Смекни!
smekni.com

В. Ф. Тендрякова Magisterská diplomová práce (стр. 1 из 20)

Masarykova univerzita

Filozofická fakulta

Ústav slavistiky

Ruský jazyk a literatura

Polina Nazarchuk

Нравственная ориентировка в произведении

«Путешествие длиной в век»

В. Ф. Тендрякова

Magisterská diplomová práce

Vedoucí práce: doc. PhDr. Josef Dohnal, CSc.

2011

Prohlašuji, že jsem diplomovou práci vypracovala

samostatně s využitím uvedených pramenů a literatury.

………………………………

Podpis autora práce


Ráda bych touto cestou poděkovala doc. PhDr. Josefu Dohnalovi, CSc., za jeho cenné rady a připomínky, kázeň a za trpělivé vedení této práce.

Содержание:

Введение............................................................................................... 5

I. Биография и творческий путь В. Ф. Тендрякова........................................... 9

II. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».............. 17

1. Этика.............................................................................................................................................................. 18

2. Мораль........................................................................................................................................................... 19

3. Нравственность............................................................................................................................................. 22

III. Подход к морали..................................................................................................... 24

а) Религиозный подход..................................................................................................................................... 24

б) Исторический подход.................................................................................................................................... 24

в) Рационалистический подход......................................................................................................................... 25

г) Социокультурный подход............................................................................................................................ 25

д) Натуралистический подход........................................................................................................................... 26

IV. Русское этическое мышление в советский период.................................. 28

V. Модель изображаемого мира, авторская позиция в литературно-художественном произведении.......................................................................................................... 32

1. Модель мира................................................................................................................................................ 32

2. Условность изображаемого мира............................................................................................................... 33

3. Авторская позиция...................................................................................................................................... 35

VI. Изображение модели мира в повести............................................................. 42

1. Внешний мир человека................................................................................................................................ 44

2. Человеческий идеал..................................................................................................................................... 49

3. Внутренний мир человека........................................................................................................................... 52

4. «Утопия? Нет, реализм…».......................................................................................................................... 55

VII. Конфликт и его значение в литературно-художественном произведении 58

VIII. Образ персонажей и их система ценностей................................................. 61

IX. Взаимоотношение и проявление внутренних и внешних конфликтов персонажей...................................................................................................................................... 69

X. Resumé........................................................................................................................ 76

XI. Заключение............................................................................................................. 81

XII. Список использованной литературы............................................................. 85

1. Список художественных текстов................................................................................................................ 85

2. Список художественных текстов в электронном виде.............................................................................. 85

3. Список использованной критической литературы.................................................................................... 85

4. Электронные статьи..................................................................................................................................... 86


Введение

«Истину признают лишь тогда, когда в ней нуждаются». [1]

В. Ф. Тендряков

Русская литература всегда была очень популярна и пользовалась огромным уважением. «Писателя в России всегда воспринимали как пророка, приписывали ему титанические возможности и ждали от него общественных деяний самого крупного, государственного масштаба».[2] Например, австрийский писатель Стефан Цвейг в своем эссе в книге «Достоевский» пишет: «Раскройте любую из 50 тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа, или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с веселой толпой детей, у Бальзака — замок с титулом пэра и миллионами. И если мы оглянемся вокруг, на улице, в лавках, в низких комнатах и в светлых залах — чего хотят там люди? Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? Никто. Ни один. Они нигде не хотят остановиться — даже в счастье. Они всегда стремятся дальше, все они обладают «горячим сердцем», которое приносит им мучения. К счастью они равнодушны, равнодушны и к довольству, богатство они скорее презирают, чем желают его. Они ничего не хотят, эти чудаки, из того, к чему стремится все наше человечество».[3] Александр Солженицын в романе «В круге первом» более подчеркивает и уточняет разницу между западной и русской литературой: «…чем отличаются русские литературные герои от западноевропейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои — он ищет справедливости и добра».[4]

Русская литература в советский период имеет особое значение в общем контексте — как русской, так и мировой литературы. Она несет в себе нечто индивидуальное и неповторимое. При этом русские писатели очень тяжело переносили советское время, и неудивительно, что именно литература данного времени настолько оригинальна, неординарна и привлекает наше внимание.

В 50-х годах на страницах советских газет и журналов, возле романов в духе культа личности и идеалистического изображения действительности СССР, появляются короткие повести, даже очерки с деревенской тематикой. Проза о деревне достигла наиболее интенсивное развитие в 50-80-х годах. Можно утверждать, что толчок к развитию деревенской прозы дал сентябрьский Пленум ЦК КПСС в 1953 году.[5]

О жизни и проблемах, недостатках деревни Советского союза писали такие писатели, как В. В. Овечкин, Е. Я. Дорош, Г. Н. Троепольский, А. В. Калинин, Михаил. Жестев (наст. имя и фам. Марк Ильич Левинсон), С. П. Антонов. Вслед за их произведениями появляется короткие, но «сильные» по содержанию повести Владимира Федоровича Тендрякова. Писатель впервые вошел в литературу своим рассказом «Дела моего взвода» в 1947 году, который был опубликован в альманахе «Молодые писатели». В 50-х годах выходят в свет и другие его произведения, связанные с жизнью советской деревни.

Каждое его новое произведение вызывало интерес читателей и критики, встречало признание, вызывало несогласие и бурную критику, а главное, будило человеческую мысль и совесть. В каждом своем произведении он с упорной страстью отстаивал право художника на постановку острейших социально-нравственных проблем общества, впрямую задавал вопрос о смысле человеческого существования себе и своему читателю. Его книги наполнены желанием художественного, человеческого познания действительности, стремлением писателя вынести свои мысли о существовании человечества, воззвать к общественному сознанию, пробудить в читателе неравнодушие.

Темой нашей дипломной работы является «Нравственная ориентировка в произведении «Путешествие длиной в век» В. Ф. Тендрякова». Нами была осуществлена попытка определения нравственной ориентации в творчестве русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова, в частности было заострено внимание на его научно-фантастическую повесть «Путешествие длиной в век».

Целью нашей дипломной работы является, прежде всего, ознакомление читателя с русским писателем Владимиром Федоровичем Тендряковым и нравственным миром в его творчестве. Данная работа пытается определить и проанализировать модель мира в данном произведении: на кого писатель обращает внимание, кто является центром его произведения. Владимира Тендрякова интересует, какими качествами, ценностями владеет его «будущий человек» и подчеркивает те, к которым он должен стремиться. Так как общепринятые ценности меняются не только в обществе русских, но и во всем мире, сам человек меняется, «куда и к чему же он идет?».

Далее данная работа исследует и раскрывает авторскую позицию, отношение к персонажам, действиям и событиям, идеям, нравственным ценностям в научно-фантастической повести.

Нами была осуществлена попытка доказать, что жанр фантастики — это не только развлекательная художественная литература с напряженным сюжетным действием, но и воспитательная, прогностическая. Литературный жанр фантастики также интересуется человеком, его нравственным миром, как и все другие жанры искусства.

Нами была предпринята попытка решить следующие задачи:

1. Рассмотреть и определить понятия: «этика», «мораль», «нравственность». Исследовать соотношение и происхождение этих понятий, а также описать подходы к ним.

2. Рассмотреть этическое мышление в Советский период. Поскольку нами выбранный художник жил и писал именно в этот период.

3. Ознакомить с русским писателем Владимиром Федоровичем Тендряковым и его творчеством.

4. Определить и рассмотреть типологию моделей мира в литературно-художественном произведении. Также определить модель мира данной повести.