Эстетическое восприятие всегда выражает переживание человеком своего соприкосновения с прекрасным и потому неразрывно связано с чувствами. Эстетическими чувствами называются чувства и эмоциональные состояния, возникающие в процессе восприятия прекрасного и выражающие отношение человека к прекрасному. Прекрасное в природе: величественная гряда Кавказских гор, призрачные, холодные, полные тишины и спокойствия ленинградские белые ночи, буйная непередаваемая игра красок в короне северного сияния -невольно рождает в нашей душе ответный эмоциональный отклик. Мы взволнованы, потрясены, поражены, нас переполняет желание преклоняться перед грандиозностью природы и величием ее красоты.
Прекрасное в искусстве: наполненные воздухом, солнцем, светом картины Куинджи и мягкие лирические, немного грустные пейзажи Левитана; страстные мелодии Бизе, торжественные хоралы Баха и проникновенная, поэтическая музыка Чайковского - наполняет нас светлой, чистой радостью, чувством какого-то нравственного перерождения, обновления и счастья.
Третьим компонентом эстетического отношения к действительности, к искусству является эстетическое суждение, т.е. способность человека правильно понимать и оценивать прекрасное. Эстетический идеал - наиболее полная и законченная форма эстетического суждения. В нем выражается суждение о совершенной красоте человека и общества. Идеал отличается большой силой действенности, он побуждает человека творить во имя его осуществления.
На базе конкретных эстетических восприятий, эстетических чувств, идеалов, суждений и понятий о прекрасном формируется эстетический вкус. Под эстетическим вкусом мы понижаем устойчивое эмоциональное отношение человека к прекрасному, носящее избирательный характер. Эстетический вкус - категория более широкая, чем идеал, она охватывает все стороны и сферы прекрасного.
Кино - это особый мир. Жизнь любого из нас проходит под знаком кино. Каждый может по желанию (в кинотеатре или дома) "выключиться" из будней и перенестись в иную реальность - экранную. Зачем? Мы хотим знать как можно больше нового - новых людей, новые факты. Экран расширяет наш кругозор. В нас сильна жажда красоты, а талантливый фильм - конденсат прекрасного. Не будем пока останавливаться на других причинах всеобщей любви к кино, отметим лишь, что это самое доступное, могущественное и одновременно самое уязвимое, нуждающееся в защите искусство.
“Сильные” фильмы, как ледоколы во льдах, легко обеспечивают себе путь на экран, собирают громадные аудитории, надолго захватывают кинозалы. “Слабым” среди них пробиться трудно. Все было бы просто, будь “сильные” всегда достойными, а “слабые” - плохими картинами. Чаще это не так. “Сильный” фильм, как правило, - это захватывающий сюжет, обаятельные актеры, бойкие шлягеры в исполнении популярных певцов, экзотические места действия и множество иных приманок. В итоге многогранный и многозначный мир кино для значительной части зрителей сводится к участку до обидного малому: к развлечению.
Судьба фильмов, которые завоевывают призы на фестивалях, получают высокую оценку прессы и общественности, проблематична. Они могут долго пролежать на полках фильмохранилищ. Но когда их выпускают на экраны, публика, приученная к развлекательным зрелищам, отказывается их смотреть. Даже тот, кто ждал эти ленты, не всегда в состоянии все в них понять, оценить по достоинству. Большинство зрителей ориентируется лишь в сюжете картины, т. е. находится на начальной стадии "кинограмотности". Им неинтересно серьезный фильм смотреть повторно: уже известно, что там происходит. А ведь эстетическую сущность произведения, исполнительское мастерство начинаешь глубже постигать на втором, а то и третьем просмотрах.
Только при слиянии эстетического воспитания с нравственным можно выработать у молодого человека гибкость и подвижность взгляда, необходимые для полноценного восприятия современного искусства. Потребность в сочувствии людям - предпосылка для возникновения потребности в серьезном кино. Воспитательная роль экранного искусства порой представляется чем-то само собой разумеющимся, на самом деле проблема достаточно сложна и не исследована во всей полноте. Фильмы оказывают громадное влияние на всех нас, но механизм их воздействия не изучен. Как, каким образом повысить это влияние на молодежь? Пока не выработаны строго научные методы и рекомендации управления воздействием кинематографа, процесс этот будет протекать стихийно.
Список литературы
1. История отечественного кино. Учебник для вузов / Отв. ред. Л.М. Будяк. М.: Прогресс-Традиция, 2005.
2. Новейшая история отечественного кино. 1986 – 2000. В 3-х т. / Гл. ред. Л. Аркус. СПб.: Сеанс, 2001.
3. Зоркая Н.М. История советского кино. СПб.: Алетейя, 2005.
4. История советского кино / Ред. Х. Абул-Касымова, С. Гинзбург и др. В 4 т. М.: Искусство, 1969-1978.
5. История советского кино 1917 – 1967 годов: Сборник под ред. И.Н. Владимирцева, А. М. Сандлера. В 2-х томах. – М.: Искусство, 1969.
6. Пензин С.Н. Анализ фильма. Учебно-методическое пособие для студентов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2005.
7. Пензин С.Н. Кино в системе искусств: проблема автора и героя. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1984.
8. Пензин С.Н. Основы киноискусства. Методические указания для студентов естественных и гуманитарных факультетов. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2001.
9. Пензин С.Н. Уроки кино. М.: Изд-во ВБПК, 1986.
10. Рыбак Л.А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем. М.: Изд-во БПСК, 1980.
11. Баранов О.А. Медиаобразование в школе и вузе. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2002. 87 с.
12. Кино. Энциклопедический словарь. Сов. энциклопедия. 1986.
13. Левшина И.С. Подросток и экран. М.: Педагогика, 1989. 176 с.
14. Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. Тамбов: Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 1999. 147 с.
15. Баранов О.А. Экран становится другом. М.: Просвещение, 1979. 96 с.
16. Баранов О.А. Художественный кинематограф в работе средней школы. Калинин: Изд-во КГУ, 1977. 82 с.
17. Пензин С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1987. 176 с.
18. Пензин С.Н. Кино как средство воспитания. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1973. 152 с.
19. Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников. Дис. докт. пед. наук. М., 1989. 362 с.
20. Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки