Смекни!
smekni.com

В. Ф. Тендрякова Magisterská diplomová práce (стр. 12 из 20)

Так же можно заметить в речи повествователя, страх. «Человеку будущего» присущ страх с самой жизни. Более ярко это вырази Игорь Шаблин: «У человека в жизни, каких нибудь тридцать тысяч этих дней. Из них тысячи четыре уходит на зеленое детство да столько же на старость. Мир велик, а жизнь мизерна… Едва уловимая искорка во Вселенной — я! Блеснул — и нет. А во время этого мимолетнейшего блеска успевает родиться нечто такое громадное, которое может осознать и саму Вселенную, и самого себя, и ничтожную краткость собственного существования, и бессмыслицу в устройстве материи».[165] Человек боится, как самой жизни, так и смерти, как будто «…кто-то его ударит сзади»[166]. Повествователь передает размышления Игоря Шаблина об этом явлении, как бы о проклятии, «нависшем над каждым человеком»,[167] о котором «Думали миллиарды прошедших по планете людей, — которых — уже давно нет…».[168]

Писатель не дает своим персонажам покоя, заставляет их размышлять о жизни, о своем существовании, и о смерти: «О чем толковали они между собой? Наверно, о вечной теме — о жизни. Один о ней мог судить потому, что ее уже прожил. Другой судил по тому, что предстояло прожить. Не удивительно, что нашли общий язык».[169]

Владимир Федорович Тендряков в своем эссе «Jedinec a komunismus» писал: «Práce je základem života, není však v životě vším».[170] Свои размышления передает и подтверждает в данной повести. Повествователь совместно с персонажем Андреем (чувствуется речь персонажа, наиболее в первых двух предложениях) оценивают прожитую жизнь Андрея: «Прожитая долгая жизнь казалась значительной, но в ней был один недостаток — занятость. Некогда было оглянуться кругом, заметить радостные мелочи — хотя бы этих надутых снегирей на снегу. Он скоро откажется от директорствования в институте — хватит, стар! — станет свободнее и уже не пропустит те маленькие подарки, которыми жизнь оделяет ежедневно. <…> Хороша жизнь, черт возьми!».[171] Повествователь описывает читателю, что и сам Андрей «…перебирал днем за днем долгую жизнь, — оценивая ее как — в общем-то, счастливую».[172]

VII. Конфликт и его значение в литературно-художественном произведении

Конфликтом называют столкновение, противоречие между мнениями, материальных, моральных интересов и моральных ценностей, противоборство либо между характерами, либо между характером и обстоятельствами, либо внутри характера.

Конфликт в литературно-художественном произведении является основой динамично развивающегося сюжета, движущей ее силой. В избранном виде конфликта писатель выражает свое понимание противоречий. Он выступает как побудительная причина всех действий и поступков персонажа или персонажей. Конфликт в литературно-художественном произведении может проявлять себя по-разному, в зависимости от жанра, тематики произведения, его идейного мира. Все события в сюжете как бы стягиваются в один узел, подчиняются конфликту, таким образом, конфликт как бы пронизывает всю структуру художественного произведения. Как правило, писатель черпает конфликты или их часть из первичной реальности. Художественное произведение писателя — это все-таки его видение и понимание первичной реальности мира. Таким образом, конфликт переходит из самой жизни в область тематики и проблематики произведения. С этого следует, что конфликт влияет на действия персонажей, а проблематика произведения на причину конфликта. Поэтому, если конфликт в произведении длится долго, то проблема вообще протекает на протяжении всего текста, порой проблема не разрешается, не кончается с формальным завершением сюжета или конфликта.

Следует различать несколько видов конфликтов. Самым простым конфликтом считается столкновение между отдельными персонажами и группами персонажей. Более сложный вид конфликта — это противостояние героя и уклада жизни, личности и среды (социальной, бытовой, культурной и т. п.). Разница между этими двумя видами конфликтов, в том, что персонажу не противостоит никто конкретно (нет конкретного противника, группы), с которым можно было бы бороться, даже победить, разрешив тем самым данный конфликт. Эти два вида конфликтов также называются внешними конфликтами. Третьему виду конфликта или так называемому, внутренний, психологический, свойственно то, что персонаж не в согласии, гармонии сам с собой, он несет в самом себе те или иные противоречия по отношению к тем или иным явлениям, понятиям или ценностям. Бывает и так, что в произведении можно столкнуться не с одним, а с двумя или даже всеми тремя видами конфликтов.

