Смекни!
smekni.com

Студента 2-го курса факультета психологии озо ргу (стр. 4 из 4)

Физиологически, быстрый и медленный сон очень сильно отличаются друг от друга. Различия между ними четко выявляются, прежде всего, при анализе изменений в вегетативной нервной системе. Если в периоды медленного сна наблюдается урежение дыхания и пульса, снижение артериального давления, то в быстром сне возникает вегетативная “буря”: регистрируются учащение и нерегулярность дыхания, пульс неритмичный и частый, артериальное давление повышается. Подобные сдвиги могут достигать 50% от исходного уровня. В период быстрого сна выявлено также усиление гормональной активности; снижение мышечного тонуса: в этот период регистрируются нулевые электропотенциалы мышц; на фоне общего расслабления отмечаются отдельные судорожные движения, подергивания отдельных мышц или их групп, БДГ, именно в эту фазу человек может разговаривать во сне, в то время как в медленную фазу сна нет ни каких миотонических проявлений и человек, на протяжении всего этого времени, находится в состоянии относительного покоя.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что быстрый сон совершенно особое состояние, по сравнению с медленным, и что оценка сна, как однородного состояния в настоящее время не состоятельна. Это было доказано и Экспериментальными исследованиями, в ходе которых было установлено, что в реализации медленного и быстрого сна принимают участие различные формации мозга.

Большой вклад в изучение механизмов быстрого сна сделал Миш ель Жуве, который показал, что быстрый сон исчезает при локальном разрушении ядер ретикулярной формации, расположенных в варолеевом мосту.

Все эти открытия привели к тому, что некоторые исследователи даже начали выделять быстрый сон, как особое, третье состояние – Бодрствование, медленный сон, быстрый сон.


Глава 3.

Значение и функции сна

Значение сна в жизнедеятельности человека очень велико. Не даром, ведь, природа распорядилась так, что треть своей жизни мы проводим во сне. Сделанные наукой в последние десятилетия открытия дают этому убедительное подтверждение.

Как уже отмечалось, психическая деятельность во сне не прекращается, а лишь перестраивается и начинает выполнять другие, по сравнению с дневными, функции. Так, например, Деятельность экстероцептивные сенсорных систем во время сна резко ослабевает, в то время как энтероцептивные ощущения обостряются. Многие из “ночных” психических функций не изучены или до конца не поняты и до сих пор, но многое уже прояснилось и получило экспериментальное подтверждение.

Так, например, в результате экспериментальных исследований выяснилось, что сон играет важнейшую роль в протекании процессов памяти, мышления, особенно творческого. Было установлено, что во время сна происходит перевод накопленной за день информации из кратковременной памяти в долговременную. В результате этого, заучивание перед сном гораздо эффективней, нежели после пробуждения.

О значении сна в творческой деятельности наглядно свидетельствует большое количество произведений искусства, созданных под влиянием образов пришедших автору во сне, а также научных открытий, получивших окончательное оформление именно во сне.

Большое значение для человека имеет также и один из самых загадочных и, до сих пор, малоизученных феноменов нашей психики – сновидение. Прежде всего, интерес вызывает его значение с клинической точки зрения.

Во-первых, стало известно, что некоторые образы сновидений могут СИГНАЛИЗИРОВАТЬ О надвигающейся Болезни. Механизм этого явления достаточно прост. Известно, что импульсации пораженного органа начинает изменяться задолго до проявления первых симптомов заболевания. Но днем эти изменения не ощущаются, т. к. они заглушаются большим потоком внешней информации. Ночью же, когда приток ее резко ограничивается, образы, вызванные влиянием патологических импульсов на определенные зоны коры, предъявляются человеку в виде сновидений. Подробный анализ этих сновидений опытным клиницистом, отлично знающим этиологию, клинику, а что самое главное, генез заболевания, позволяет выявить, а возможно даже и предотвратить многие заболевания. Особую ценность этот метод имел бы при диагностике и лечении трудно поддающихся или считающихся неизлечимыми заболеваний, особенно онкологических.

Другой важнейшей функцией сновидения можно считать тот факт, что некоторые из них, являясь, своего рода, виртуальной реальностью, позволяют, за счет отключения контроля сознания, эмитировать удовлетворение некоторых, подавляемых или вытесненных потребностей, реализации некоторых интересов и даже альтернативных сторон личности и т. д. Это способствует разрядке во сне эмоционального напряжения, связанного с подавлением этих потребностей в бодрствующем состоянии.

О важнейшей роли сна не только для поддержания нормальных условий протекания психической деятельности человека, но и для его здоровья и жизнедеятельности в целом, говорят опыты по лишению испытуемых сна на длительное время. Первые опыты, на щенках, были проведены Манассеиной еще в конце XIX века. Через 4 –6 дней животные погибали. При их вскрытии, в мозге обнаружилось кровоизлияние. Взрослые собаки не погибали, но у них обнаруживались изменения в лобных долях мозга. Через пол века эти же данные подтвердил Клейтман. При дальнейшем исследовании, у кроликов при лишении сна были обнаружены грубые нарушения в стволе головного мозга и в спинном мозге.

