Ну а далее, как и полагается, новый рубеж: диплом с отличием об окончании института! Диплом без единой тройки за все пять лет, так называемый красный диплом! А случилось это весной 1951 года. И в этом же году – очередная победа: первая книга стихов «Светлые дороги» и вступление в Союз писателей СССР. Но на этом бои не закончились, напротив, приобрели новый накал, бои за овладение поэтическими высотами, битвы за главные рубежи овладения читательскими сердцами![1]
Асадов умер внезапно. На протяжении многих десятилетий он вставал в 4 утра, делал зарядку, а потом сразу садился работать. А за несколько недель до смерти поэт встречался с журналистом «Комсомольской правды» и говорил с ним о жизни, о женщинах, о любви. В тот день, казалось, ничто не предвещало скорого ухода поэта.
21 апреля 2004 года все было, как обычно: Асадов встал в 4 утра, стал делать зарядку. Но, сделав всего лишь несколько упражнений, схватился за сердце. Жена немедленно вызвала «Скорую». Но еще до приезда врачей Асадов скончался от остановки сердца.
23 апреля в Доме офицеров в городе Одинцове прошло прощание с Эдуардом Асадовым. Похоронили поэта на Кунцевском кладбище в Москве рядом с могилами его матери и второй супруги Галины Валентиновны (с ней он прожил 36 лет, она также умерла от сердечного приступа). А вот сердце Асадова согласно его завещанию позднее захоронили на Сапун-горе в Севастополе, где 4 мая 1944 года он был тяжело ранен и потерял зрение.[7]
Таким образом, мы видим, что Эдуард Асадов даже после смерти отдал дань Великой войне, о которой он так много и проникновенно вспоминал и которой посвящал свои замечательные стихи.
Анализ стихотворений Асадова на военную тему.
Читая стихотворения, мы видим, что, прежде всего, Асадов – лирик. Все его стихотворения, будь то о войне, о животных, о любви, написаны в романтической атмосфере.
Эдуард Асадов любил писать стихотворения о войне, поскольку сам был ее участником. На военную тему поэт написал очень много стихотворений, хотелось бы остановиться на двух из них.
Первое стихотворение, которое мне очень нравится, «Солдат».
СОЛДАТ
Меж стиснутых пальцев желтела солома,
Поодаль валялся пустой автомат.
Лежал на задворках отцовского дома
Осколком гранаты убитый солдат.
Бойцы говорили, не то совпаденье,
Не то человеку уж так повезло,
Что ранней зарей в полосе наступления
Увидел гвардеец родное село.
Чье сердце не дрогнет при виде знакомой
До боли, до спазмы родной стороны!
И тяжесть становится вдруг невесомой,
И разом спадает усталость войны.
Что значит парню теперь километры?!
Ждала его встреча с семьей на войне,
В лицо ему дули родимые ветры,
И, кажется, сил прибавлялось вдвойне.
Но нет, не сбылось... Громыхнула граната…
Капризен солдатской судьбы произвол:
Две тысячи верст прошагал он до хаты,
А двадцать шагов – не сумел… не дошел…
Меж стиснутых пальцев солома желтела,
Поодаль валялся пустой автомат…
Недвижно навеки уснувшее тело,
Но все еще грозен убитый солдат!
И чудилось: должен в далеком Берлине
Солдат побывать, и, как прежде в бою,
Он будет сражаться, и смертный отныне,
Бок о бок с друзьями шагая в строю.
За мысли такие бойцов не судите,
Пускай он в Берлин и ногой не ступил,
Но в списках победных его помяните –
Солдат эту почесть в боях заслужил![1]
Стихотворение «Солдат» было написано в 1948 году. Идеей этого стихотворения является история про солдата, который в начале наступления увидел родное село. Однако, не дойдя всего лишь двадцати шагов до дома, солдата зацепила граната. Асадов рассказывает о том, что судьба любого человека непредсказуема, особенно на войне. И каждый человек шел на войну, не зная, вернется ли он назад, в родной дом, увидит ли снова свою семью.
В своем стихотворении Асадов поднял проблему памяти о погибших солдатах, проблему разлуки с родными на войне, проблему несчастного случая и совпадения. Стихотворение «Солдат» написано в грустных и серых красках. Однако ближе к концу тусклые краски печали сменяются ярким, броским призывом. Призывом не забывать павших солдат, не забывать их заслуги и мужество. И мы наблюдаем, как от начала к концу эмоциональный накал стихотворения усиливается.
Стихотворение «Солдат» написано легким, незаурядным проникновенным слогом. На протяжении всего стихотворения сохраняется перекрестная рифма и размер стиха - ямб. В этом произведении восемь строф. Первая строфа перекликается вместе с шестой: здесь автор использует анафору и повторяет: «Меж стиснутых пальцев…». С третьей до четвертой строфы стихотворение резко идет на подъем. Асадов употребляет перечисление: «И тяжесть становится вдруг невесомой, и разом спадает усталость войны…», «Ждала его встреча с семьей на войне, в лицо ему дули родимые ветры…». Автор употребляет риторические восклицания и вопросы: «Чье сердце не дрогнет при виде знакомой до боли, до спазмы родной стороны!», «Что значит парню теперь километры?!». Этими вопросами и восклицаниями автор подчеркивает выразительность и обращает внимание на неоспоримость вопросов о любви к Родине, к отцовскому дому. Однако на пятой строфе стихотворение идет на спад, но это еще больше усиливает эмоциональное восприятие произведения. Асадов здесь употребляет большое количество многоточий. Также Асадов применяет в пятой строфе олицетворение: «Капризен солдатской судьбы произвол». Автор как бы оживляет судьбу, представляя ее капризным ребенком. И в двух последних строчках этой строфы автор употребляет антитезу: «Две тысячи верст прошагал он до хаты, а двадцать шагов – не сумел… не дошел…». Как раз употреблением этой антитезы Асадов указывает нам на то, какой иронией нас может одарить судьба. И с шестой строфы стихотворение снова идет на подъем, но уже не так резко, как с третьей. Стихотворение «Солдат», несмотря на печальный рассказ про солдата, недошедшего до родного дома, пронизано любовью к родному краю, к отчему дому, к близким.
