Агенты службы связи.
Каждая хорошо организованная разведывательная служба располагает собственной службой связи. Связисты поддерживают связь между тайными штабами, находящимися позади ваших линий, и центральными разведывательными органами противника. Обычно связистами бывают граждане какой-либо нейтральной страны (или выдающими себя за таковых).
Для успешной борьбы с профессиональными агентами разведки требуется большая проницательность, наблюдательность и развитая память, а также огромное терпение, оптимизм.
Глава 2. Центральные персонажи отечественных книг о разведчиках
Литература о военных разведчиках носит негативный или позитивный оттенок в своём содержании – в зависимости от того, о каком разведчике пишет автор (вражеский всегда называется шпионом, отсюда и соответствующая оценка действующего лица).
Одни считают, что литература о разведчиках не поддаётся классификации, так как много произведений на эту тему, особенно если разведчики (или шпионы) представляют воюющие между собой государства. А поскольку войн было множество, то и соответствующих персонажей великое множество. Это началось ещё в античности. «Троянский конь» в эпопее Гомера – это то, что в поздние времена называли «разведкой боем» [10].
Другие, например, писатель и разведчик Михаил Любимов, считают, что у нас нет традиции «шпионской» литературы, то есть она очень слабая. Трудно назвать стоящую мемуарную книгу о разведке, написанную, например, в царское время. Не было организации, не было и соответствующей литературы. Были дипломаты, были чиновники, выполнявшие отдельные поручения, а разведка (военная) как организация появилась лишь в начале 20-го века. По мнению данных представителей, современную отечественную литературу о разведчиках можно разделить на три части: мемуары, документальные описания операций и жизни разведчиков, художественная литература.
Нередко в отечественной литературе были писатели, которым довелось стать разведчиками или свидетелями разведывательных операций. Они старались передать правду в своих произведениях. Одним из таких писателей-разведчиков был Эммануил Казакевич, написавший повесть «Звезда» о гибели разведгруппы в тылу врага. Этот автор проложил дорогу новому художественному типу разведчика, ставшего в новейшей русской литературе классическим образом и явившимся предметом сочувствия и даже преклонения [5, с.3].
В июле 1941 года Э. Казакевич ушёл добровольцем в армию, участвовал в битве под Москвой. Переведённый в одну из тыловых частей, он настойчиво рвался вновь на фронт. После нескольких отказов командования он исчез из тыловой части, а позже стало известно, что Казакевич - на переднем крае: ходит в разведку, выполняет боевые задания. С разведкой связана вся его фронтовая жизнь. Первый свой орден он получил за «языка», захваченного в трудных условиях длительной обороны. «Писатель мирного времени» был солдатом-разведчиком, командовал взводом и ротой, стал начальником дивизионной разведки и закончил войну офицером разведотдела штаба армии, кавалером восьми орденов и медалей. После войны литературная звезда Казакевича поднялась стремительно и уверенно. Повесть «Звезда», принёсшая Казакевичу широкое признание, свидетельствовала о творческом своеобразии писателя, о свойственном ему искусстве пластичной лепки характеров, о психологической ёмкости и лиризме, его неторопливой повествовательной манере. «Звезда» была восторженно принята читателями и по праву вошла в золотой фонд нашей прозы, выдержав свыше 50 изданий на 24 языках. В отличие от своих литературных сверстников, ещё державших в освещении фронтовой жизни приёмов жанра мемуарно-хрониакального или очеркового, Казакевич в «Звезде» дал блестящий образец жанра повести, художественной организации материала, независимой от паспортной подлинности имени героев, календарной точности времени и географической – места действия.
В повести представлены интересные образы героев-разведчиков, людей с богатой человеческой душой, с благородным и верным сердцем. Писатель показывает лейтенанта Травкина и его товарищей понимающими, как важно выполнить задание и как много зависит от них – таких незаметных, рядовых бойцов – непобедимость того дела, во имя которого народ не жалел ни сил, ни жизни. В то время, как на земле люди живут хотя и военными, но уже ставшими обыденными делами, в разведке, особенно в тылу врага, разведчики отрешаются от житейской суеты. «Разведчик уже не принадлежит ни самому себе, ни своим начальникам, ни своим воспоминаниям. Он не имеет имени, как лесная птица. Он вполне мог бы отказаться и от членораздельной речи, ограничившись птичьим свистом для подачи сигналов товарищам. Он сражался с полями, лесами, оврагами, становился духом этих пространств – духом опасным, вынашивающим одну мысль: свою задачу.» Что вело разведчиков на подвиг? Долг. В капитане Гуревиче командир разведгруппы «угадывал свойственный и ему, Травкину, фанатизм при исполнении долга. Не думать о своей выгоде, а только о своём деле, - так был воспитан Травкин, и так же был воспитан Гуревич. Они и называли друг друга «земляками», ибо они были из одной страны – страны верящих в своё дело и готовых отдать за него жизнь.»
Возвышенная атмосфера повести создаётся в первую очередь характером героя, выделяющегося среди других силой духа, высокими помыслами и чувствами. Так в лейтенанте Травкине обнаруживается личность яркая, сильная, цельная. Образ его показан глазами других героев. Для полковника Сербиченко Травкин был хорошим парнем и смелым разведчиком. Командир сапёрной группы Бугорков любил Травкина и как своего земляка-волжанина, и как «скромного, серьёзного, верного человека», который ходит вечно на виду у смерти. Для лихого, плутоватого Мамочкина главное в Травкине – «самозабвенное отношение к делу». Для молодого разведчика Голубовского Травкин был образцом, по которому он хотел равняться. Связистка Катя видела в нём «необыкновенного человека». Таким образом, создаётся характер романтического героя, сурового, благородного и чистого.
Дополняет образ одного из разведчиков глубоко гуманная мысль о бесконечной ценности каждого человеческого сердца, каждой человеческой жизни - это письмо обыкновенного, рядового разведчика Аниканова. «Казалось бы, отвоевал своё человек – к тому же человек не молодой, был ранен, после госпиталя попал в запасный полк, а там в подсобное хозяйство. Держись за тёплое место! Ан нет: «…У меня всё есть: и сметана, и масло, и овощи всякие… И думаю я про вас, товарищ лейтенант, поговорите с товарищем Сербиченко, чтобы отпустили меня к вам. Не могу я здесь без вас, вспоминаю наши боевые дела, а главное, что не довёл до конца эту войну вместе с вами, а живу, как зажиточный колхозник, и вроде вы защищаете меня от немца». Здесь раскрывается совесть, честность человека, не абстрактные понятия, а непосредственная духовная суть человека. И этим мужественным человеком с глазами «великой проницательности» был Аниканов, «философ и жизнезнавец».
По-своему интересен и Мамочкин, который занимает большое на первый взгляд место в повествовании. Мамочкин любил пофорсить: он щеголял в широченных шароварах и хромовых жёлтых сапожках, ворот его гимнастёрки был всегда расстёгнут, а чёрный чуб своевольно выбивался из-под кубанки с ярко-зелёным верхом. Его смелость была зачастую позёрством, нуждалась в беспрестанном подстёгивании самолюбия. Но в тоже время он противопоставлен и Барашкину, лентяю и бабнику, и Фиоктистову, красивому мерзавцу, нарочно простудившемуся, чтобы не идти на задание. И не противопоставлен честному и чистому Травкину, наоборот, любит его, любит его самозабвенное отношение к делу и абсолютное бескорыстие. Мамочкин, способный и схитрить, и раздобыть приварок, оказывается способен и на бескорыстную любовь, и на высокий подвиг.
Много раз в отношении разведчиков повторяется эпитет «лешие». Но лешие оказываются самыми что ни на есть земными людьми, частицами той земли, которая послала их на важное задание. Писатель показывает нам Аниканова с его деревенской солидностью, колхозной хваткой; юркого Голубовского; жуликоватого, бесшабашного Мамочкина; сметливого, расчётливого металлиста Марченко и, наконец, чистого, бескорыстного Травкина.
Травкин, Аниканов, Мамочкин – это незабываемые, самобытные характеры, это полюбившиеся читателю люди, а не просто обозначенные «лихие» разведчики. В группе они одно целое: от качества выполнения каждым своего этапа задания зависит жизнь товарищей и выполнение всей операции в целом. Своих героев Казакевич не выдумывал. Он писал о своих близких друзьях, с которыми сам шёл по-солдатски рядом. Он жил жизнью своих героев, поэтому их образы правдивы.
Разведчики в отряде считались золотым фондом, но не меньше уважались связные, люди, изо дня в день совершавшие свой подвиг, доставляя донесения из населённого пункта на «маяк», с «маяка» в отряд и обратно. Никто не знал, где и когда ожидает их опасность, каким неожиданностям подвергнутся они в пути. Очень часто связными-разведчиками были подростки.
Настоящим эстетическим открытием стала повесть писателя-военного разведчика В.О.Богомолова «Иван». Повесть о трагической гибели мальчика-разведчика, по-взрослому принявшего войну и участвовавшего в ней с профессиональной безупречностью [1, с. 480].
Иван Бондарев из Гомеля, он перед войной жил с родителями на заставе где-то в Прибалтике. Его отец, пограничник, погиб в первый же день войны. Сестрёнка полутора лет была убита на руках у мальчика во время отступления. Родственников у него нет. Одна мать, но она пропала без вести. Он и в партизанах был, и в Тростянце – лагере смерти. И вот он разведчик. Он не слушает взрослых, потому что хочет мстить. Ивану столько пришлось пережить, что в душе его лютая ненависть к фашистам. Даже когда, как все мальчишки на свете, Иван играет в ножички, похоже, что он продолжает сражаться с врагом.