Смекни!
smekni.com

по дисциплине «История отечества» Тема: «Этапы древней истории до образования Киевской Руси» (стр. 2 из 4)

Племя кривичей

оно состояло из нескольких групп: в летописи упоминаются «все кривичи», различаются кривичи-полочане и смоленские кривичи, которые вели самостоятельную внешнюю политику. Археологи отделяют псковских кривичей от смоленско-полоцких. Кроме того, латыши до сих пор именуют русских этнонимом, производным от имени кривичей (krievs), что говорит о его собирательности. Археологи называют кривичей «племенной группировкой», сложившейся в результате взаимодействия славянских переселенцев с местным балтоязычным населением.

Ильменские словене

Они также находились в конфедеративных отношениях с соседними народами. Полагают, что на месте Новгорода располагались посёлки различных племен, окружавших пустое пространство, служившее местом сбора союзного веча. Из этих поселков возникли «концы» (самоуправляющиеся районы) города, в том числе Словенский и Неревский концы(нерева — балтское племя). В середине IX века сложилась конфедерация племен, располагавшихся на обширных пространствах, в которую входили чудь, словене (Новгород), кривичи (Полоцк), весь (Белоозеро), меря (Ростов) и мурома (Муром).

Северяне

по мнению историков, объединяли три племенные группы. В союзе выступали уличи и тиверцы. Радимичи и вятичи, как полагают, изначально были одним племенем (вятичи), а затем разделились.

Волыняне

одно из восточнославянских объединений, возникших на территории дулебов. Насчитывало до 70 «градов» (городов). Центр – Волынь

Вятичи

союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения р. Оки. В составе Киевской Руси с сер. X в. С XII в. территория вятичей находилась в составе Черниговского, Ростово-Суздальского и Рязанского княжеств.

Древляне

племенное объединение, занимавшее в VI-X вв. территории Полесья, Правобережной Украины по теч. р. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. Граничили с волынянами, бужанами, дреговичами. Главный город – Искоростень. Долго сопротивлялись включению в состав Киевской Руси. Были обложены данью Олегом в 883 г.

Дреговичи

племенное объединение славян. Места обитания - северные области днепровского правобережья. В древности имели свое княжение с главным городом Туровом на Припяти. В составе Киевской Руси с X в. Стали основой Туровского княжества.

Дулебы

племенное объединение на территории Западной Волыни. В VII в. подвергались опустошительным набегам аваров. В 907 году дружина дулебов участвовала в походе Олега на Царьград. Под именем Бужан и Волынян в X в. вошли в состав Киевской Руси.

Радимичи

племенное объединение, располагавшееся в восточной части верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам. Так же как и Вятичи, возможно, связаны с западными славянами. С сер. IX в. платили дань Хазарам. В 885 году были присоединены Олегом, окончательно потеряли политическую самостоятельность в 984 г., когда их войско было разбито Волчьим Хвостом - воеводой князя Владимира.

Тиверцы

племенное объединение, обитавшее по Днестру до черного моря и устью Дуная. В 907 и 944 принимали участие в походе на Царьград. С сер X в. в составе Киевской Руси. Под ударами печенегов и половцев к XII в. отошли на север, где постепенно смешались с другими племенами.

Уличи

одно из племенных объединений восточных славян, живших, согласно ПВЛ, в Нижнем Поднепровье, Побужье и на берегах черного моря. Вели упорную борьбу с Киевом за самостоятельность. В течении трех лет их главный город Пересечень осаждался киевским воеводой Свенельдом. Под натиском кочевых племен отошли на Север. С сер. X в. в составе Древнерусского государства.

2.1. Институализация власти в союзах племен. При объединении племен в союзы возникала надплеменная власть, которая не сводилась к патриархальной родовой власти. Так как союзы создавались в связи с необходимостью защиты от внешних врагов, особым авторитетом среди племен обладали князья, имевшие наиболее сильные дружины воинов-профессионалов. Такие князья возглавляли племенное ополчение и тем самым институализировали свою власть.

Союзное вече также отличалось от обычного народного собрания. В него входили представители военной знати.

Князь, дружина и вече, состоящее из военной и родо-племенной знати, стали отделялись от простых соплеменников. Они олицетворяли племенную власть.

