Смекни!
smekni.com

Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28» Работа на XIII (стр. 2 из 4)

Многие сегодняшние писательницы, которые являются звездами нашей литературы, не причисляют себя к разряду «писательниц». Они хотят быть писателями, именно так, в мужской огласовке. А ведь еще недавно, на рубеже 80-х–90-х годов прошлого века выходили сборники женщин-писательниц, формулировавших для себя внутреннюю задачу явить не просто свою индивидуальность, а именно женскую индивидуальность, женский антропоцентризм. Например, журнал «Мария», знаменитый сборник «Новые амазонки».

Таким образом, женская литература имеет давнюю историю, но говорить об этом как о самостоятельном явлении стали только во второй половине ХХ века, когда изменилось положение женщины в социуме и, отчасти, в связи с развитием феминизма.

2. Современная российская «женская проза»

(На примере творчества В. Токаревой, Л. Петрушевской)

В России в 1970-е годы появилась «Новая волна» литературы. Эта литература была неоднородна и авторов зачастую объединяла лишь хронология появления их произведений да общее стремление к поиску новых художественных форм. Среди произведений «Новой волны» появились книги, которые стали называть «женская проза». К «женской прозе» стали относить произведения В.Токаревой, Л.Петрушевской, Г.Щербаковой, Т.Толстой…

Критик Олег Дарк пишет: «Я думал, что женская проза – это будет какая-то новая физиология, онтология и все, что угодно. Мне казалось, что женщина и в биологическом, и в социальном смысле ближе к каким-то вечным проблемам. Набоков говорил о существовании двух бездн, в которых человек существует, до рождения и после смерти. Вот в женщине эти две бездны сходятся. Да, действительно. Женская проза ближе по духу постмодернизму, ибо женщина живет более вечными и менее политизированными проблемами. Для женщины характерно существование в более интимном, в более обжитом мире, чем мужчине».

В русской классической литературе традиционно разрабатывалась тема семьи. Семья – это нравственная основа человеческого быта и бытия. «Мысль семейная», так или иначе, пронизывает практически все произведения ХΙХ века. Совершенно закономерно, что к концу ХХ века «мысль семейная перестала быть главной для литературы. Человек в мире, где «безумие становится нормой» (С. Довлатов), обречен на одиночество. И все же, одной из основных тем современной женской прозы является тема семьи.

Особенность женской прозы в том, чтобы показать трагедийность женского бытия в хаотическом мире, где человеку как бы «нет места», «нарушен естественный порядок смены поколения, старые дерева губят подлесок, подлесок губит старые дерева, им не разойтись…».

«Мир мужской и мир женский – разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большое значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми», - сказала как-то в своем интервью Людмила Улицкая. Действительно, вопрос – а что же творится сегодня с семьей – волнует, прежде всего, женщин-писательниц.

Не обошла эту тему в своих произведениях и Виктория Токарева. В повести «Я есть. Ты есть. Он есть» автор показывает жизнь и любовь сына глазами матери.

Это обычная семья, с которой произошла необычная история. Анна – мать-одиночка, ее сын Олег женится на студентке Ирине, даже не сообщая об этом матери. Взаимоотношения между Анной и Ириной не складываются. И спустя несколько месяцев молодожены переезжают, и Олег не видится с матерью более полугода, пока не происходит авария, в результате которой Ира остается инвалидом. Олег просит мать ухаживать за женой, а чуть позже он начинает встречаться с другой женщиной, с коллегой по работе.

Судьба устроила так, что Олег столкнулся с настоящими трудностями, и тогда он пришел к матери за помощью, только сейчас осознав, что у него нет никого, кроме нее. Анна приняла сына, они снова вместе, сын и мать, а сострадание, порожденное отсутствующим взглядом Ирины, «съело ненависть, как солнце съедает снег. Осталась влажная пустота». Мать взяла на себя все заботы об Ирине, которые дали ей право на новую семью, в которой будут она, Ирина, вернувшаяся на «земную планету» и собака Дин, воспринимающая теплое и ясное состояние Анны.

Помимо сложностей во взаимоотношениях сына и матери, в повести затронуты и другие проблемы: невосприимчивость счастливого человека к чужой доле, одиночество людей в несчастье, родители – обработанный материал, засорение атмосферы бурыми испарениями человеческого зла, город и уединение.

Виктории Токаревой удалось очень точно описать женскую психологию, последовательность мыслей женщины, ее логику, хотя наличие этого качества у женщин вызывает огромное сомнение мужчин. «Женский» взгляд проявляется в том, что очень большое внимание уделяется таким понятиям, как семья, дом, верность, муж, жена, неверность, жертва ради любви, карьера, личная жизнь.

Людмила Петрушевская — одна из самых ярких писательниц конца XX века. Вечным темам писательница дает оригинальную трактовку. Но не только интерес литературоведов свидетельствует о возросшей популярности Людмилы Петрушевской. Она давно завоевала любовь читателей. Чем же интересны ее произведения?

