Смекни!
smekni.com

Краткая характеристика позднейшей римской литературы 5 (стр. 1 из 3)

Апулей и его роман


Содержание:

Введение............................................................................................................. 3

1. Краткая характеристика позднейшей римской литературы................. 5

2. Апулей и его творчество......................................................................... 8

3. «Метаморфозы» («Золотой осел») как самое известное произведение Апулея 12

Заключение........................................................................................................ 18

Список литературы........................................................................................... 20


Введение

Художественная литература появляется в Риме сравнительно поздно: в середине III века до н.э. Это отставание было обусловлено специфическими условиями ранней римской истории.

Но впоследствии литература стала таки проводником новых идей. После завоевания Кампании, в результате которого римляне пришли в непосредственное соприкосновение с южноиталийскими греками, наступил период эллинизации римской культуры.

Греческая культура проникла в быт, обычаи, язык, значительной эллинизации подверглась религия. Это создало почву для пересадки литературных форм, закрепленных в греческом культе.

Но не все виды греческой литературы могли быть приспособлены к идеологическим потребностям Рима и к культурному уровню римской публики. Римляне ориентировались преимущественно на старые жанры, характерные для полисного периода Греции: эпос, трагедию, комедию. С введения этих трех жанров в Риме и начинается, в сущности, история римской литературы.

Развиваясь из этих источников римская литература дала миру образцы шедевров, среди которых и «Метаморфозы» Апулея, чье имя мы все помним, потому что юный Пушкин «читал охотно Апулея, а Цицерона не читал».

Актуальность темы данного исследования обусловлена тем, что творчество Апулея, несмотря на многочисленные исследования, посвященные его произведениям на протяжении веков, тем не менее, не могут исчерпать тему полностью.

Раскрыть ее еще с одной стороны мы намерены в плане анализа мотивов «Золотого осла», которые использовались до и после Апулея. Нам предстоит определить место и роль романа в римской и мировой литературе, хотя и нет необходимости доказывать, что сыгранная им роль немаловажна для мировой культуры в целом.

Нами использовались следующие источники: учебное пособие «История античной литературы» И.М. Тронского, антология античной литературы Н.А. Федорова и В.И. Мирошенковой (далее: Антология), словарь-справочник «Античная культура», учебное пособие С.А. Артамонова «История древнего мира», монография А.Ф. Лосева «Античная мифология в ее историческом развитии», и некоторые другие.


1. Краткая характеристика позднейшей римской литературы

Со II века в римской литературе наступает оскудение. Исторически это было обусловлено тем, что в данный период более важную роль начинают играть провинции, и ослабевает значение Италии. Культурный центр империи перемещается в ее восточную часть, для которой наступает период «греческого возрождения».[1]

Открывается новая страница в культурной жизни империи, при дворе господствует эллинофильство, император Марк Аврелий составляет дневник своих размышлений на греческом языке, для многих писателей этого периода тоже характерно двуязычие. К их числу принадлежит Гай Светоний Транквилл, чей труд «Жизнь двенадцати цезарей» дошел до нас почти полностью. Это жизнеописания императоров от Юлия Цезаря до Домициана, представляющие собою биографии-характеристики с обилием мелких деталей.

Описываемый нами период характеризовался относительным внутренним спокойствием, но в то же время и измельчанием культурных интересов. Немногочисленные остатки поэзии II века свидетельствуют о тяге к безыскусственному простому содержанию, к выражению обыденных чувств и описанию обыденных предметов.

Как и в греческой литературе того времени в Риме развивается архаизм, любование стариной, антикварный стилистический интерес к памятникам ранней римской литературы доцицероновского периода.[2]

Архаические вкусы входят в моду настолько, что архаист Фронтон является учителем Марка Аврелия. Фронтон сочиняет речи на всевозможные темы, подражает греческим софистам. Среди его произведений сохранилась обширная переписка с Марком Аврелием.

Превыше всего Фронтон ставит стиль, искусство риторики. Он стремится к декоративности, картинности, к ярким, ощутимым образам. Вводя в поисках оригинальных выражений в литературную речь старинные слова, Фронтон создает вычурное смешение стилей разных эпох, которым чрезвычайно гордится.

Любопытным памятником архаизма II века можно назвать «Аттические ночи» Авла Геллия. В период иссякания творческих сил античного общества мы все чаще начинаем встречаться со всевозможными сокращениями более ранних трудов и сборниками выписок.

Такой сборник выписок на разные темы из трудов греческих и римских авторов представляют собою и «Аттические ночи» в 20 (!) книгах[3].

