Содержание:
Введение…………………………………………………………………………2
Источник……………………………………………………………………….3
Глава I.Жизненный и творческий путь Джеффри Чосера………………7
1.Краткая биография Д. Чосера………………………………………7
1.2.«Итальянский» период творчества…………………………… 9
1.3.Поздний период жизни и творчества………………………… 12
1.4.Значение творчества Чосера…………………………………… 13
Глава II. Этика Д. Чосера по « Кентерберийским рассказам»……………15
2.1.Придворные нравы……………………………………………… 15
2.2.Отношение к католической церкви………………………… 16
2.3.Нравы и этика горожан………………………………………… 17
2.4. Этика «Кентерберийских рассказов»……………………18
2.5.Отражение исторических событий в произведении Чосера……………………………………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………30
Введение.
Джеффри Чосер является одним из выдающихся писателей не только Англии, но и всего мира. Именно в его творчестве зародились многие литературные элементы, позволившие и давшие толчок к развитию английской литературы.
Центральным произведением писателя являются его «Кинтерберийские рассказы», уникальная ценность которого заключается не только в литературном новаторстве, но и ценности его, как исторического источника, дающего представление о переходном, предвозрожденческом периоде в Англии.
Помимо прочего, в «рассказах» содержится также богатая панорама быта, нравов, эстетических и нравственных особенностей современников поэта. Более того, в «Кинтерберийских рассказах» отразились эстетические воззрения самого автора, которые ясно демонстрируют двойственность эпохи, в которую он жил.
Данная работа посвящена именно указанному аспекту – исследованию этики Джеффри Чосера, в его произведении. Задачей его является выявление основных этических принципов, нашедших отражение в «Кинтерберийских рассказах».
В первой главе предлагаемого исследования рассматриваются проблемы творчества писателя, а также основные моменты его биографии, поскольку именно особенности жизни писателя и его жизненные впечатления повлияли на формирование его этических взглядов. Главными задачами здесь является выявление основных факторов, повлиявших на все мировоззрение Чосера, в том числе, и его этические представления.
Вторая глава данного исследования целиком посвящена подробному изучению различных аспектов «Кинтерберийских рассказов». Особое внимание здесь уделено, анализу его этических представлений, а также реализму и историзму его произведения.
Источник.
«Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера представляют собой сборник рассказов, заключенных в одно произведение, подобно «Декамерону». Следует отметить, что поэма не была закончена автором. Она состоит из общего Пролога и 24 новелл, рассказываемых поочередно случайными попутчиками друг другу1.
Основное ядро «Кентерберийских рассказов» было создано Чосером в конце 80-х годов, довольно быстро, в течение нескольких лет. Затем, к середине 90-х годов, работа над книгой оборвалась и все творчество Чосера стало замирать. Все реже и скупее вносил он правки и дополнения к своему произведению1.
Довольно сложно точно определить жанр этой книги. Если рассматривать в отдельности рассказы, из которых она складывается, то она может показаться своеобразной энциклопедией литературных жанров средневековья. Однако сутью и основой ее является реализм.
Она включает в себя портреты людей, их оценку, их взгляды на искусство, их поведение — словом, живую картину жизни. В отличие от других сборников новелл, даже от Декамерона, «Кентерберийские рассказы» скреплены не механически. Замысел Чосера не был им завершен, однако, даже по тому, что он успел сделать, видно, что у книиги есть движение темы и внутренняя борьба, в результате которой намечаются и проясняются новые цели, может быть, не до конца ясные и самому Чосеру. Вместе с тем вполне очевидно, что все в этой книге — о человеке и для человека, в основном о человеке своего времени, но и для создания нового человека. Поэтому она и пережила свой век1.
Еще в прологе автор переносит читателя в водоворот действительной жизни и рисует для читателей общество 29 пилигримов из самых различных слоев общества, разных полов, возрастов и темпераментов.
Все эти пилигримы собрались в трактире недалеко от Лондона, с тем, чтобы оттуда вместе двинуться в Кентербери на поклонение гробу Св. Томаса Бекета. Чтобы скоротать время, каждый из членов общества рассказывает какую-нибудь сказку или повесть. Интересно, что при этом Чосер заставляет всю труппу рассказчиков двигаться, останавливаться в трактирах на ночлег, знакомиться с прохожими, говорить, кричать, обмениваться комплиментами.
