Смекни!
smekni.com

В. Ф. Тендрякова Magisterská diplomová práce (стр. 13 из 20)

Повествователь в большей степени употребляет косвенную форму описания и повествования о нравственном внутреннем мире каждого персонажа. Для изображения ценностной системы, убеждений персонажей, их отношение к миру и себе повествователь как бы использует описание их материального устройства, внешности и одежды, их должность и позицию, также посредничеством невербального общения, то есть, мимика, жестикуляция, манера поведения, походка. Повествователь часто обращает внимание на глаза своих персонажей, таким образом, читатель хотя бы образно, дополнительно может представить состояние и образ героев. Совокупность всех художественных деталей создает образ персонажа, его характер.[178] Характер человека (персонажа) влияет на его жизненные ценности, нравственные принципы, и наоборот. Изображение персонажа в литературе всегда выполняет не только изображающую, познавательную, но и оценочную функцию.

Важно подчеркнуть, что писатель наделил всех своих персонажей индивидуализированными деталями, которые становятся их постоянным признаком, по которым также легко можно опознать персонажа. Читатель, таким образом, может создать в какой-то части его портрет, у него производиться и остается определенное впечатление от внешности персонажа. У Игоря Шаблина это его «…цепкий взгляд в самые глаза, вглубь их, на дно».[179] Гале всегда присущие ее «…большие и выпуклые глаза».[180] Александру свойственный жест, когда было нужно «…напрячь свою безотказную память, он бережно коснулся правого виска сложенными в щепоть пальцами».[181] Писатель часто изображает Игоря Бартеньева с настороженным, возбудительным, даже недоверчивым взглядом. Повествователь изображает Григория Миткова и «незнакомца» как человека-спортсмена с хорошим телосложением.

Игорь Владимирович Шаблин

«Он, директор Института мозга, прославленный академик Шаблин, <…> При жизни возведенный в великого, в одинаковой степени физик и химик, физиолог и гистолог, глубокий теоретик и тонкий экспериментатор. Его «Исследование белка нервной клетки» потрясло весь научный мир…».[182] Повествователь глазами Александра описывает и оценивает внешность Игоря Шаблина: «В просторном, даже чересчур просторном кабинете, куда ломилось умытое весной солнце, встал из за стола поджарый человек в мятой рубашке, пузырящихся на коленях брюках своего рода щеголь из признанных. Родоначальником этого щегольства смирение паче гордости по нечаянности стал Альберт Эйнштейн, носивший растянутый свитер и потертую кожаную куртку».[183] Можем заметить, что Шаблин по натуре скромный человек, не нуждающийся в лишнем возвышению к великанам и повышению над другими. Повествователь даже иронически называет его «своего рода щеголь из признанных», подчеркивая, что для Шаблина важнее не внешность человека, а его внутренняя сторона, ему все равно или он в отутюженном костюме, или в мятой рубашке. Описание повествователем материального устройства кабинета Шаблина еще больше усиливает представление об этом персонаже, подчеркивает его характер, как бы понемногу раскрывает внутренний образ этой личности: «Кабинет прост, пустоват, даже аскетичен. Рабочий стол, с перламутровым отливом телеэкран на нем, маленький круглый столик в углу, мягкий диван обнимает его… <…> О кабинете Шаблина ходили по белу свету легенды: будто бы здесь под своим личным присмотром ученый хранил искусственный человеческий мозг. Электронных мозгов создано достаточно, но мозг из выращенных в лабораториях нервных клеток единственный экземпляр в мире».[184] От такого человека, на которого смотрели «…как на бога»,[185] ожидается все угодно, но в последней очереди — скромность «Бартеньев разочарованно оглядывался».[186] Необходимо заметить, что Игорь Шаблин самый старший по возрасту персонаж.

Повествователь обращает внимание на поведение своих персонажей не только в ситуациях конфликтов, но и в их нормальном, привычном, повседневном поведении, например, «Шаблин, спокойно встал из-за стола, взял стул, сел напротив колени в колени, глаза в глаза <…> цепкий взгляд в самые глаза, вглубь их, на дно».[187] Именно, это отношение и подход Игоря Шаблина «колени в колени, глаза в глаза» к другому человеку, говорит о его равноценном отношении к другой личности, с уважением и достоинством. Достоинство имеет широкий нравственный смысл, он основывается на признании равных прав каждой личности, уважения к ней. Повествователь, в изображении Шаблина, отвергает взаимосвязь человеческого достоинства с его социальным, материальным статусом в обществе: «Прославленные историей великие честолюбцы Юлии Цезари, Александры Македонские, Наполеоны жалкие щенки…»,[188] потому что моральная ценность достоинства ориентируется на внутренние нравственные качества и принципы человека.

