Художественные детали, автором изображенной модели мира, делают произведение своеобразным и идентичным. Художественные детали — это мельчайшая, выразительная художественная подробность, например, элемент пейзажа, портрет, отдельная вещь, поступок, жест, мимика и т.п. Художественные детали как бы накапливается от маленького к большому, давая целостный образ изображаемого в произведении. При анализе художественные детали подразделяют на внешние и психологические детали.[53] К внешним деталям можно отнести портретные (наружность персонажа), пейзажные (среду обитания) и вещные (предметы). Художественно-психологические детали предоставляют образ внутреннего мира человека, это отдельные душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и т. п. Некоторые художественные детали становятся многозначными символами, которые имеют философский, социальный и психологический смысл и значение. Символическая деталь, как правило, выражает общее впечатление о предмете или явлении, также часто передает и авторское отношение.
2. Условность изображаемого мира
Художественное произведение представляет собой «условное»[54] изображение и отражение реальной действительности писателя, его понимания действительности и отношения к ней. Художественный мир (или художественная реальность) писателем, создан для чего-то, ради определенной цели.[55]
Художественный мир произведения условно похож на первичную реальность. Однако каждое произведение обладает различной мерой и степенью условности. В зависимости от степени условности различаются изображаемые миры произведений, как жизнеподобные и фантастические (фантастика). В них отражается разная мера отличия изображенного мира от мира действительного, реального. Если жизнеподобное изображение мира не нарушает известные физические, психологические, научные закономерности, то фантастика предполагает нарушение этих закономерностей, подчеркивает неправдоподобие изображенного мира и невозможность разных явлений в действительном, реальном мире. В одном из интервью, Аркадий Натанович Стругацкий, рассказывал: «…какие бы нравственные и моральные ценности ни исповедовал писатель, он должен соизмерять их с действительным миром, с реальными, живыми проблемами <…> мы, — писатели-фантасты — просто берем ампулу мысли, покрываем ее шоколадом увлекательного сюжета, обертываем в золотую или серебряную фольгу вымысла».[56]
Фантастике свойственна прогностическая функция, которая позволяет ей как бы «заглядывать» в будущее. Таким образом, писатель создает фантастический образ мира, показывая, как может развиваться мир через некоторое время, при учете тенденций сегодняшнего дня в жизни человека или общества. Писатель интересуется вопросом: «Что же человечество ожидает в будущем?».
Именно, вопрос такого характера свойственный жанру научной фантастики (science fiction, sci-fi), утопии (utopia) и антиутопии (anti-utopia и dystopia[57]). Эти три жанра фантастики довольно похожи между собой.
Научная фантастика основывается на фантастических допущениях в области науки и техники, в том числе как естественных, так и гуманитарных наук.[58] Одними из тем научно-фантастических произведений являются новые открытия, изобретения, неизвестные науке факты, исследования космоса и путешествия во времени (как правило, в будущее).
Утопия и антиутопия — это жанры, описывающие модель общественного устройства в будущем. Утопия изображает идеальную модель мира с точки зрения писателя, а антиутопия, наоборот. Автор утопии, изображает модель мира, которая должна бы быть, а в антиутопии — мир, в котором «…страшно жить».[59] Братья Стругацкие придерживаются того мнения, что «…утопия и антиутопия — это не антонимы. Утопия — это мир, в котором торжествует разум. Антиутопия — мир, в котором торжествует зло».[60]
Многие литературоведы разделяют несколько подвидов утопии, а именно: технократические утопии, в которых все социальные проблемы решаются путем научно-технического прогресса, и социальные, в которых сами люди могут поменять устройство собственного общества.[61] К социальным утопиям можно отнести: эгалитарные, которые идеализируют и абсолютизируют принципы всеобщего равенства и гармоничное развитие личностей, и элитарные, которые отстаивают построение общества, по принципу справедливости и целесообразности.[62]
Художественное изображение писателем мира — это воззвание, понимание и оценивание характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем, поставленных в литературном произведении. Изображая жизненные явления, писатель, определенным образом оценивает их. Оценка писателя не всегда однозначна. Федор Михайлович Достоевский в одной из своих статьей «Рассказы Н. В. Успенского» писал: «Если бессознательно описывать один материал, то мы ничего не узнаем; но приходит художник и передает нам свой взгляд об этом материале…».[63]
Писатель может давать оценки различным фактам жизни, людям, философским и моральным принципам, даже общественным системам.