За каждым рассказом следуют живые комические сцены, когда путешественники обсуждают рассказ, спорят, горячатся. Подобная манера рассказа дает возможность Чосеру создать целый ряд разнообразнейших характеров и типов. Рассказы подобраны таким образом, что каждый из них соответствует характеру и общественному положению рассказчика, при этом и манера каждого из них также особая.
Так, например, рассказ исповедника походит на проповедь и заканчивается приглашением купить индульгенций и пожертвовать что-нибудь на церковь. Нищенствующий брат непременно хочет говорить, но гнев мешает ему, и из рассказа его ничего не выходит. Мещанка из Бата, представляет собой необыкновенно ярко нарисованный комический тип. Это толстая жизнерадостная болтунья, уморившая нескольких мужей, прежде чем приступить к своей сказке рассказывает несколько автобиографических подробностей. Рыцарь, в соответствии со своим саном, рассказывает изящную придворную повесть о Палемоне и Арсилае, оксфордский клерк — повесть о Гризельде. Говоря о превратностях судьбы, монах приводит примеры людей, испытавших их; пьяный мельник передает непристойную повесть в духе фабльо и т. п.
Таким образом, «Кентерберийские рассказы» являются, в общем, нравоописательный роман, где нравы и типы английского современного Чосеру общества списаны прямо с натуры, что делает его, без сомнения, ценнейшим источником для изучения быта, нравов и этики английского общество XIII-XIV веков. Следует отметить, что Чосер не только не гнушается изображением людей из низших сословий, но и рисует их с очевидной симпатией и глубоким знанием, что придает его произведению еще большую ценность с точки зрения исторической науки1.
Самое раннее издание сочинений Чосера, было осуществлено в 1532 году, затем следуют издания 1561, 1598, 1775 годах. Затем следует некоторый упадок интереса к его жизни и творчеству, но в XIX веке интерес к сочинениям Чосера вновь пробуждается. В 1866 году Чосеровское общество издает ряд его отдельных сочинений и монографий о нем.
Полного русского перевода сочинений Чосера не существует. Перведены лишь отрывки «Кентерберийских рассказов» Шау (1859) и Д. Минаевым (1875). Наиболее полный перевод «Кентерберийских рассказов» осуществлён П. А. Кашкиным (совместно с О. Румером, в 1946 году2).
Историография.
Говоря об историографии заявленной темы, следует отметить, в первую очередь, ее крайнюю ограниченность.
Большинство работ, дающих представление о данной теме, как правило относятся к литературоведческому анализу текста «Кентерберийских рассказов» Д. Чосера, или же носят в большей степени биографический характер.
Среди подобных исследований следует выделить работы по истории мировой и английской литературы, где указанные проблемы рассматриваются в литературоведческом аспекте. В них дается довольно подробный литературоведческий анализ текста рассматриваемого произведения и всего творчества писателя1.
Некоторые аспекты творческой деятельности Чосера, а также довольно подробные биографические данные можно найти в литературы энциклопедического и справочного содержания2.
На сегодняшний день одним из ведущих специалистов по творчеству Джеффри Чосера является И. Кашкан, который не только осуществил наиболее полный перевод «Кинтерберийских рассказов» на русский язык3, но и посвятил многие свои работы исследованию различных аспектов его литературной деятельности4.
Стоит также отметить, что в трудах по истории английского средневековья также немалое внимание уделено творчеству Чосера и его «Кинтерберийским рассказам» как исторического источника5.
Глава I.Жизненный и творческий путь Джеффри Чосера.
1.Краткая биография Д. Чосера.
Достоверных сведений о дате рождения выдающегося английского поэта, Джеффри Чосера нет, но предположительно он родился в 1340 году, в Лондоне1.
Его отец был удачливым виноторговцем, поставлявшим вино ко двору короля. Благодаря этому и его сын довольно рано, в 17 лет попал к королевскому двору в качестве пажа Елизаветы, жены Лионеля, сына Эдуарда III.
В 1359 году Чосер принимал активное участие в походе против Франции, во время которого был взят в плен, откуда его выкупил сам король за 16 фунтов. По возвращении Джеффри Чосера из плена в Англию, король сделал его собственным камердинером, а впоследствии и оруженосцем.
Стоит сказать, что в это время Чосер уже довольно основательно изучил доступных ему писателей и делал собственные первые попытки к написанию стихотворений. В этих первых образцах поэтического творчества Д. Чосера, автор воспевал в стихах свою любовь к одной неизвестной даме, которая не отвечала взаимностью на его страсть2.