Смекни!
smekni.com

Пушкин и Жуковский: личные и творческие связи (стр. 1 из 5)

ГОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

Пушкин и Жуковский: личные и творческие связи

автор: ученица 9 класса «А»

Саркисян Милена

Руководитель: кпн Вишневская Л.Л.

Москва, 2012

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава1. Теоретическое обоснование дружбы Пушкина и Жуковского на основе реферирования двух книг.
§1. Анализ книг Е.А. Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество» и И.М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского»……………………………………………………………………4
§2. Эпистолярный жанр…………………………………………………………………………….6
Глава2. Анализ писем Пушкина и Жуковского…………………………………………………..8
Заключение…………………………………………………………………………………………11
Приложение………………………………………………………………………………………...13
Список литературы………………………………………………………………………………...12

Введение

Определяя актуальность нашего исследования, необходимо ответить на несколько вопросов.

Вопрос первый: «Что связывало двух талантливейших поэтов Жуковского и Пушкина?»

Их, конечно, связывала крепкая, искренняя, мужская дружба.

Вопрос второй: «Какое влияние творчество Жуковского имеет на творческую судьбу Пушкина?»

Мы знаем, что Жуковский имел большое влияние на поэта, и это влияние не осталось незамеченным и в творчестве великого Пушкина. В нашем исследовании мы попытаемся поподробнее рассмотреть и проанализировать это влияние.

Яркий пример мужской дружбы, человеческой, душевной дружбы и творческое влияние двух великих поэтов всегда актуальны.

Цель нашего исследования – определить значение и роль дружбы Жуковского и Пушкина в жизни и творчестве.

Исходя из цели, изложенной выше, мы поставили перед собой следующие задачи, которые предполагается решить в ходе исследования:

· Ознакомиться с несколькими источниками, рассказывающими о жизни и творчестве Пушкина и Жуковского;

· Раскрыть историю взаимоотношений поэтов и их творческое влияние друг на друга путем реферирования двух литературных источников;

· Провести исследовательский анализ писем Пушкина и Жуковского, чтобы раскрыть их личные и творческие отношения.

Тема исследовательской работы очень широка, потому что дружба между Жуковским и Пушкиным длилась более 20 лет. Однако реферат ограничен лишь теми временными этапами, которые нашли отражение в книгах Семенко И.М. «Жизнь и поэзия Жуковского» и Маймина Е.А. «Пушкин. Жизнь и творчество». Анализом этих теоретических работ мы займемся в первой главе нашего исследования.

Глава 1

Теоретическое обоснование дружбы Пушкина и Жуковского на основе реферирования двух книг

§1. Анализ книг Е.А. Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество» и И.М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского»

Евгений Александрович Маймин(1921-1997) – доктор филологических наук, профессор, литературовед и прозаик. Специалист по русской литературе XIX века. Автор литературоведческих работ: «Русская философская поэзия», «О русском романтизме», «Опыты литературного анализа», - монографии, посвященные творчеству Л.Н.Толстого, Ф.И.Тютчева, А.С.Пушкина, и много других публикаций.

Анализ книги Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество» помогает лучше понять личность Пушкина. В книге доктора филологических наук Е.А. Маймина рассматривается творчество Пушкина в неразрывном единстве с его биографией, с историей литературы и культуры его времени. Опираясь на лучшие традиции пушкиноведения, автор выступает как исследователь, предлагая новые решения некоторых проблем пушкинского творчества и образцы свежего прочтения некоторых его произведений.

Ирина Михайловна Семенко (1921 — 1987) — российский литературовед. Исследователь русской поэзии начала XIX века, подготовила и откомментировала ряд изданий Василия Жуковского и Константина Батюшкова, составила несколько сборников, в том числе «Поэты-декабристы» (1960). Автор книги очерков «Поэты пушкинской поры» (1970), включающей главы о Жуковском, Батюшкове, Денисе Давыдове, Петре Вяземском, Вильгельме Кюхельбекере, Николае Языкове и Евгении Баратынском, и книги «Жизнь и поэзия Жуковского» (1975).

Российский литературовед Семенко И.М. в своей книге «Жизнь и поэзия Жуковского» широко раскрывает образ великого Василия Андреевича Жуковского. Автор уделяет особое внимание детству поэта, подробно описывает его творчество, его отношения с царской семьей и высшими слоями общества и его отношения с другими поэтами и деятелями литературы.

В каждой из книг уделяется некоторое внимание отношениям Александра Сергеевича Пушкина и Василия Андреевича Жуковского.