Внешние и внутренние конфликты имеют одну совместную черту, одно начало — они возникают из внутренних побуждений и убеждений, несогласий внутри персонажа, в его сознании. Так что, внешний конфликт не возникает из пустого места, он имеет свой «зародыш» во внутреннем конфликте персонажа. Таким способом, конфликт может менять свою форму: переходить из внутреннего во внешний конфликт, также и из внешнего во внутренний.

Как правило, смыслом конфликта является борьба за (нравственные) ценности, важные для личности. В конфликте персонаж поставлен перед необходимостью сделать выбор одной из двух взаимно исключающихся форм поведения, или, одной из двух ценностей. Таким образом, конфликт служит как способ раскрытия тех или иных ценностей, важности и значимости той или иной формы поведения.

Писатель, изображая конфликт, показывает выбор персонажа или персонажей не только между нравственным и безнравственным поведением, но и между разными видами нравственного поведения. Например, выбор между личными интересами персонажа и интересами других персонажей. Так как в число интересов личности входят и ее нравственные интересы, в которых личности не следует уступать в угоду чужим корыстным или честолюбивым стремлениям. Часто писатель изображает героя в ситуации, в которой он отстаивает свои личные убеждения, которые расходятся с общественным мнением или мнением другого персонажа. Внутренние убеждения персонажа находятся в противоречии с требованием другого индивида, социальной группы, коллектива, политического строя, даже часто с собственными склонностями и желаниями. Причем, персонаж как личность принадлежит к этому социуму, так и ее система ценностей в большой степени совпадает с общепринятыми нормами и ценностями в данном обществе.[173] Персонаж как личность может также находиться в ситуации выбора между различными видами обязанностей не только по отношению к другим людям, но и к себе самому. Нельзя забывать, что совокупность нравственных обязанностей личности не выстроена по логическому принципу, поэтому ситуация выбора зачастую оказывается сложной и оборачивается иногда даже болезненным действием для персонажа как личности.

В некоторых литературно-художественных произведениях нет ясно выраженного конфликта, его заменяет, так называемый, конфликтный фон. Конфликта как бы нет, но в персонажах проявляется повышенное беспокойство, даже нервозность, злость. Иногда, такой конфликтный фон может создавать предпосылки к конфликту.

Литературно-художественное произведение предоставляет специфическое пространство для рассуждения и понимания не только «хорошего» и «плохого», но и тонкую грань между ними, потому что не все всегда «черное и белое». Наверно, только сказка отличается от других жанров художественной литературы в понимании «хорошего» и «плохого», «Добра» и «Зла». Изображая те или иные жизненные явления, в том числе и конфликты, писатель определенным способом оценивает их, показывает их неординарность и неоднозначность, выражает свое понимание противоречий персонажей. Произведение, таким образом, непроизвольно формирует личность человека (читателя), актуализирует и влияет на его систему ценностей, как бы «незаметно» учит его мыслить и чувствовать, заставляет его находить ответ на вопрос «что правильнее?», воспитывает его. Читатель как наблюдатель конфликта имеет возможность взвешивать и судить о желательности или нежелательности данного в произведении изображаемого явления, о том, что справедливо и что несправедливо в поступках персонажей, что должно и чего не должно быть. «Общение» читателя с литературно-художественным произведением, по мнению А. Б. Есина: «…должно быть похоже на общение с хорошим, умным человеком: вроде бы ничему конкретному он не научил, никаких советов или жизненных правил не преподал, но тем не менее читатель чувствует себя добрее, умнее, духовно богаче».[174] Наверно, потому многих писателей мировой литературы приравнивают к пророкам.

VIII. Образ персонажей и их система ценностей

Персонажи в повести живут в мире, где «Нет угнетения, нет насилия…».[175] Они разумные и образованные люди, «выступают в ролях» ученых, тесно связанны с наукой, также все (кроме Григория Миткова) работают в «Институте мозга». Следовательно, можем предполагать, что нравственный внутренний мир персонажей также на высшем уровне, то есть, для них моральные нормы, правила и требования выступают как их собственные взгляды и убеждения: «Им разрешали играть в убийство?»[176], как привычные формы поведения «…само слово «демократия» давным-давно вышло из обихода».[177]