Рыцарь у него праведный насильник, он крестоносец, истребляющий неверных; купец — дельный плут; шкипер — вор и пират, но он же храбрец и опытный моряк; пахарь — душа человек, и, одновременно, но бессловесная кляча; священник — праведная душа и подвижник, но то еретик, лишенный воинствующего духа будущих пуритан.
Распределение красок и общий тон «рассказов» говорят о том, что часто, Чосер признает необходимость, но примириться с беспринципностью и беззастенчивостью он не может1.
При подобном характере историзма Чосера напрасно искать у него последовательное и прямое изображение событий или обоснованный аналогов того сложного и противоречивого исторического процесса, который показан в «Кентерберийских рассказах» не следует. Однако, именно они стали своеобразным рупором, сохранившим для современности голос людей, его времени, и зеркалом, отразившим их облик, чего нет ни у одного из современных Чосеру английских писателей.
Радостное, полное света и движения творчество Чосера обнаруживает в нем большую жизненную силу и бодрость, не давшие ему сломиться в испытаниях и невзгодах его бурного и страшного века. Однако, из противоречий и хаоса предвозрождения возникает сложный и противоречивый облик самого автора, которому присуща раздвоенность человека переломной поры, стремившегося сочетать лучшие моральные устои вчерашнего дня с внутренней раскрепощенностью, энергией и широтой, как достоянием будущего.
Стоит отметить, что он еще не способен в полной мере сделать бесповоротный выбор, он в то же время не может преодолеть эти противоречия.
В «Кентерберийских рассказах» Чосер как бы прочел отходную феодальной Англии, не скрывая при этом грусти по отдельным праведникам прошлого. В то же время его «Кентерберийские рассказы» были также и приветственным словом людям нового времени, причем автор не был склонен умалчивать об их слабостях и пороках.
Страдают двойственностью и разрозненные черты, из которых еще только складываются положительные образы Чосера. Из людей нового времени пока встречаются автору чаще всего люди, вроде веселого трактирщика Бэйли. Из хороших людей прошлого вспоминаются всего охотное люди не от мира сего студент или приводный рыцарь. Только в идеализированной фигуре «бедного священника» отчасти отражен деятельный подвиг современников Чосера.
Довольно часто обличает Чосер венчанных гневливцев, а также их льстецов и прислужников, но все же прекрасно сознает, что в данных условиях обличения эти тщетны.
Искренне и глубоко верующий человек, по-рыцарски страстный поклонник девы Марии и почитатель Франциска Ассизского, Чосер, в то же время, свободомыслящий жизнелюбец, осуждающий монашескую аскезу, и насмешливый скептик, когда дело касается догматов, замораживающих живую веру.
При всех оговорках, Чосер был для своего времени художником нового типа, в его творчестве уже нарушены окостенелая сословная замкнутость и схематизм средневекового мировоззрения. Их сменяет борьба с косной традицией, критический подход к феодальному прошлому и настоящему, а также тревожное вглядывание в еще неясное будущее.
На страницах «Кентерберийских рассказов» те качества, которые раньше считались неотъемлемым достоянием высшего сословия: доблесть, благородство, самопожертвование, подвиг, чувство собственного достоинства, воспитанность, развитой ум, становятся доступными любому хорошему человеку.
Так, чувством собственного достоинства обладает не только мудрый военачальник-рыцарь, но и знающий себе цену Гарри Бэйли. Внутренним благородством наделены также в рассказе Франклина не только родовитые Лрвираг и Аврелий, но и безродный ведун и философ.
Уже и ранее раскрывался в искусстве средневековья внутренний мир человека, но чаще всего это было пассивное созерцание, выполнение божьей воли, ее предопределения или же велений судьбы. У Чосера же человек является хозяином собственной судьбы, а внутренний мир его раскрывается не в размышлениях, а в действенном общении с другими людьми.
Человек у Чосера не одноплаппая схема, не носитель отвлеченных качеств: внешний облик, мысли, поведение, все происходящее с человеком служит автору для раскрытия человеческого характера во всей его многосторонности и противоречивости, и герои его — это динамичные, живые характеры.
Чосер не выдумывал чего-то абстрактно нового, а различал многое из того, что было заложено в характере его народа и что раскрылось позднее в его истории. Чосер борется со средневековой традицией, но принимает из нее в порядке преемственности некие обязательные элементы исторической и культурной необходимости. Обогащенные элементами новой мировоззренческой и художественной свободы, они входят в его творчество уже в новом качестве и кладут начало новой, чосеровской традиции1.
Заключение.
В результате подробного анализа жизни и творчества Джеффри Чосера, а также его центрального произведения – «Кинтерберийских рассказов», следует сделать ряд выводов.
Прежде всего, необходимо отметить, что его этические и мировоззренческие идеалы и взгляды формировались под непосредственным влиянием жизненных событий и поворотов его собственной судьбы.
