МУ «Управление образования Администрации г. Прокопьевска»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
Работа на XIII научно-практическую конференцию школьников
«Старт в науку»
Женская литература Кузбасса
(Литература)
Автор:
Илларионова Софья,
класс 10А
Научный руководитель:
Усова
Нина Павловна,
учитель русского языка
и литературы
Прокопьевск – 2010
Содержание:
Введение ………………………………………………………..…….3
1. Историческая справка...........................................................................6
2. Современная российская «женская проза»…………………….........9
3. Женская литература Кузбасса………………………………..………13
3.1. Взаимосвязь природы и человека в творчестве
Любови Никоновой…….……………………….................................13
3.2. Тема семьи в рассказах Зинаиды Чигаревой ………..……..….……16
3.3. Своеобразие раскрытия темы любви в лирике Анны Дроновой .....................................................................20
Заключение…………………………………………………………....23
Список литературы...................………………………………………25
Введение
Женская литература была всегда. Сафо, Жорж Санд, Вирджиния Вулф, Этель Лилиан Войнич… Но само понятие появилось в конце XIX – в начале XX вв. Анна Ахматова, Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус, сестры Надежда Лахвицкая (Теффи), Мирра… Это был потрясающий «серебряный век».
Так уж исторически сложилось, что художественные произведения писали больше мужчины, и все же «женская литература» всегда занимала и занимает особое место, потому что ни один мужчина, даже гений, не сможет передать мир так, как его воспринимает женщина.
В последние десятилетия не умолкают дискуссии о современной женской прозе, активно заявившей о себе в 1980-х годах. Появление на литературном горизонте столь ярких и разных писательниц, как Людмила Петрушевская, Татьяна Толстая, Валерия Нарбикова, Людмила Улицкая, Виктория Токарева и др., сделало актуальными вопросы о том, что такое «женская литература» и стоит ли вообще выделять ее из совокупности литературных произведений.
Вообще «женская литература» в современном мире теснит «мужскую литературу», в том числе и зарубежная. В настоящее время получили широкую известность такие писательницы, как Джоан Кэролл Оэтс, Гудрон Пауе Ванг, Джоан Роулинг, Мейвис Чик, Рэй Уэлдон, Рут Рендел.
При этом постоянно идет то затихающая, то вновь вспыхивающая полемика о женском творчестве, то есть о способности женщин наравне с мужчинами создавать духовный продукт высокого эстетического качества. Тема, касающаяся женского творчества, вызывает острые дискуссии - от полного отрицания до безоговорочного признания этого культурного феномена. Одним из главных аргументов противников использования данного понятия является утверждение, что наличествует лишь хорошая и плохая литература, которая не делится по признаку пола и не бывает ни мужской, ни женской. На самом деле это сложный и неоднозначно решаемый вопрос.
Явление «женской литературы» до сих пор не исследовано, критической литературы на эту тему почти нет. А без изучения данного явления представление о современном литературном процессе будет неполным. В связи с этим в настоящее время даже рассматривается вопрос об изменении школьного курса с учетом систематического введения в него ряда женских текстов.
Меня заинтересовала эта проблема и то, как обстоит дело с литературным женским творчеством в нашем регионе. Работая с материалами по данной теме, я с удивлением узнала, как много кузбасских женщин-писательниц, поэтов достойно представляют литературу в России, в мире, и как мало мы об этом знаем.
А ведь все кузбассовцы по праву могут гордиться своими землячками: Марией Мареевой, Екатериной Дубро, Зинаидой Чигаревой, Любовью Никоновой, Александрой Майбородой, Тамарой Черемновой, Анной Дроновой и др.
Я решила исследовать эту тему, чтобы лучше разобраться в явлении «женской литературы», привлечь внимание к творчеству женщин-писательниц и поэтов Кузбасса, поскольку оно произвело на меня очень сильное впечатление, и познакомить с ним своих одноклассников. Кроме того, данная работа может представлять ценность при изучении регионального компонента в курсе русской литературы как для обучающихся 10-11-х классов, так и для работающих в них педагогов.
Объект исследования: женская литература Кузбасса.
Предмет исследования: произведения представительниц женской литературы Кузбасса: Любови Никоновой, Зинаиды Чигаревой, Анны Дроновой.
