред. Г.Люхтерхандт-Михалевой и С.Рыженкова. М., СПб.: ИГПИ. 2000. С. 234.
[106] Шевченко Ю. Между гражданским обществом и авторитарным государством (О пользе политических партий в России) // Pro et Contra, 2000, №1. С.166.
[107] Голосов Г. Губернаторы и партийная политика // Там же. С. 103.
[108] Выборы в ГД ФС РФ 7.12. 2003. в Республике Коми. Итоги выдвижения и регистрации. Информационный бюллетень. Сыктывкар. 2003.С. 40 – 42.
[109] Ковалев В.А. Квазипартийность в регионе. //Рубеж, 2000, №16.
[110] Ю.Колмаков: «Мы вошли в обычный системный кризис» // Красное знамя, 2002, 25 июля.
[111] Во второй половине 2001 года, когда разворачивалась борьба за пост главы республики, торлоповский штаб, по всей видимости, был озабочен тем, что образ их кандидата выходил довольно вялым и сухим, по сравнению с яркой и противоречивой фигурой Спиридонова, несмотря даже на то, что на региональном режиме в последние годы спиридоновского правления лежала печать явной деградации. Для «оживления имиджа» корреспонент, считающийся ведущим журналистом республики, взял интервью у дочери Торлопова. Образ его как человека выходил довольно симпатичным: любит квасить капусту, читать фантастику; героиня одного фантастического романа так впечатлила Владимира Александровича, что он хотел даже назвать родившуюся дочь именем какой-то инопланетянки, но родные этому воспротивились. Назначению Р.Азимова в Совет Федерации от Коми некоторые депутаты тоже пытались противиться, но при существующий в РК системе отношений между исполнительной и представительной властью, а также при существовавшем составе депутатского корпуса остановить В.Торлопова не смогли. (Здесь уместно вспомнить и «рокировочки» ельцинской политики с экспериментальным назначением «молодых реформаторов» вице-премьерами, С.Кириенко во главе правительства РФ и т.д.)
Этот эпизод приведен здесь вовсе не из желания позлорадстовать или посмеяться (смех над тем, что происходило и продолжает происходить в республике выходит сквозь слезы), но как иллюстрация того, как ментальные образы и даже, может быть, искренние представления руководителей о желательной модели развития расходятся с суровой постсоветской реальностью; как управленческие матрицы старой советской, партийной, комсомольской, профсоюзной «школы» не стыкуются с «менеджментом» «акул» ново-русского бизнеса и тем, кто идет им сейчас на смену.
[112] Нефть, газ, металл, удобрения и т.п. На более высокие этажи в мировой иерархии современного разделения труда и прибылей российский бизнес или не пускают или он попросту не может конкурировать там.
[113] Биглер Е. Войти в положение... // Стефановский бульвар, 22 февраля – 1 марта 2003
[114] Пространственные факторы в формировании партийных систем. Диалог американистов и постсоветологов. Введение. Саппоро. 2002. С.5.
[115] См.: Ковалёв В.А. Политическая трансформация в регионе. Республика Коми в контексте российских преобразований. Сыктывкар. 2001.
[116] Ковалёв В.А. «Не-московский» политический процесс: факторы трансформации и перспективы изучения //Регионология. 2001. №3. С.60.
[117] Красное знамя, 2002, 25 июля.
[118] Трибуна, 2002, 11 окт.
[i] Об этом: Зубаревич Н. Пришел, увидел, победил? (Крупный бизнес и региональная власть) // Pro et Contra, 2002, №1.