У артели иконописцев дело с росписью Успенского собора не ладится: в спорах с Даниилом Андрей никак не соглашается писать фреску "Страшный Суд" и решает писать "Праздник Воскресения"
Едва Андрей Рублев заканчивает роспись Успенского собора, как Владимир постигает страшная беда - на город совершает набег объединенный отряд татар и дружинников младшего брата Великого князя. Во время всеобщего грабежа и убийств Андрей Рублев вступается за немую девушку Дурочку и убивает топором насильника - русского дружинника.
В сожженном Успенском соборе Андрей решает отказаться от иконописи и дает Господу обет молчания.
Свой обет и послушание Рублев несет в Андронниковом монастыре, куда он приходит голодной зимой вместе с Дурочкой.
Проходит пятнадцать лет молчания, и вот постаревший Андрей Рублев становится свидетелем чуда - отрок Бориска, встав во главе артели литейщиков, отливает по заказу Великого князя огромный, многопудовый колокол. Рублев прерывает молчание, он зовет Бориску идти вместе с ним в монастырь Святой Троицы - колокола лить и иконы писать.
Такова фабула. Как видите, в двухсерийном фильме "Андрей Рублев" она достаточно сложна и многособытиина (в других картинах ее порой можно изложить в нескольких предложениях). Однако, сюжет фильма Тарковского, конечно же, неизмеримо сложнее и богаче его фабулы.
Ведь сюжет - это не только события, но и их мотивировки, а также сцены, персонажи, детали, подчас никакого отношения к фабуле не имеющие. К примеру, пролог и эпилог фильма, сцена русской "Голгофы", эпизод с ослеплением мастеров, множество эпизодических лиц, поэтических картин и монтажных фраз.
В фильме есть аттракционность разработки сцен: скомороший "номер", языческое бдение, отливка колокола. Есть видения и ретроспекции. Есть элементы загадки и тайны: чрезвычайно глухой намек на донос при отсутствии достаточной нашей в нем уверенности. Здесь авторы искусственно опускают отдельные моменты фабулы, тем самым преобразовывая ее...
Итак, вы соотнесли сюжет и фабулу. Теперь важнейшим пунктом в вашем анализе драматургии фильма должно стать выявление конфликтов, на развитии которых основано развитие сюжета.
Конфликты это столкновения противонаправленных сил, и их в фильме может быть несколько. Конфликты могут носить внешний характер - между персонажами картины, но они бывают и внутренними - разворачиваться в душах героев.
Внешних конфликтов в фильме "Андрей Рублев" много: между скоморохом и дружинниками, Андреем и Кириллом, Андреем и Феофаном Греком, между братьями - князьями, между Андреем и Даниилом Черным, между малым Бориской и литейщиками - всех конфликтов такого рода тут не перечислишь.
Но следует обязательно определить главный конфликт. Таковым, в данном случае, является внутренний конфликт в Андрее Рублеве - в его душе идет постоянная борьба между плотским и духовным, между любовью к земному и стремлением к небесному, к Богу.
Проанализировать сюжет фильма - это значит также: выяснить, из каких сюжетных линий он состоит. В разбираемом нами фильме главной сюжетной линией, естественно, является линия Рублева - он участвует во всех эпизодах фильма (кроме пролога и эпилога). Мы здесь имеем дело с таким типом сюжета, который построен не на фабульных хитросплетениях, а на становлении характера, на росте и развитии личности главного героя. Без разговора, в таких случаях, о своеобразии и сути характеров центральных персонажей обойтись нельзя.
Но этапы развития личности Рублева раскрываются в фильме А. Тарковского во взаимоотношениях со многими людьми, поэтому сюжет картины многолинеен - в ней довольно большое количество второстепенных персонажей, то есть тех, кто участвует не в одной, а в нескольких новеллах: иконописцы Кирилл, Даниил Черный, Феофан Грек, Фома, а также - Великий и Малый князья, скоморох, Дурочка, ключарь Пат-рикей, княжеский сотник.
Эпизодические же персонажи проигрывают свои роли в пределах одного эпизода: Марфа, хан, мастера - строители, отрок Бориска (хотя он и является главным героем новеллы "Колокол").
Кроме линий персонажей тело сюжета составляют изобразительные лейтмотивы - так называют повторяющиеся, проходящие через фильм или некоторые его части детали. В фильме "Андрей Рублев" мы видим перекатывающуюся через спину лошадь уже в прологе. Потом видим белого коня в реке во вре мя языческого праздника. Затем белого ханского коня татары покрывают расшитым церковным покрывалом с крестом. В сожженный и разрушенный храм вбегает ошалелый гнедой конь. В "Колоколе" Дурочка, уже с просветленным лицом, идет с белоголовым мальчиком, который ведет под уздцы коня. И, наконец, в эпилоге: кони под дождем пасутся на берегу реки -это последний кадр фильма.
