Смекни!
smekni.com

«Психосоматические аспекты лечения сердечно-сосудистых заболеваний» (стр. 1 из 2)

ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра терапии ФПК и ПП

Цикл тематического усовершенствования «Новые технологии

диагностики и лечения терапевтических больных»

Реферат

на тему

«Психосоматические аспекты лечения сердечно-сосудистых

заболеваний»

Исполнитель: врач терапевт

МУЗ «Городская больница№1»

Дербичева Маргарита Софроновна

Руководитель:д.м.н.А.И.Коряков

Екатеринбург

2010

Содержание

Введение 3

Препарат Тенотен – новое анксиолитическое средство 4

Применение препарата Тенотен при лечении невротических

расстройств у пациентов с заболеваниями сердечно-

сосудистой системы 5

Применение препарата Тенотен в терапии вегетативных

расстройств и тревоги у больных с органическими и функцио- нальными заболеваниями ЦНС 7

Выводы 9

Литература 11

Введение

В конце последнего десятилетия ХХ века в ходе популяционно- эпидемиологических исследований проводился ряд крупных работ, направленных на исследование факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний. Наряду с такими традиционными факторами риска, влияющими на возникновение и течение основных сердечно-сосудистых заболеваний, как пол, возраст, отягощенный семейный анамнез, курение, сахарный диабет, дислипидемия, в Европейском руководстве 2007 г. по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний в клинической практике выделены также « социопсихологические факторы»: низкий социально-экономический статус, социальная изоляция и недостаток социальной поддержки.

К этой же группе могут относиться и так называемые личностные факторы риска, включающие некоторые психологические конструкты (острый и хронический стресс на работе и в семейной жизни, «враждебность») и психопатологические расстройства (депрессия, тревожно-фобические расстройства). Соотношение между личностными факторами риска и сердечно – сосудистыми заболеваниями интенсивно изучаются в последние годы.

Между тем, изучение соотношения между личностными факторами риска и заболеваниями сердца – весьма актуальная задача.

Стресс («неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование») рассматривается автором этого термина как приспособительный механизм: для обеспечения интенсивной сердечной деятельности у здоровых людей усиливается коронарный кровоток. При стрессе отмечается также активация механизмов свертываемости крови, происходит временное усиление агрегации тромбоцитов, параллельно наблюдается адекватная активация системы фибринолиза. Выраженность указанных реакций модулируется пониманием человеком характера стрессового воздействия, способностью справляться с ситуацией, его полом, возрастом, наследственными и конституциональными факторами, а также соматическим состоянием.

Очевидно, что у пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями рассматриваемые процессы могут привести к ухудшению состояния. Выделение стрессовых гормонов способствует прогрессированию артериальной гипертензии, усиливает ишемию и некроз миокарда, провоцируя нарушение ритма сердца. Более того, сам стресс может приобретать патологический характер с возникновением так называемого дистресса. Последний развивается в условиях чрезмерно выраженной и (или) длительно существующей гиперактивации нейрогуморальных систем. Дистресс является патогенным фактором, приводящим к повреждению различных органов, и в первую очередь сердечно-сосудистой системы.

Расстройства тревожно-фобического спектра выявляются почти у половины пациентов кардиологических отделений в стационаре. Особую клиническую важность они имеют у пациентов с нарушениями ритма, так как в этих случаях всегда наблюдается тревога разной степени выраженности – от психологически понятной до панической. Поэтому пациентам с аритмиями обоснованно назначение анксиолитической или седативной терапии. В большинстве таких клинических ситуаций используются бензодиазепиновые транквилизаторы. Однако ряд пациентов избегают приема бензодиазепинов, опасаясь развития симптомов привыкания, «поведенческой токсичности». У пациентов пожилого возраста нередко наблюдается не очень хорошая переносимость транквилизаторов бензодиазепинового ряда из-за быстрого развития побочных действий в виде вялости, мышечной слабости, нарушения внимания, координации, появления неустойчивости страха падения.

В связи с вышеперечисленными недостатками бензодиазепиновых транквилизаторов в последние годы все чаще возникает потребность в использовании препаратов с транквилизирующим действием небензодиазепинового строения. К таким препаратам относится Тенотен.