Цель исследования: выявление материалов, особенностей, признаков, показывающих, что в Кузбассе существует женская литература.
Задачи:
· рассмотреть понятие «женская литература»;
· собрать исторические сведения об этом явлении;
· систематизировать имеющиеся материалы;
· рассмотреть широту тематики произведений данного явления;
· соотнести тематику и проблематику произведений кузбасских писательниц с произведениями современной российской «женской прозы»;
· выявить художественное своеобразие произведений кузбасских женщин-авторов,
· определить актуальность проблем, особенный взгляд на них.
Методы исследования:
· изучение справочной информационной и критической литературы;
· анализ художественных произведений представительниц женской литературы Кузбасса;
· сопоставление их с тенденциями женской литературы России;
· обобщение собранных и изученных материалов и сведений.
1. Историческая справка
Женская литература - понятие широкое. В своей работе под этим термином мы будем подразумевать те произведения, которые пишут женщины, и которые представляют подлинную художественную ценность.
В истории литературы известны периоды, когда женские имена вообще не звучали. Первой писательницей человечества была Сафо. Однако если задуматься над тем, кого же назвать второй писательницей, то искать ее придется не раньше XVII–XVIII веков. Почему женская литература на столько столетий ушла в тень? Античная женщина могла себе позволить заниматься творчеством. С упадком античности система ценностей поменялась. Женщина долгое время формировалась совершенно по определенному канону, и для того чтобы заняться чем-то иным помимо тех обязанностей, которые ей вменялись, надо было обладать совершенно невероятной смелостью и невероятным желанием. И это было реализовано только тогда, когда попытки женщин войти в социальные структуры приобрели массовый характер.
С эпохи Возрождения женщин в литературе становится больше. С другой стороны, если взять японскую литературу, то там их присутствие традиционно. Так, знаменитый японский роман «Повесть о Гендзи» (VIII-IX вв. н.э.) был написан женщиной - Мурасаки Сикибу. Это огромное и интересное прозаическое произведение, которое и сегодня вполне современно. В Европе тогда ничего похожего не было.
Писательницей была Екатерина II, которая считала, что должна оставить память о себе в разных областях. Литературной деятельностью в ХVIII веке занимались княгиня Екатерина Дашкова, жены известных литераторов (Сумарокова, Хераскова). Но это были отдельные и не очень яркие случаи.
Немногочисленные настоящие женщины-литераторы появляются только в XIX веке, например, поэтессы – Каролина Павлова, которую очень ценил Пушкин, Евдокия Ростопчина. Веком позже появились легендарные уже поэты Анна Ахматова, Марина Цветаева. И рубеж ХIХ и ХХ веков дает совершенно невероятный взрыв. Серебряный век стал золотым для женской литературы в России.
Расцвет женской литературы в России начала ХХ века относится, прежде всего, к поэзии. Одна из основательниц русского феминизма – писательница Лидия Зиновьева-Аннибал – попыталась тогда даже создать литературный женский кружок наподобие кружка Сафо. Но ей удалось собрать женщин всего два или три раза, при том что там были дамы далеко не глупые: жена Блока, жена Георгия Чулкова – Маргарита Сабашникова. Они должны были, как девушки из круга Сафо, изящно одеваться, говорить о прекрасном, приносить свои произведения и обсуждать их. Но эта идея не получила развития, а Зиновьева-Аннибал была незаслуженно забыта историками литературы.
Социальные сдвиги, которые последовали после революции, начали нивелировать женское начало в мире, где все мы становились бойцами, деятелями трудового фронта. Эволюция творчества замечательной писательницы 20-х годов Лидии Сейфулиной показатель того, как из женщины советского времени и на социальном, и на литературном уровне вытравливали все женское. Сейфулина пишет повесть «Виринея» о том, как в женщине борются социальное и природное начала, и как природное в конце концов побеждает, что и становится причиной ее гибели.
Можно отметить, что писательниц всегда характеризовала некоторая несерьезность отношения к литературным занятиям. По крайней мере, до последнего времени. Женщина очень поздно осознала себя как профессионала в литературе. Например, практически всю западную литературу начала ХХ века русский читатель узнал в переводах женщин. Женщин-переводчиц было в десятки раз больше, чем мужчин. Мужчина считал, что он сам может творить. Женщина, которой обычно отводились вторые роли, чаще становилась переводчиком.