В «Кинтерберийских рассказах» явственно проступают его главные этические принципы. Среди них необходимо отметить направленность автора в сторону установления справедливости в человеческих отношениях любого рода. Понимая неизбежность зла, Чосер, тем не менее, акцентирует внимание на положительных качествах людей и отношений между ними (что нашло свое непосредственное выражение в его отношении к проблеме семьи и брака, красной нитью проходящей через все произведение).
Следует сказать и о том, что в «Кинтерберийских рассказах» Джеффри Чосера отразились также наиболее значимые исторические события его эпохи, которые автор рассматривает с этико-нравственной стороны. Посредством своего неповторимого писательского дара он рисует перед читателями картины повседневной жизни самых различных слоев английского общества.
В «Кинтерберийских рассказах» он, впервые в английской литературе говорит о достоинстве не как о привилегии определенного сословия, но, как о непременном и необходимом условии самого звания человека. Более того, он отрицает традиционный взгляд на благородство как признака власть имущих, рисуя, часто безнравственные и неприемлемые, с этической точки зрения, картины их жизни.
Список источников и литературы:
Источники:
1. Джеффри Чосер. Кентерберийские рассказы. Пер. Кашкин И. М.; Художественная литература, 1973. – 528 с.
Литература:
1. Джеффри Чосер./ Чосер
2. История зарубежной литературы. М.; Высшая школа, 1987.- 415 с.
3. Кашкин И. Джеффри Чосер. /Джеффри Чосер. Кентерберийские рассказы. Пер. Кашкин И. М.; Художественная литература, 1973. –528 с.
4. Кирпичникова О. А. Чосер. /Большая Советская энциклопедия. Глав. Ред. Прохоров А. М. Т. XXIX М.; Советская энциклопедия, 1978. С. 233.
5. Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. Чосер. «Кентерберийские рассказы»./ История средних веков (XV-XVII вв.). Хрестоматия. Сост. Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. Ч. II. М.; Просвещение, 1974. С. 66.
1 Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. Чосер. «Кентерберийские рассказы»./ История средних веков (XV-XVII вв.). Хрестоматия. Сост. Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. Ч. II. М.; Просвещение, 1974. С. 66
1 Кашкин И. Джеффри Чосер. /Джеффри Чосер. Кентерберийские рассказы. Пер. Кашкин И. М.; Художественная литература, 1973. С. 15.
1 Там же. С. 16.
1Джеффри Чосер./ Чосер
2 Кирпичникова О. А. Чосер. /Большая Советская энциклопедия. Глав. Ред. Прохоров А. М. Т. XXIX М.; Советская энциклопедия, 1978. С. 233.
1 История зарубежной литературы. М.; Высшая школа, 1987.- 415 с.
2 Кирпичникова О. А. Чосер. /Большая Советская энциклопедия. Глав. Ред. Прохоров А. М. Т. XXIX М.; Советская энциклопедия, 1978. С. 233. Джеффри Чосер./ Чосер
3 Джеффри Чосер. Кентерберийские рассказы. Пер. Кашкин И. М.; Художественная литература, 1973. – 528 с.
4 Кашкин И. Джеффри Чосер. /Джеффри Чосер. Кентерберийские рассказы. Пер. Кашкин И. М.; Художественная литература, 1973. –528 с.
5 Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. Чосер. «Кентерберийские рассказы»./ История средних веков (XV-XVII вв.). Хрестоматия. Сост. Степанова В. Е., Шевеленко А. Я. Ч. II. М.; Просвещение, 1974. С. 66.
1 Кирпичникова О. А. Чосер. /Большая Советская энциклопедия. Глав. Ред. Прохоров А. М. Т. XXIX М.; Советская энциклопедия, 1978. С. 233.
2 Кашкин И. Джеффри Чосер. /Джеффри Чосер. Кентерберийские рассказы. Пер. Кашкин И. М.; Художественная литература, 1973. С. 25.
1 Джеффри Чосер./ Чосер
1 Джеффри Чосер./ Чосер
1 Джеффри Чосер./ Чосер
1 История зарубежной литературы. М.; Высшая школа, 1987. С. 331-332.
1 Кашкин И. Джеффри Чосер. /Джеффри Чосер. Кентерберийские рассказы. Пер. Кашкин И. М.; Художественная литература, 1973. С. 9
1 Кашкин И. Джеффри Чосер. /Джеффри Чосер. Кентерберийские рассказы. Пер. Кашкин И. М.; Художественная литература, 1973. С. 9.
2 Кашкин И. Джеффри Чосер. /Джеффри Чосер. Кентерберийские рассказы. Пер. Кашкин И. М.; Художественная литература, 1973. С. 10-11.
1 Кашкин И. Джеффри Чосер. /Джеффри Чосер. Кентерберийские рассказы. Пер. Кашкин И. М.; Художественная литература, 1973. С. 11.