Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение — это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения — это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения. Выделение общих элементов, компонентов невербального поведения, определение его функций позволяют создать культурно-специфическую типологию невербального поведения (Лабунская В.А, 1986, с. 72-95).
Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале параграфа, о том, можно ли невербальное поведение, экспрессию, невербальные коммуникации рассматривать в качестве кода, имеющего четкое психологическое значение, можно сказать, что далеко не всегда это возможно. Знаковая функция основных символических элементов невербального поведения не вызывает сомнения. Но все же возникают проблемы с кодированием, так как каждый человек имеет индивидуальные особенности.
1.3 Экспрессия как внешнее Я личности
Термин «экспрессия» переводится на русский язык как выразительность, яркое проявление чувств, настроений. Экспрессия толкуется также, как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного наблюдения психологических особенностей личности. Экспрессивность означает степень выраженности того или иного чувства, настроения, состояния, отношения и т. д. Таким образом, в существующих определениях экспрессии и экспрессивности имеются указания на связь данного явления с духовным и душевным миром человека. Суть данной связи в контексте психологии видится в том, что экспрессии отводится место не просто внешнего сопровождения психических явлений. Она трактуется как часть этих явлений, как форма их существования. Поэтому можно говорить об экспрессии как о личностном образовании, как инструменте познания внутреннего мира человека, как о его внешнем Я. Традиция изучения экспрессии как внешнего Я личности была заложена работами В. Классовского, И. М. Сеченова, И. А. Сикорского, Д. Авербуха, С. Л. Рубинштейна.
С точки зрения В.А Лабунской, более правомерно говорить о нескольких трактовках этого понятия.
1. О толковании в широком смысле выражения, ставящего его в один ряд с такими понятиями, как отражение. В этом случае субъект выражения — это все его «максимальное бытие», представленное во всех внешних проявлениях.
2. О толковании выражения в узком смысле как категории, охватывающей персональное, личностное бытие. Субъект выражения — это несколько устойчивых черт, стиль, манера.
3. О выражении как однотипном проявлении какого-то чувства или отношения, состояния.
4. О выражении как динамическом явлении, соответствующем конкретным состояниям, отношениям личности.
В каждой из приведенных трактовок «выражения» просматривается общая тенденция — это нечто устойчивое, присущее только данному человеку, даже если имеет отношение к динамическим структурам личности (однотипно радуется, гневается, проявляет агрессию и т.д.) (Лабунская В.А., 1986, с.107-110).
1.4 Невербальные средства общения
Рассматривая известные классификации невербальных средств общения, нетрудно заметить, что в их основу положены основные атрибуты бытия, материи, всеобщие формы и способы ее существования: движение, время, пространство. Какие бы невербальные средства не выделялись, все они могут быть сведены к кинесическим (движения тела), пространственным (организация поведения, межличностного общения) и, наконец, к временным характеристикам взаимодействия. Сказанное имеет отношение и к паралингвистической, экстралингвистической подструктуре, которая включает движения тела, изменения голоса, паузы и скорее отличается функциями, чем является оригинальной системой невербальных средств общения. То же самое можно сказать о прикосновениях. По своей сути, они представляют направленные движения тела, головы, руки, которые с полным основанием можно включить в состав кинесической подструктуры.
В последнее время четко прослеживается тенденция включать в структуру невербальных средств общения, помимо указанных, среду — окружающие социально-бытовые условия, обстановку, совокупность людей, связанных общностью этих условий; объекты, которые используются личностью для связей с окружающим миром: одежду, косметику, украшения и т.д. Возникает вопрос: могут ли все названные невербальные средства рассматриваться как элементы не-вербального поведения.
На наш взгляд, включение в невербальное поведение личности всех продуктов ее многообразной деятельности является расширенным его толкованием. Мы же понимаем под невербальным поведением личности социально и биологически обусловленный способ организации усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в индивидуальную, конкретно-чувственную форму действия и поступков. К элементам невербального поведения относятся все движения тела, интонационные, ритмические, высотные характеристики голоса, его временная и пространственная организация. Круг подструктур невербального поведения личности гораздо уже круга элементов, выполняющих роль невербальных коммуникаций или невербальных средств общения.
Мимика и жесты. Известно, что мимика, жесты как элементы невербального поведения личности являются одной из первых визуальных, знаковых систем, усваиваемых в онтогенезе. Наиболее веским аргументом в пользу приоритета невербального языка над вербальным служат результаты, свидетельствующие об интернациональном характере основных мимических картин, поз, наборов жестов, а также данные о чертах жестикуляции и мимики, которые выступают генетическими признака-ми человека, например, врожденные способы выражения эмоций. Спонтанное невербальное поведение постепенно дополняется символической мимикой, жестами, интонациями, позами, использование которых основано на культурном, групповом, ситуативном соглашении и невозможно без предварительного обучения. Структура, содержание, форма невербального поведения, его актуализация обусловлены многовековой практикой общения (Лабунская В.А, 1986, с. 5—35). Примеры эмоций, мимики и жестов см. в Приложении 2.
Позы человека и его походка. Еще один элемент экспрессии — это позы человека. Определенное положение частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног — это его поза. Гармоничная взаимосвязь компонентов (частей тела) сообщает позе вид естественной, завершенной, а разложение ее на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена «поза». Перечисление отдельных элементов позы, например, «человек стоит, его голова наклонена вперед, руки опущены», мало что дает для ее понимания. Но если все движения тела объединить и зафиксировать на небольшой промежуток времени, то получится поза, символизирующая окончание беседы. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Она требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда.
Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социального и социально-психологического статуса. В повседневной жизни мы часто слышим: «он принял позу победителя», «он сидел в позе провинившегося ребенка», «его поза — это поза высокомерного человека» и т. д.
Для правильного понимания позы необходимо знать не только культурные традиции, возрастные ограничения, но и половые различия в использовании тех или иных поз. Замечено, что женщины в ситуации эмоционального напряжения, недоверия к партнеру резко наклоняют туловище вперед или, сидя, «отбрасывают» его на спинку стула, принимают расслабленную позу. Мужчины в этой же ситуации принимают «жесткую позу», держатся прямо, движения их рук раскованны.
Позы людей, испытывающих эмоциональное напряжение, отличаются «жесткостью», неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. В психологии невербального общения известны позы агрессивного или, наоборот, расположенного к общению человека: «улыбка, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед».
Наиболее распространенные позы в сочетании с другими элементами экспрессии описаны в книге А. А. Акишиной и др. Одной из сложных проблем является проблема классификации поз. Исходя из имеющихся исследований, позы можно классифицировать на основе следующих критериев: 1) этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отношений и взаимоотношений (симпатии — антипатии; подчинения — доминирования; включенности — отчужденности); психофизиологические состояния (напряженная — расслабленная, активная — пассивная); по критерию соответствия поз партнеров в общении (синхронные — несинхронные позы); по критерию направленности позы (от лицом к лицу до спина к спине); на основе соответствия позы другим элементам экспрессии (гармоничная — дисгармоничная).
Однако, проблема изучения позы заключается в том, что поза является сложным экспрессивным образованием, состоящим из движений различных частей тела, их сочетания и интенсивности выраженности. Поэтому она, как и вся экспрессия, «ускользает» от непосредственного анализа, для ее фиксации требуется использование технических средств, а затем поиск единиц ее анализа (Лабунская В.А.,1986, с. 45).
2. Агрессия
Второе определение, предложенное, несколькими известными исследователям, содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.