Авторское оценивание может быть прямым, явным, когда в тексте дается прямая оценка описанных фактов, событий. Она выражена в прямой оценочной форме. Также часто бывает, что оценивание автора не выражено прямо, а косвенно.
Особенно сложно определить оценку, позицию писателя, который старается избегать прямых суждений и оценок, оставляя оценивание на читателе. У писателей, которые стремятся к максимальной объективности, их оценивание как бы «растворяется» в произведении (заглавие, имена собственные, ключевые слова и т.д.). Такое оценивание требует от читателя видеть скрытый смысл, иронию, раскрытие метафор и т.д. Авторская оценка в таких произведениях в какой-то мере скрыта, например, в сюжете, композиции, художественной речи, деталях.
Авторская позиция может проявляться с помощью персонажей, когда один персонаж оценивает другого. В литературоведении их называют персонажами-резонерами, они близки автору, выражают их мысли или их представления о человеке. Такое оценивание не исходит прямо от автора, но именно писатель подбирает слова для данного персонажа. Причем, писатель создает этих персонажей, их характеры, стиль их речи, внешность и т.д. Писатель может с ним соглашаться во мнениях или же нет. Существует немало основополагающих, ключевых моментов, на которые необходимо обращать внимание при анализе произведения. Одними из наиболее известных приемов интерпретации — это заглавие, «от автора», ключевые слова, словосочетания, собственные имена, выбор обстоятельств и событий в произведении, поступки персонажей.
Заглавие является одним из важнейших компонентов произведения.[64] Оно несет в себе «…нераскрытое содержание текста»,[65] это первый знак о том, что будет изложено далее в тексте. Заглавие — «это компрессированное, нераскрытое содержание текста. Его можно метафорически изобразить в виде закрученной пружины, раскрывающей свои возможности в процессе развертывания».[66] Заглавие является первым элементом произведения, с которого начинается знакомство с текстом. Таким образом, заглавие вводит читателя в мир произведения, выражает основную тему текста, определяет сюжетную линию или указывает на его главный конфликт. Оно находится вне основной части текста, но занимает сильную позицию в нем. Интерпретация заглавия может послужить в анализе целого произведения, так как она предложена самим писателем.
«От автора» или же пролог писателя не всегда бывает в произведении и не является компонентом содержания. Это как бы вступительная часть в произведение, где «…разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора»,[67] в таком случае пролог является авторским предисловием. Или же в прологе изображаются события, предваряющие по времени действие произведения. Также в прологе могут быть описаны характеристики персонажей (напр. где показано их прошлое), таким образом, пролог может послужить в определении авторской позиции.
Художественное произведение представляет некую целостность. Писатель ради выражения своей идеи или мысли (специально) выбирает конкретные ситуации и обстоятельства. Уже выбором данной ситуации, писатель проявляет свое отношение, позицию к данной проблеме, ситуации или явлению.
Определить ключевые слова в произведении не всегда бывает легко, а еще сложнее найти их правильное значение, смысл. Они могут быть многозначны, имеют свою семантику, выражают символический смысл. Ключевые слова в какой-то степени несут в себе как идею писателя, так и его позицию. Часто ключевые слова бывают абстрактного характера. Символика в произведении является одним из основных средств выражения авторской позиции, которое отражено в текстовых элементах.
В произведениях читатель часто встречается с авторской оценкой, включающей в себя как положительное, так и отрицательное. Именно, совместимость «положительного» и «отрицательного» усложняет в определении авторской позиции, так как писатель постепенно, на протяжении даже целого произведения оценивает свой объект (оценка, таким образом, может передвигаться как от положительно-одобрительной к негативно-отрицательной, так и наоборот, от отрицательного к положительному). С таким видом оценивания можно встретиться в конфликтах, в ситуациях нравственного выбора, внутреннего кризиса или борьбы персонажей и т.д. Такое оценивание происходит из-за много причин, например, сами характеры персонажей неоднозначны, писатель стремится к объективности, автор старается показать сложность и неоднозначность изображаемого. Они содержат в себе противоположные черты характера, которые невозможно оценить только со знаком «плюс» или «минус». Образ такого персонажа предоставляет собой сложное единство, которое не поддается механическому анализу. Часто бывает, что одна и та же черта характера персонажа оценивается по-разному (поворачивается то своей позитивной, то негативной оценкой), в зависимости от обстоятельств, формы проявления, даже оценивания кем-то другим в произведении и т.п.