Авл Геллий завершал свое риторическое и философское образование в Афинах и в зимние ночи начал работать над собиранием выписок. Нередко они получают художественное обрамление в виде небольшого рассказа из жизни образованного общества Афин и Рима. Зарисовки эти не лишены и культурно-исторического интереса, нот основное значение сборника для наших дней заключается в том, что Геллий цитирует огромное количество не дошедших до нас памятников республиканской литературы.

Мы вообще весьма обязаны архаистам сохранением многочисленных фрагментов древних писателей, иначе бы от них не осталось никаких следов, они исчезли бы во времени подобно множеству второстепенных авторов времен Августа и I века империи.

Прежде чем переходить к анализу творчества Апулея, необходимо упомянуть еще об одной особенности описываемой нами эпохи. Именно в это время в Римской империи и в центральных областях, да и далеко на окраинах стародавняя языческая религия приходила в упадок. Широко распространились восточные культы, стали возникать новые. Вера в магию, «наговоры», колдовство, во всевозможные чудеса охватила все общество.

«Это было время, когда даже в Риме и в Греции, а еще более в Малой Азии, Сирии, Египте абсолютно некритическая смесь грубейших суеверий самых различных народов безоговорочно принималась на веру и дополнялась благочестивым обманом и прямым шарлатанством; время, когда первостепенную роль играли чудеса, экстазы, видения, заклинания духов, прорицания будущего, алхимия, каббала и прочая мистическая колдовская чепуха», -- писал Энгельс.[4]

Апулей написал своего «Золотого осла» не без влияния этих модных мотивов, хотя и послужили они ему в основном поводом для иронического пародийного повествования.

Несправедливо было бы сказать, что культурная жизнь римлян и жителей провинций пришла в полный упадок.

Одновременно с оскудением литературной жизни Рима намечаются ростки литературного движения в тех западных провинциях импе­рии, для которых латинский язык был основным языком культуры. До этого времени Рим был единственным центром литературы на латинском языке и привлекал к себе культурные силы провинций. С ростом значения провинций это положение меняется.

Провинция Африка, находившаяся на стыке с эллинистическим миром, около 124 г. дала миру самого интересного писателя II века, чей роман является предметом нашего исследования.


2. Апулей и его творчество

В деятельности Апулея скрещиваются самые разнообразные куль­турные течения. Уроженец Мадавры, римской колонии в глубине Нумидии, Апулей происходил из богатой семьи. Он получил риторическое образова­ние в Карфагене, главном городе провинции Африки, обучался философии в Афинах и много путешествовал по греческому Востоку.

Апулей называет себя философом-платоником. При этом имеется в виду тот пифагорействующий платонизм I—II вв. н. э., с которым можно встретиться уже у Плу­тарха: учение о противоположности бога и материи и о «демонах» как по­средниках между богом и материей, причем в число «демонов» входят «божества» народной религии.

Философ Апулей, дитя своей эпохи, в какой-то мере тоже увлечен мистическими культами и посвящается в различные «таинства». Но он прежде всего «со­фист», типичный представитель «второй софистики», цветистый стиль кото­рой переводит на латинскую почву.

Пребывание в Риме, где Апулей занимался адвокатской деятель­ностью, дало ему возможность усовершенствоваться во владении латин­ским стилем; он примкнул к модному архаистическому направлению. Вер­нувшись в Африку, он вел жизнь странствующего софиста и при этом чуть не сделался жертвой того всеобщего суеверия, которое сам в значительной мере разделял.

Во время своих странствий Апулей встретился с одним из товарищей по афинским занятиям и женился на его матери, богатой вдове по имени Эмилия Пудентилла, значитель­но превосходившей по возрасту самого Апулея[5].

История не особенно редкая, но родственники женщины, недо­вольные этим браком, возбудили против «философа» судебное дело по опасному обвинению в занятиях магией, с помощью которой он будто бы «околдовал» богатую женщину[6].

Натурфилософские и «оккультные» интересы Апулея давали в ру­ки обвинителей некоторый материал. Но и Апулей был не из тех, кто легко сдается.

Защитительная речь его («В защиту самого себя по обвинению в магии», обычно именуемая «Апологией»), произнесенная перед проконсулом Африки и впоследствии изданная в расширенном виде, представляет собой чрезвычайно интересный культурно-исторический документ, и дает отличное представление об ораторском и адвокатском искусстве ее автора.

Апулей зло и остроумно высмеивает невежество своих противников, но старается не задерживаться на скользких «оккультных» темах; он пересыпает речь отступлениями, кокетничая своими учеными и литературными занятиями, виртуозностью стиля.