Повествователь изображает Игоря Шаблина, как человека, который: «…влюбленный в свой век, еще больше влюбленный в будущее…».[189] Для Шаблина важно, чтобы «будущий человек» и его мир развивался, самосовершенствовался, менялся, прогрессировал: «…представьте себе мир, состоящий целиком из стариков. Мир, не обновляющийся, застывший. Это же стоп в движении материи! Это общая смерть, извольте заметить, тягучая, медленная, как от проказы…».[190] Шаблин этого принципа придерживался: «Узнать, прощупать руками <…> вот что важно, а уж приспособим ли мы подо что-либо, там видно будет».[191] Так как сознательно понимает, что все действия, поступки, решения, которые делаются в данный момент, могут оказать влияние на будущее не одного человека, а на все человечество: «Мы?.. К сожалению, я то уж, во всяком случае, не протяну еще семьдесят с лишком лет».[192] Он понимает смысл ценности как ответственность и старается ее придерживаться.

Галина Зиновьевна Бартеньева

Можно заметить, повествователь в сравнении с мужским персонажем иначе изображает женского персонажа — Галину Зиновьевну. Перед читателем раскрывается таинственная сторона женскости, во многом ее изображение похоже на образ женского идеала русских классиков: «…хрустел песок под ногами, от ее тела, затянутого в тонкое платье, тянуло теплом, и в темноте был виден ее профиль, загадочный, древний, библейский в эту минуту. Смутной влагой блестели большие, выпуклые глаза».[193] Повествователь неоднократно изображает сине-голубые глаза Гали: «Ночь смыла с ее лица все черты, темнели только глаза <…> В ее глазах мелькнул колючий отсвет <…> У Галины с возрастом ссыхалось лицо, а глаза становились больше и ярче. Сейчас в синеве ее глаз – пытливое, озабоченное внимание»,[194] как бы, таким образом, пытается изобразить ее внутренний мир, ее душу — «…большие, настороженные, постоянно чего-то ждущие»,[195] «…с нетерпением ждала, что вот-вот они ухватят кончик путевой нитки, который приведет их к неразгаданной тайне».[196]

Повествователь изображает Галю, как человека, который рвется всей своей душой за пределы своей настоящей жизни, в которой живет «…они плыли дальше и дальше, а конца пропасти не видно. Казалось, в этом месте земля раскололась пополам до самого центра. Александр пытался остановить Галю: вернемся, пора. Она отмахивалась. <…> плыла и плыла».[197] На первый взгляд можно утверждать, что Галя недовольна своей жизнью, и потому хочет чего-то другого, жить по-другому: «Мне хочется попадать в кораблекрушения, открывать необитаемые острова, где нет услужливых автоматов, тонуть и выплывать, голодать и выживать, глядеть смерти в глаза…».[198] Она тянется к «романтике прошлого», когда предки имели возможность «…ломать коням тяжелые крестцы и усмирять рабынь строптивых…».[199] Но ее отношение и оценивание жизни как ценности вовсе не отрицательное, а наоборот. Она воспринимает человеческую жизнь как дар, ценит ее, потому считает, что у «будущего человека» был отнят стимул жизни, ради чего бы стоило жить, по ее мнению, жизнь становится не полноценной: «…мне жаль трудной молодости человечества».[200]

Александр Николаевич Бартеньев

Читатель знакомится с данным персонажем как первым и «прощается» как с последним в повести.

Двадцатишестилетний Александр выигрывает «…странный мировой чемпионат»[201] «феноменов памяти», по специальности он кандидат физико-биологических наук. После этого, можно даже утверждать, большого события в жизни, у него меняется вся его дальнейшая жизнь: «…мне подарены две жизни. Одна покойная, другая невероятная сплошное приключение».[202] Но сам персонаж относится к себе критически, поэтому во время разговора с Шаблиным, он сомневается в том, что достоин стать «вторым звездным Гагариным»: «Почему именно мой мозг? Наверняка можно найти более достойных…».[203]

Можно заметить, что у Александра развито моральное сознание: «…Александр представил себе то далекое время: была зима, и в мерзлой земле темнолицые, обмороженные мужчины вырубали своими примитивными инструментами могилы, закидывали окоченевшие тела каких то Осипова, Куницына, Сукнова, убитых другими людьми. Жутко и почему то без причины стало стыдно перед этими предками, закопанными в мерзлую землю».[204] Ему становится «Стыдно за себя, не знающего, что такое голод и холод, что такое боль тела, развороченного грубым куском стали. Стыдно перед теми, о которых сказаны эти варварски гордые слова: «Пали смертью храбрых»».[205]