Тенотен

Тенотен - препарат представляет собой сверхмалые дозы аффинно- очищенных антител к белку S – 100. Вероятные механизмы действия Тенотена при тревожных состояниях связаны с модификацией функциональной активности эндогенного белка S 100 и его лигандов. В результате реализуются его ГАМК – миметическое действие, восстановление ГАМК–ергической нейропередачи и повышение порога тревожного реагирования в Центральной нервной системе. Клиническое действие при этом проявляется облегчением засыпания, уменьшением поведенческих проявлений тревоги, улучшением памяти, снижением астении.

Применение препарата Тенотен при лечении невротических расстройств у пациентов с заболеваниями

сердечно-сосудистой системы

Для уточнения эффективности и безопасности препарата при лечении невротических расстройств тревожного спектра у больных с сердечно - сосудистыми заболеваниями было проведено открытое сравнительное клинико-фармакологическое исследование Тенотена, применяемого в виде монотерапии, и стандартной терапии.

Группа обследованных была сформирована с учетом следующих критериев включения: возраст от 18 лет; наличие симптомов психической дезадаптации с тревожными расстройствами невротического уровня; наличие заболеваний сердечно-сосудистой системы с нарушениями сердечного ритма; сохранение необходимой соматотропной терапии.

Материал и методы

Обследованы 60 пациентов кардиологических стационаров с различными заболеваниями сердечно-сосудистой системы. У всех пациентов были выявлены психические расстройства тревожного спектра, расстройства адаптации. Средний возраст пациентов, получавших Тенотен, 54,1+5,2 (8 мужчин и 22 женщины). Средний возраст пациентов, получавших клоназепам, - 59,2 + 5,1 года (9 мужчин и 11 женщин). Средний возраст пациентов, получавших только соматотропную терапию – 57,9 + 4,8 года (5 мужчин и 5 женщин).

Анксиолитическая терапия требовалась всем осмотренным пациентам в связи с выявленными у них расстройствами адаптации, когда главным психотравмирующим фактором явилось обострение соматического заболевания с появлением нарушений сердечного ритма. Больные были тревожны, находились в состоянии неприятного ожидания приступа аритмии. Они были плаксивы, капризны, суетливы, требовали повышенного внимания, жаловались на плохой сон. Пациенты с ипохондрическими невротическими расстройствами измеряли артериальное давление каждые 30 минут, считали пульс, отказывались вставать с постели, постоянно вызывали дежурных врачей. Настроение больных было снижено, они настаивали на дополнительных исследованиях и интенсификации терапии.

Длительность лечения Тенотеном и клоназепамом составила 28 дней. Выбранные случайным образом 30 пациентов получали терапию Тенотеном по 2 таблетки 3 раза в сутки; 20 пациентам был назначен клоназепам в дозе от 0,5 мг до 1 мг/сут. Указанная терапия назначалась больным, не получавших лечения транквилизаторами как минимум в течение 7 дней до начала исследования. Назначение сопутствующей психотропной терапии не допускалось.

Состояние больных оценивалось до начала терапии, на 14-й и 28-й дни терапии. В целях оценки переносимости при каждом плановом визите осуществлялась регистрация нежелательных явлений. В начале и в конце исследования проводился общий анализ крови и мочи. Пациентам, получавшим лечение Тенотеном, дважды проводилось суточное мониторирование ЭКГ (до назначения препарата и после). Критерием эффективности лечения являлось 50% снижение суммарного балла НАМА.

В ходе исследования у 5 больных, принимавших клоназепам, в начале лечения отмечались некоторое замедление психических и двигательных реакций, чувство усталости, вялость, сонливость в дневное время, У больных, принимавших Тенотен, этих нежелательных побочных эффектов выявлено не было. После отмены препарата по окончании исследования в течение недели ни у одного пациента клинически и субъективно не отмечалось синдрома отмены в виде усиления тревоги и ухудшения соматического состояния.

При исследовании соматического состояния пациентов (в частности, результатов Холтеровского суточного мониторирования) все пациенты отмечали субъективное улучшение самочувствия, что отражалось на их поведении – значительно снижались интенсивность ипохондрических реакций, плаксивость пациентов. Напротив, пациенты обретали уверенность в проводимой соматотропной терапии; у них редуцировалась тревога ожидания приступа нарушений ритма.

Пациенты, не получавшие Тенотен и клоназепам, несмотря на объективное улучшение показателей жизнедеятельности, высказывали неудовлетворенность терапией. Они оставались тревожными, капризными, раздражительными, отмечали у себя нарушение сна.