Первые сообщения о подобных опытах над людьми относятся к 1896 г., когда Американские исследователи Патрик и Гилберт изучали трех добровольцев, не спавших 90 часов. К этому времени у испытуемых сопротивление желанию уснуть было исчерпано. Их силы восстановились после 12 часового сна.

В двадцатых годах XX столетия серию исследований на 35 испытуемых провел Клейтман в чикагском университете. Добровольцы не спали примерно трое суток. Дальнейшие эксперименты Освальда, Вильямса и др. показали, что испытуемые могут находиться без сна и значительно более долгий срок. Так, например, в 1959 году появились сообщения о лишении сна в течение 7 суток, затем о том, что 32 летний Питер Траб провел без сна 200 часов, а 18 летний студент Ренди Гарднер не спал 264 часа.

У всех обследованных лишение сна сопровождается однотипными нарушениями: нарастает эмоциональная неуравновешенность, утрачивается корковая бдительность, нарастает утомление, появляется желание изменить окружающую обстановку, возникает суетливость, ненужные резкие движения, Человека начинают посещать нереальные идеи, появляется ощущение сдавления головы, засорившихся глаз. В результате последнего, зрение становится расплывчатым, а также теряется глубинное зрение, кажется, что колеблется пол. Через 90 часов появляются галлюцинации, короткие сновидения переплетаются с реальностью. Через 100 часов умственные задачи испытуемыми практически не выполняются. На 170-ом часе начинает проявляться дисперсонализация. К двухсотому часу испытуемые уже чувствует себя жертвой некоего садистского заговора и проявляет яркое психомоторное возбуждение.

Несмотря на то, что длительное бодрствование приводит к столь тяжелым последствиям, 12 – 14 часовой сон снимает все эти патологические проявления. Беря во внимание этот, а также вышеприведенные в настоящей главе факты, трудно не согласиться с теми исследователями, которые, если и не опровергали, то, во всяком случае, ставили под сомнение представления о первичности бодрствования, а сна лишь, как состояния покоя и накопления сил. Необходимо признать, что сон не менее важное функциональное состояние организма, чем бодрствование, и что для того, чтобы обеспечить нормальные условия протекания психической деятельности и крепкое физическое здоровье, необходимо гармоничное их сочетание.


Заключение

Поскольку проблемы сна находятся в той области научных исследований, каждое новое открытие в которой является не только ответом на поставленную исследователем задачу, но и ставит все новые вопросы и открывает новые направления для дальнейших исследований, дать более или менее подробный отчет на эту тему в короткой работе не представляется возможным. Именно поэтому в настоящей работе освещены лишь те представления о механизмах сна, которые, выдержав проверку временем и многократное экспериментальное подтверждение, стали уже классическими. Но, несмотря на это, необходимо отметить, что за последние десятилетия в изучении природы и механизмов сна был сделан прорыв, причем не только физиологами и психологами, но и представителями других, относительно новых смежных наук: кибернетики, квантовой психологии, хронобиологии и др.

Так, например, в настоящее время, не подлежит ни какому сомнению важная роль в механизме регуляции сна и бодрствования, открытых хронобиологией биоритмов - суточных ритмов. В ходе исследований было установлено, что человек не рождается с суточным ритмом, а постепенно его заучивает. Так, например, у новорожденных отмечаются часовые ритмы: половину часового цикла ребенок проводит неподвижно, а половину в движении. Постепенно ритм перестраивается, и период относительной неподвижности составляет восемь часов и приходится на ночь. Этот цикл был назван циркадным (от лат. Cirka dien – вокруг дня). Он характеризуется закономерной сменой интенсивности физиологических обменных процессов, совершаемых в организме.

Дальнейшие исследования показали, что циркадный ритм является строго индивидуальным и отличается большой устойчивостью. У ряда людей вообще не проявляется приспособление к меняющимся условиям жизни, у других же он Может быть сдвинут путем систематической тренировки.

Множество интереснейших открытий, раскрывающих “тайны” сна, было сделано учеными при изучении гипнотических состояний человека, патологических форм сна, состояния пассивного бодрствования. Не меньший интерес представляют, сделанные за последние годы открытия при изучении природы и физиологии сновидений. А в самое последнее время ученые обратили наконец-то свое внимание на издавна интересующий человека, но относимый наукой в сферу проблем, если не эзотерических, то, по крайней мере, мета психологических, феномен так называемого “осознанного сновидения”. И хотя не все из последних открытий в области сна можно считать фундаментальными, многие из них противоречивы, а некоторые даже и сомнительны, но, тем не менее, современные направления научных исследований и темпы научно-технического прогресса дают возможность предположить, что дальнейшее изучение механизмов сна, в течение довольно продолжительного времени, будет весьма плодотворным, и приведет еще не к одному крупному открытию в области физиологии и психологии.


Список использованной литературы

1) Вейн А. Бодрствование и сон. М., “Наука”, 1970.

2) Каструбин Ю. Ключ к тайнам мозга. М., “”, 1995.