С этим лейтмотивом в картине соотносится другой лейтмотив - "конная" икона "Великомученик Георгий Победоносец со змеем" - ее рассматривает Андрей Рублев в эпизоде ослепления мастеров, а затем мы видим рельефное изображение Св. Георгия на стенках только что отлитого, а потом долго поднимаемого колокола.
В ходе разбора сюжета нельзя не говорить и о его поворотах - иначе их называют перипетиями, что в переводе с греческого означает: внезапные переломы в течении действия, в судьбе героя. Таких перипетий в сюжете разбираемого нами фильма много: это и внезапный, жестокий арест скомороха, и неожиданный вызов Феофаном Греком к себе не Кирилла, а Рублева, и убийство иконописцем русского дружинника, и решение Андрея уйти в молчание, и известие, что Бориска отливал колокол, не зная секрета колокольной меди, и, конечно же, главный поворот - Андрей Рублев разомкнул уста и вернулся на путь вдохновенного творчества.
4. Композиция
Композиция делит фильм на части, сопоставляет и соединяет их.
Композиция - конструкция, сваи, на которых крепится полотно сюжета.
На какие части делит фильм композиция?
Во-первых, на структурные:
- на сцены
- и эпизоды
Сцена - это часть фильма, отмеченная единством места, времени и действия.
Сцены отличаются друг от друга по уровню разработанности. Есть развернутые сцены - с хорошо проработанной драматургией. В профессионально написанном сценарии таких сцен обычно бывает не менее трех - четырех. Найдите такую сцену в разбираемом вами фильме. В "Андрее Рублеве" - их несколько; самая показательная из них - сцена разговора Андрея с призраком Феофана Грека в сожженном Успенском соборе - в ней можно найти почти все элементы завершенного драматургического произведения.
Первая же сцена в новелле "Скоморох" - разговор путешествующих монахов - выглядит явно не разработанной. Это сцена фрагментарная.
Кроме того, в каждом фильме почти наверняка можно найти проходные сцены и очень часто сцены - перебивки. Последняя сцена в том же "Скоморохе" - монахи идут мимо озера - это сцена проходная, а кадры воспоминаний Рублева в новелле "Колокол" - пробеги трех монахов под проливным дождем - это сцена-перебивка: она перебивает основную сцену -безмерно уставший Бориска засыпает у готовой колокольной формы. После перебивки мы возвращаемся к нему же - его, спящего, уносят мастеровые.
Эпизод - более крупная структурная единица композиции фильма - она состоит из ряда сцен и внутренне драматургически завершена.
Порой границы эпизодов выглядят внешне размытыми. Но вы можете встретиться с вещью, подчеркнуто структурированной, т.е. состоящей из отчетливо отделенных друг от друга эпизодов. Как скажем в фильме Федерико Феллини "Ночи Кабирии" (пять эпизодов) или в картине Питера Гринуэя "Отсчет утопленников" (четыре эпизода), или в фильме Квентина Тарантино "Криминальное чтиво" (три эпизода). В таком случае полезно рассмотреть данное своеобразие композиции картины. Тем более, если она вообще состоит из отдельных новелл - эпизодов, имеющих свои названия - как в "Андрее Рублеве" или у Ларса фон Триера в фильме "Рассекая волны".
Обратите внимание: все восемь глав - эпизодов фильма Андрея Тарковского (кроме пролога и эпилога) выполнены именно как новеллы - со всеми присущими именно этому виду сюжетного построения признаками: центральным, определяющим все событием и двумя поворотами - серединным и финальным. Возьмем, к примеру, новеллу "Феофан Грек". В ней серединный поворот - Феофан вызывает к себе не Кирилла, как обещал, а Андрея Рублева. А финальный поворот - Кирилл, обличая всех, уходит из монастыря.
Но композиция делит фильм не только на структурные части, но и на части сюжета.
Названия этих частей, возможно, вам хорошо известны: экспозиция, завязка, развитие, кульминация и финал. Иногда к ним добавляются пролог и эпилог.
Чтобы выяснить для себя, что обозначают на самом деле эти названия, необходимо связать их с таким важным драматургическим компонентом как конфликт. По сути дела, все перечисленные части сюжета являются этапами развертывания главного конфликта.
Скачала, в экспозиции, мы знакомимся с персонажами и с обстановкой, в которой конфликт будет развиваться. В фильме "Андрей Рублев" к экспозиции можно отнести новеллу "Скоморох" и первую половину новеллы "Феофан Грек".
Здесь, в экспозиции могут возникать побочные конфликты, и может ощущаться предрасположенность к возникновению главного конфликта - в виде конфликтной ситуации или даже в виде коллизии (противоборствующие силы готовы вступить в борьбу). В экспозиции разбираемого нами фильма все эти моменты уже наличествуют. Кроме открытого конфликта скомороха с монахом Кириллом и дружинниками, здесь зарождается, пока еще в скрытом виде, внутренняя конфликтная ситуация в душе Андрея: как отнестись к дерзостям охальника-скомороха? Они и привлекают монаха Андрея и отталкивают. А жестокое усердие княжеских слуг? Разве его можно принять?