Смекни!
smekni.com

Му «Управление образования Администрации г. Прокопьевска» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28» Работа на XIII (стр. 4 из 4)

Поднимая проблему семьи, Зинаида Чигарева старалась донести до читателей главное: любить близких надо «сейчас», пока не поздно, пока они живы, пока они нуждаются в сердечности и тепле наших слов и дел, и мы можем проявить свои чувства, пока не стало поздно, как это делает героиня рассказа «Маша», которая говорит своему больному обездвиженному мужу: «…Ты только одно знай – живи! Живи… живи и живи! И больше мне ничего не нужно!... Я и так самая счастливая».

3.3. Своеобразие раскрытия темы любви

в лирике Анны Дроновой

Про таких, как Анна Дронова, говорят – «талант от Бога». Их любят, ценят, понимают и принимают. Она родилась 17 октября 1983 года. С раннего детства она тяжело болела, врачи ставили различные диагнозы и отводили ей 6 лет жизни. Сейчас Анне 28 лет и, несмотря на прогнозы врачей, она живет активно, насколько ей позволяет ее состояние. Практически полностью обездвиженная, Анна с отличием окончила школу. В награду за физические страдания Бог дал ей огромный дар. Ее дар – в способности выразить словами тайные движения ее души, в способности уводить людей в свой мятежный и прекрасный поэтический мир. Физический мир девушки ограничен стенами одной комнаты, но она не чувствует себя одиноко. Ее внешний мир ограничен, но просто дух захватывает от ее внутреннего мира.

Сегодня Анна Дронова Член Союза писателей России. Она пишет замечательные стихи, в которых отражается боль и глубокое понимание действительности. Она понимает лучше нас, обычных людей, всю ценность и хрупкость жизни.

Одна из главных тем четвертого сборника Анны Дроновой «Стихорастворения» - традиционная для женской лирики тема любви. Любовь в стихотворениях неразрывно сопряжена с мотивами боли, смерти, игры:

«Будь со мной

(жизнь похода на игру)…

Будь со мной,

А иначе я умру».

«Любите меня!

Погубите меня!

Не ведьма я –

Сгорю без огня.

А боль у меня,

Как ножик остра.

Не ведьма я –

Умру без костра».

Взаимосвязь любви и смерти традиционна для модернисткой лирики начала ХХ века, этот мотив присутствует в творчестве Анны Ахматовой и Марины Цветаевой.

Связь со своими предшественницами чувствует и сама поэтесса:

«Я знаю, я знаю, Ахматова

С сухими глазами Сафо

Из времени, вечностью сжатого,

Не слышит уже никого».

Своеобразие темы любви у А. Дроновой проявляется в том, что с темой любви у нее часто сопряжен мотив холода: «По холодам расхаживать – дело мое обычное», «Ночь, на собачьем холоде», «Холод, мороз, озноб. Будто бы нас с тобой раз – положили в гроб, два зарыли в сугроб, три – замели пургой…», «Холодом вдоль пола – тянет… ну и холод!», «Ветер, ветер, ветер хочет заморозить одиночек. Снегом, вьюгою, пургою - заморозить нас с тобою». «Мною ты пойман… в холодной тьме стало спокойно мне и просто мне». Образ холода неоднозначен: он, как некая сущность, субстанция, может и объединять и, напротив, разобщать; он может быть и союзником, и врагом; с одной стороны холод и мороз противопоставлены любви и жару («Холод, мороз, и озноб (нежность, любовь и жар!), с другой – холод является неотъемлемой частью любви.

«Хочу я побыстрее прочь

не умереть – удрать!

устала в день,

устала в ночь,

устала в жизнь играть».

Строками этого стихотворения поэтесса раскрывает боль своей души, свою ежедневную борьбу за жизнь. Основной мотив этого и многих других стихотворения Анны Дроновой – игра. В связи с повторением слов умру, смерть возникает ассоциация «игры со смертью». Мотив игры усиливают повторы однокоренных слов: играть, игра, выигрыш. Вообще, восприятие жизни как некой игры, по правилам или без, - традиционно в литературе, также, как и стечение образов жизни, смерти и любви.

Возможно, из-за того, что поэтесса вынуждена ежедневно бороться за свою жизнь, тема боли и смерти занимает особое место в ее творчестве: «Смерть воюет за жизнь мою в самом правильном из боев, в самом честном бою», «Я в закрытом доме – как в глубокой коме… И на дом пригожий – смерть весьма похожа», «За моим широким столом – жизнь – излишне мелкая ставка», «устала в жизнь, устала в боль, устала в смерть играть», «Между жизнью и смертью – нет ни малейшего места мне», «Боль, причиненная тобой – не боль… приди и причини! Готова на любую боль – в такие болевые дни», «Я кусачею тварью снова у ног легла, чтобы в самом разгаре боль и любовь была»).