МОГИЛА НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА
Могила Неизвестного солдата!
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытых когда-то
Саперными лопатами солдат.
Зеленый горький холмик у дороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.
Кто был в боях и знает край передний,
Кто на войне товарища терял,
Тот боль и ярость полностью познал,
Когда копал «окоп» ему последний.
За маршем — марш, за боем — новый бой!
Когда же было строить обелиски?!
Доска да карандашные огрызки,
Ведь вот и все, что было под рукой!
Последний «послужной листок» солдата:
«Иван Фомин», и больше ничего.
А чуть пониже две коротких даты
Рождения и гибели его.
Но две недели ливневых дождей,
И остается только темно-серый
Кусок промокшей, вздувшейся фанеры,
И никакой фамилии на ней.
За сотни верст сражаются ребята.
А здесь, от речки в двадцати шагах,
Зеленый холмик в полевых цветах
Могила Неизвестного солдата…
Но Родина не забывает павшего!
Как мать не забывает никогда
Ни павшего, ни без вести пропавшего,
Того, кто жив для матери всегда!
Да, мужеству забвенья не бывает.
Вот почему погибшего в бою
Старшины на поверке выкликают
Как воина, стоящего в строю!
И потому в знак памяти сердечной
По всей стране от Волги до Карпат
В живых цветах и день и ночь горят
Лучи родной звезды пятиконечной.
Лучи летят торжественно и свято,
Чтоб встретиться в пожатии немом,
Над прахом Неизвестного солдата,
Что спит в земле перед седым Кремлем!
И от лучей багровое, как знамя,
Весенним днем фанфарами звеня,
Как символ славы возгорелось пламя
Святое пламя вечного огня![1]
Стихотворение «Могила Неизвестного солдата» было написано в 1967 году. В данном стихотворении Асадов рассказывает нам о том, что на протяжении войны погибало множество солдат. Погибали при наступлениях и при обороне. А вместе с этими смертями появлялось множество могил неизвестных солдат. Но Асадов в своем стихотворении говорит, что Родина не забывает павших. Она помнит и чтит заслуги погибших пусть и неизвестных, но зато мужественных и верных солдат.
В этом стихотворении поэт, несомненно, поднимает проблему памяти о погибших героях. В стихотворении «Могила Неизвестного солдата» Асадов тоже употребляет размер ямб. Данное произведение состоит из двенадцати строф. В первых двух строфах, в пятой, восьмой, девятой и в двух последних строфах автор употребляет перекрестную рифму, а в третьей, четвертой, шестой, седьмой и десятой – опоясывающую. Первая строка стихотворения начинается тихо, плавно: «Могила неизвестного солдата…», но тут же сменяется резким, порывистым восклицанием: «О, сколько их от Волги до Карпат!». В этом восклицании мы слышим боль автора. Жгучую боль из-за того, что множество людей погибало на войне, и многие пропадали без вести. Во второй строфе Асадов употребляет перечисление: «В котором, навсегда погребены мечты, надежду, думы и тревоги…». Этими однородными дополнениями автор подчеркивает то, что война перечеркнула будущее многих поколений. С четвертой строфы эмоциональное восприятие стихотворения начинает увеличиваться. Именно в этой строфе поэт и применяет восклицательные предложения, риторические вопросы и множество тире. И до восьмой строфы стихотворение идет на спад. В седьмой строфе Асадов применяет антитезу: «За сотни верст сражаются ребята. А здесь, от речки в двадцати шагах…». И в конце строфы автор ставит многоточие, тем самым, доводя эмоциональный накал практически до нуля. И с восьмой строфы снова начинается резкий подъем: Асадов употребляет восклицательное предложение: «Но Родина не забывает павшего!», сравнение: «Как мать не забывает никогда ни павшего, ни без вести пропавшего…». Этими художественными и синтаксическими выразительными средствами поэт увеличивает восприятие стиха и подчеркивает главную мысль стихотворения: даже неизвестных солдат Родина помнит и отдает им дань уважения. В стихотворении «Могила Неизвестного солдата» Эдуард Асадов употребляет много эпитетов: зеленый горький холмик, темно-серый кусок промокшей, вздувшейся фанеры, памяти сердечной, в пожатии немом, святое пламя Вечного огня. Также поэт употребляет метафоры: «В живых цветах и день и ночь горят лучи родной звезды пятиконечной…» - автор сравнивает лучи пятиконечной звезды с огнем, тем самым подчеркивая выразительность, «Лучи летят торжественно и свято…» - здесь те же самые лучи сравниваются с птицами, стремящимися встретиться друг с другом. И в последней строфе Асадов употребляет даже два сравнения: «И от лучей багровое, как знамя…», «Как символ славы, возгорелось пламя…» - этим поэт увеличивает значимость и святость Вечного огня. В этом стихотворении, как и в первом, мы видим, что оно пронизано любовью к Отчизне и гордостью за русский народ, победивший в страшной войне, болью и скорбью о погибших солдатах. И от этого стихотворение становится более проникновенным.