Глава 3. Хозяйство и быт славян

Основным занятием славян второй половины 1-го тысячелетия н.э. было сельское хозяйство, причем ведущей отраслью его являлось земледелие. Как показывают данные языкознания, археологии и этнографии, начало земледелия у славян восходит к глубокой древности. Южные территории восточнославянского мира несколько обгоняли северные в сельскохозяйственной деятельности. Этому способствовали не только природные условия, но и древние традиции, восходящие к плужному, пашенному возделыванию земли.

Славянские поселения этого периода отражают оседлый образ жизни, они устраивались по берегам рек и озер в таких местах, где имелись участки, пригодные для земледелия. На многих поселениях найдены земледельческие орудия – железные наральники, сошники, чересла, мотыги, серпы, косы, а также продукты земледельческого труда. В южной части восточнославянской территории применялись широколопастные наральники с плечиками. Делались они из одного куска железа и использовались на сравнительно легких почвах. Единичным находками представлены в южных землях восточнославянского расселения и наконечники без плечиков.

Другой металлической частью землеобрабатывающих орудий были чересла - плужные ножи. На селище у д. Хотомель найдено черенковое чересло, выкованное целиком из железа.[1]

Тягловой силой для работы пашенными орудиями, как южного типа, так и сохой была у славян лошадь. О её широком использовании для обработки пашни в эпоху древней Руси говорят письменные источники и изображения на миниатюрах.

В хозяйстве славянских племен лесной зоны Восточной Европы заметное место принадлежало подсечному земледелию. При этом участок,

очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через 3 – 4 года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками.

Исследования нижних слоев Новгорода, Изборска и других поселений свидетельствуют о возделывании славянами в лесной зоне как злаковых и зернобобовых культур, так и волокнистых растений, что возможно лишь при наличии полевого пашенного земледелия.

В лесостепной зоне имелись крупные, свободные от лесных массивов участки, поэтому здесь, очевидно, возникла система севооборота – двуполье или трехполье.

Вспомогательными орудиями при обработке пахотных земель были небольшие роговые мотыжки. Изготавливались мотыжки из широких частей рогов благородных оленей и состояли из слегка заостренного плоского лезвия и небольшой втулки. Они найдены на славянских поселениях Среднего Приднепровья, в Побужье и Днестровско-Дунайском междуречье.

Основным орудием для расчистки лесных участков под пашню был топор. Урожай с полей снимали при помощи серпов.

Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах – специальных погребах, вырытых в материковом грунте. Ямы такой формы, закрывающиеся деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. Стенки их или обжигались, или выстилались берестой, или укреплялись плетеной лозой. В северной полосе обмолоченное зерно, очевидно, хранилось в специальных наземных постройках.

Переработка зерна на муку производилась при помощи ручных жерновов.

Для выпечки хлеба широко применялись глиняные сковородки. Обычно они имели круглую форму и были снабжены невысокими бортиками. На таких сковородках пекли хлебцы и лепешки, а также готовили различные блюда из несозревших зерен ячменя и пшеницы или пищу из проса.

О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами полнее можно судить по находкам зерна на поселениях. Анализ зернового материала, происходящего из различных поселений лесной зоны Восточной Европы, свидетельствует о довольно широком ассортименте земледельческих культур. Были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля).

Наряду с земледелием большое место в хозяйственной деятельности восточных славян занимало животноводство, даже слово «скот» означала деньги. Костные остатки выявлены при раскопках многих поселений и дают представление о составе стада. Первое место всюду должно быть отведено крупному рогатому скоту. Кости крупного рогатого скота составляют до 50% остеологического материала, связанного с домашними животными. Стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того, он использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях и как тягловая сила в пашенном земледелии. О значении крупного рогатого скота в жизни восточных славян ярко говорят письменные источники. Прокопий сообщает, что славяне «считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие обряды».

Второе место в остеологической коллекции из восточнославянских поселений принадлежит костям свиньи, третье – мелкого рогатого скота, четвертое – лошади. На поселениях Прутско-Днестровского междуречья найдены глиняные сосуды с отверстиями в придонной части тулова и в днище, предназначенные для приготовления из молока творога.

Древние авторы (Маврикий, Иоанн Эфесский) неоднократно упоминают о многочисленных стадах, находившихся во владениях славян. В славянских поселениях найдены небольшие глиняные фигурки животных, очевидно связанные с ритуалом жертвоприношения, подчеркивающие значение домашних животных в жизни и быте славян.