Следует сказать, что в книге Е.А. Маймина дружба поэтов представляется более подробно. Автор рассказывает о теплых дружеских отношениях поэтов и также об их творческом взаимодействии. Хочется выделить то, что Маймин считает Жуковского главным другом Пушкина по жизни, его главным наставником, помощник и товарищем: «Жуковский влиял на Пушкина больше всего общим духом и направлением своей поэзии: глубокой ее человечностью, внутренней ее сосредоточенностью, высокой культурой поэтического выражения». Автор обращает внимание на теплую переписку поэтов, на просьбы Жуковского о помиловании Пушкина и на многие другие действия, которые характеризуют Жуковского как преданного и верного друга: «В самом конце 1833 г. Пушкина пожаловали званием камер-юнкера. Эту сомнительную монаршью милость он встретил крайне болезненно. По свидетельству Нащокина, он был так взволнован, что, если бы не Жуковский и Виельгорский, которые всячески старались его успокоить, он бы отправился тотчас во дворец «наговорить грубостей самому царю».

В книге Семенко И.М. больше внимания уделяется творческому влиянию Жуковского на Пушкина: «Личная дружба Жуковского и Пушкина основывалась прежде всего на взаимном творческом уважении». Автор позволяет себе назвать Пушкина «учеником» Жуковского, с чем отчасти можно согласиться. И.М. Семенко обращает внимание на стихи и работы Пушкина, связанные с Жуковским, на так называемые дружеские пародии Пушкина на творчество своего наставника: «В творчестве Пушкина есть несколько дружеских пародий на Жуковского (четвертая песнь "Руслана и Людмилы", стихотворение "Послушай, дедушка, мне каждый раз...")». Однако автор подчеркивает теплое и доброе отношение Пушкина к Жуковскому: «В 1826 году, после воцарения Николая, Пушкину особенно дороги неизменные хлопоты Жуковского: "Не смею надеяться, но мне было бы сладко получить свободу от Жуковского, а не от кого другого"». Семенко И.М. приводит несколько писем, в которых Пушкин выражает свое недовольство поэтами, недооценивающими его друга: «В письме к Рылееву он говорит о его поэме «Войнаровский» и выговаривает Бестужеву за его незаслуженно строгий приговор Жуковскому».

Оба автора замечают неразрывную связь поэтов и ни в коем случае не отрицают их особое и сильное влияние друг на друга. Е.А. Маймин убедительно доказывает влияние поэтов друг на друга как в личной, так и в творческой жизни. По мнению же И.М. Семенко, значение имеет лишь влияние Жуковского на творческую деятельность Пушкина.

Общеизвестен факт о том, что в 1820 году после выхода в свет поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», Жуковский подарил своему наставнику портрет, который Пушкин хранил всю свою жизнь. На портрете Жуковский сделал легендарную надпись: "Победителю-ученику от побежденного учителя". Трудно не согласиться с автором книги «Жизнь и поэзия Жуковского» Семенко И.М.: «Жуковский относился к Пушкину с необыкновенным вниманием и заботой, видел в нем великого поэта, гордость России…»

В обеих книгах обращается внимание на письма поэтов друг к другу. Письма часто являются аргументами для доказательства авторской точки зрения. Мы обратимся к переписке Пушкина и Жуковского, чтобы достигнуть поставленной цели исследования. Но прежде чем с ними ознакомиться, попробуем ответить на вопрос: «Что же такое эпистолярный жанр?»

§2. Эпистолярный жанр

Эпистолярный жанр - это цикл писем.

Важнейшие структурно-стилистические признаки эпистолярного жанра:

– сочетание в текстах признаков монологической и диалогической речи;

– разделение писем по сфере общения на деловые и частные, с учетом мотивов и целей – по видам, различающимся языковой формулой;

– использование языковых средств, соответствующих сфере переписки; книжно-письменных в деловых и устно-разговорных в частных письмах;

– устойчивая композиция текста: более жесткая в официальных и более свободная в частных письмах;

– точное обозначение отправителя и получателя, обращение к последнему и подпись отправителя;

– соблюдение речевого этикета с учетом фактора адресата, характера сообщения и национальных "эпистолярных" традиций.

В письмах, как в эпистолярном жанре, особенно ценится ясность и краткость. Как и всем разновидностям жанра, письмам личного характера присущи: непринуждённость, естественность изложения; свобода выбора средств изложения; заинтересованность, индивидуальность автора и многое другое.

Характерными особенностями эпистолярного стиля являются сочетание устно-разговорной и книжно-письменной речи, признаков диалога и монолога, индивидуальные речевые специфики и другое.

Частные письма, имея разное назначение, несут всевозможную информацию: содержат размышления, наблюдения, исповедь, выражают эмоции, чувства, дают бытовые и автобиографические сведения. В письмах проявляется непосредственность мироощущения, ставящего читателя лицом к лицу с мыслью, чувствами, настроениями пишущего. Письма позволяют шаг за шагом пройти с автором жизненный путь, воссоздают черты характера, широкий круг интересов, его личные отношения к событиям. Они отражают изменения в судьбе, взглядах, душевной настроенности автора.