Удивительным образом в лирике Анны Дроновой сочетаются реалии современной жизни (таблоиды, классификации) и мифологические (Ариадна, Единорог), фольклорные (Светозар, волшебница, ведьма, колдунья) образы и мотивы, которые, как говорилось выше, вообще характерны для современной женской литературы.

Таким образом, говоря о глубоко личных переживаниях любви, боли, усталости, поэтесса продолжает традиции и остается в контексте мировой культуры.

Главные образы ее стихотворений – важнейшие понятия для человека: любовь и боль, жизнь и смерть. Еще Иван Алексеевич Бунин писал: «С тех пор, как я понял, что жизнь – это восхождение на Альпы, я все понял. Я понял, что все пустяки. Есть несколько вещей неизменных, органических, с которыми ничего поделать нельзя: смерть, болезнь, любовь, а остальное – пустяки». Для лирического «Я» Анны Дроновой важнее жизни и смерти оказывается любовь:

Останови мою игру,

прошу, останови.

Живу без правил, а умру –

по правилам любви.

Заключение

В результате своего исследования, я пришла к выводу, что понятие «женская литература» достаточно условно, поскольку пока единого определения нет, и часто понимается по-разному. Не случайно оно вызывает множество споров и дискуссий. Кроме того, сами представительницы женского творчества часто не желают быть причисленными к этому явлению. Так, например, Анна Ахматова не любила, когда ее называли поэтессой, а называла себя поэтом; Зинаида Гиппиус вообще писала под мужским псевдонимом (Антон Крайний); Татьяна Толстая считает, что разницы между мужчиной и женщиной в плане творчества нет, писатель, как и любой художник должен быть всюду и всем; Людмила Улицкая также считает, что литературу нельзя делить на женскую и мужскую, а можно на хорошую и плохую.

И всё-таки, я считаю, что допустимо говорить о женской литературе как об определенном явлении в литературном процессе, а также о специфических чертах и особенностях художественных произведений, созданных женщинами, таких как восприимчивость к мелочам, простым бытовым деталям, которые вдруг оказываются очень важными; внимание к частной жизни человека, прежде всего женщины; вскрытие проблем современной семьи.

Необходимо отметить и официальное проявление признания равноправия женщин в литературном процессе - вручение Нобелевской премии Эльфриде Елинек. Это тем более показательно, что Елинек пишет на такие острейшие для существования женщины темы, как женщина и насилие, женщина и несвобода.

Рассмотренные нами произведения представительниц женской литературы Кузбасса несомненно представляют художественную ценность и заслуживают внимания и изучения.

На примере произведений Любови Никоновой, Зинаиды Чигаревой, Анны Дроновой мы убедились в том, что тематика их широка и многообразна: поиски смысла жизни, тема любви, взаимосвязи человека и окружающего мира, отсутствие внутренних связей между близкими людьми, потеря смысла жизни, разобщенность.

Таким образом, женская литература Кузбасса находится в контексте русской и мировой литературы, т.е. продолжает традиции и вносит свой достойный вклад в культуру.

Потребность в женском взгляде будет ощущаться еще не одно десятилетие. Есть еще много областей, которые женщина-писатель не освоила именно с точки зрения своего женского видения. И в литературе XXI века женщины еще заговорят о чем-то таком, что пока даже не присутствует в современной литературе. Свой вклад в это внесут и наши землячки.

Список литературы

1. Арбатова М.Н. Женская литература как факт состоятельного отечественного феминизма. «Преображение». 1995. № 5.

2. Дронова Анна. Стихотворения. Кемерово 2004.

3. Никонова Л.А. Перед чудом жизни: Проза и поэзия живого мира. Кемеровское книжное издательство, 1990.

4. Книга, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно. М.: Фонд помощи хосписам «Вера», 2009.

5. Сборник произведений В.Токаревой. М. 1994.

6. Смотрю в твои глаза. Рассказы писателей Кузбасса. Кемеровское книжное издательство. 1977.

7. Черняк М.А. Современная русская литература. М., 2007.

8. http://www.genderstudies.info/lit/lit1/php

9. http://www.owl.ru/gender/071.htm

10. http://www.a-z.ru/woman_cd/html/trofimovar.htm

11. http://www.topos.ru/article/2281

Еще немного по тропе коровьей,

Протоптанной среди травы суровой,

Средь выжженной, средь пепельной полыни,

Растущей на растресканной равнине…

Как соль земли повсюду обнажилась,

На каменном суглинке отложилась!

Не то смысл жизни здесь я постигаю,

Не то в пути безвестном погибаю.

Но все равно свой знак хочу подать я

С дороги сестрам ласковым и братьям,

Хотя бы бабочку вам пыльную отправить,

Под цвет полыни, серую, на память…