Темы для своих рассказов автор берет из череды повседневных событий. Писательница показывает мир, далекий от благополучных квартир и официальных приемных. Ее герои — незаметные, замученные бытом люди, тихо страдающие в своих неприглядных дворах и коммунальных квартирах. Писательница показывает нескладную жизнь, в которой отсутствует какой-либо смысл. Привычные для каждого читателя картины не мешают автору поднимать и решать серьезные нравственные проблемы.

Петрушевская пишет небольшие по объему рассказы, занимающие две-три странички. По жанру рассказы писательницы напоминают миниатюры, этюды, зарисовки, но сама Петрушевская настаивает на том, что это рассказы, которые нельзя назвать короткими, если задуматься над глубиной их проблематики и объемом жизненного материала. Л.Петрушевская, как и ее великий предшественник А. Чехов, видит и изображает трагизм мелочей и угнетающую власть повседневности.

Запутавшийся в себе самом и в мире человек — один из драматических символов нашей эпохи. Это следствие страха перед жизнью, желания спрятаться в “футляр” из штампованных фраз, избитых слов, тусклых мыслей, ненужных дел. По мнению Петрушевской, от самого человека зависит, сумеет он преодолеть враждебность и холодность судьбы или согнется под ее ударами.

Таким образом, особенностями «женской прозы» являются особенности исследования социально-психологических и нравственных координат современной жизни: отстраненность от злободневных политических страстей, внимательность к глубинам частной жизни современного человека. Душа конкретного, «маленького» человека для «женской прозы» не менее сложна и загадочна, чем глобальные катаклизмы эпохи. Круг общих вопросов, решаемых «женской прозой» – это проблема отношений между человеком и окружающим его миром.

Также критики отмечают любопытную особенность российской женской прозы – в ней очень много фольклора и мифологии. Возможно, все дело в материнстве - привычка рассказывать сказки и объяснять сложные явления мира простым языком, понятным детям, в прозе обернулась насыщенным метафорами повествованием.

Говоря об особенностях «женского почерка», можно отметить, что женщины по определению более восприимчивы к мелочам, к этому они предрасположены и физиологией, и воспитанием. И писательницы сознательно не претендуют на глобальные темы – вместо литературы идей они решили заниматься описанием человека таким, какой он есть: что такое его сны, его еда, его сущность. За то, что русская литература наконец-то обратилась к частному человеку (прежде всего Женщине), можно поблагодарить именно писательниц. Так что у женщин-писателей есть безусловное преимущество перед мужчинами: они могут рассказать что-то, о чем не говорилось раньше.

3. Женская литература Кузбасса

3.1. Взаимосвязь природы и человека

в творчестве Любови Никоновой

Любовь Никонова родилась в 1951 году в селе Владимировка Самарской области. С 1966 года живет в Кузбассе. Окончила Новокузнецкий педагогический институт. Работала учителем литературы, научным сотрудником Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского в Новокузнецке. Публиковалась в журналах «Роман-газета», «Новый мир», «Роман-журнал ХХI век», «Наш современник», «Москва», «Бежин луг», «Журнал Московской Патриархии», «Сибирские огни», «Сибирские Афины», «Огни Кузбасса», «Литературный Кузбасс». Автор двенадцати книг. Член Союза писателей России. Лауреат литературной премии «Образ», учрежденной Администрацией Кемеровской области. Много работает с творческой молодежью, являясь руководителем трех литературных студий в Новокузнецке.

Одно из главных произведений в творчестве Любови Никоновой – «Перед чудом жизни». В этой книге продолжается основная линия ее творчества: человек и космическое чудо жизни; современное бытие и уходящая от нас, так и не понятая нами живая природа. Жанр ее книги «Перед чудом жизни» необычен: проза и поэзия организованы в единое целое, они взаимопереходят, дополняют друг друга, развиваются одно из другого.

Начав читать эту книгу, понимаешь, что прервать чтение невозможно, потому что в ней неповторимым образом сочетаются философские и лирические одновременно размышления о Родине, о детстве, о красоте природы и жизни человека, понятные и знакомые каждому человеку.

Особенность этого произведения – это сочетание лирики и прозы, «Записки, рожденные тоской по природе». Писательница и поэтесса показывает нам великое счастье бытия, простоту и сложность мира, их взаимосвязь. По форме – это диалог с читателем и с самой собой. Они пишет: «Первая, данная нам от самого вступления в жизнь, природа – то же, что первая любовь». Сила природы невероятно велика. «Как она бесстрашна! Насколько мужественна. До чего не мстительна. Как честна! Героизм ее беспределен, как и ее страдания». И чудо жизни для нее, которому мы все свидетели – это гармония взаимоотношений с природой, потому что «… на дворе уже такое время, когда судьба живого касается каждого из нас. Нам необходимо нам необходимо объединится в любви к нему, в понимании его, в заботе о нем. Ведь драгоценнее живого мира на земле ничего нет».