Смекни!
smekni.com

1. теоретический анализ литературы по проблеме телесности человека как компонента социальной идентичности личности (стр. 2 из 8)

Итак, существуют различные подходы к структуре «Я». Однако наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).

Я-концепция личности может быть представлена как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две большие подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных личностных черт. Вторая подсистема – социальная идентичность – складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, классу, полу и т.д. Наряду с личностной идентичностью социальная идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения [1, с.201-202].

Н. Л. Иванова отмечает, что в современной психологической литературе выделяют два основных вида идентичностей, которые точнее можно назвать двумя гранями идентичности: личностная (персональная) и социальная идентичности. Хотя З.Фрейд в свое время и писал, что противопоставление индивидуальной и социальной психологии, которое на первый взгляд может показаться столь значительным, теряет свою остроту при ближайшем рассмотрении, тем не менее, до сих пор в психологии проблема идентичности рассматривается в двух своих видах: личностной и социальной [10, с.109-110].

Н. Л. Иванова в этой связи подчеркивает, что между этими видами идентичности, конечно, есть различие, но различие это натянуто и произвольно. Личная идентичность имеет отношение к тому качеству и характеристикам, которые мы видим в себе и которые строго индивидуальны. Если кто-то отвечает на вопрос «Кто вы?» утверждениями типа: «Я скучный», «Я слишком много нервничаю», то обычно эти ответы относят к его личной идентичности. Социальная идентичность определяется как та часть индивидуальной Я-концепции, которая происходит от знания индивида о принадлежности к социальной группе (или группам) вместе с соответствующей оценкой и эмоциональным отношением [15, с.11].

А. И. Фоминцева выделяет 3 вида идентичности:

1. психо-физиологическая идентичность – единство и преемственность физиологических и психических процессов и структуры организма;

2. социальная идентичность – система свойств, благодаря которым особь становится социальным индивидом, членом определенного общества или группы, и предполагает разделение индивидов по их социально-классовой принадлежности, социальному статусу и усвоенным ими социальными нормами;

3. личностная идентичность (эго-идентичность) – единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов, смысложизненных установок личности, осознающей себя как «самость» [29, с.14].

Теория социальной идентичности (СИТ) была сформулирована сравнительно недавно: в 70-е, 80-е годы. Ее основоположник, известный европейский психолог, профессор Бристольского университета (Англия) Анри Ташфел, еще в 1970-е годы представил в европейской психологии движение, которое отказалось от индивидуалистических крайностей американских психологов и более конкретно определило основные постулаты и принципы.

Одной из основ базисной категоризации является установление различий между собой и другими. Приобретение данных различий – это ранняя и необходимая часть социализации. Чувство себя и знание, «кто я такой», способность «отражать» и осознавать себя – все это формируется в социальном взаимодействии. Самосознание индивида, находится под влиянием конкретных элементов определенной культуры, которые необходимо исследовать в динамике и перспективе. Идентичность – это основное понятие в СИТ.

Согласно определению Ташфеля, социальная идентичность – это определяемая как индивидуальное знание принадлежность к конкретным социальным группам, сопровождающаяся эмоциональной и ценностной определенностью группового членства. Это часть индивидуальной Я- концепции, которая происходит из знания себя как члена социальной группы (или групп) вместе с оценкой эмоциональной значимости этого членства. Иными словами, социальная идентичность характеризует то, членом каких социальных групп и общностей индивид ощущает себя, по отношению к каким группам он себя определяет и соответственно какие группы выступают для него в качестве референтных [15, с.5].

Самое простое определение социальной идентичности – у Д. Майерса: социальная идентичность – аспект «мы» в нашей Я-концепции. Вариант ответа на вопрос «Кто я такой?», базирующийся на нашей принадлежности той или иной группе [20, с.201].

Н. Л. Иванова так характеризует понятие «социальная идентичность»: «В процессе социализации у человека появляется система представлений о себе, которая влияет на общение, поведение и деятельность, происходит постепенное осознание существования различных социальных структур, а также собственной социальной идентичности, заключающейся в признании принадлежности к какой-либо общности, которая может быть узкой, например референтная группа, или широкой, например народ. В связи с этим формируется система социальных характеристик, неразрывно связанных с индивидуальными, но имеющими смысл объединения человека с другими, определяющими его позицию в обществе, отношение к ценностям, нормам, правилам группы, социальную перспективу и деятельность» [14].

Традиционно трактовку термина «идентичность» в психоло­гии связывают с именем Э. Эриксона, который определил иден­тичность как внутреннюю непрерывность и тождественность личности [2, с.134].

На уровне индивидуального опыта чувство идентичности – это с одной стороны, восприя­тие себя как тождественного и осознание непрерывности своего существования во времени и пространстве, с другой, - восприятие того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность. Переживание чувства идентично­сти с возрастом и по мере развития личности усиливается: чело­век ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил за все свое детство, и тем, что он предполагает пере­жить в будущем; между тем, кем он хочет быть, и тем, как вос­принимает ожидания других по отношению к себе. Чувство идентичности сопровождается ощущением целенаправ­ленности и осмысленности собственной жизни и уверенности во внешнем одобрении.

Ряд исследователей (Ж. Пиаже и др.) отмечают, что социальная идентичность формируется по мере роста социальной осведомленности, знаний о своей социальной группе. Таким образом, многие психологи в структуре идентичности в качестве ведущего выделяют когнитивный компонент. Другие авторы (Бергер, Лукман, Финней и др.) связывают социализацию с большой эмоциональной нагрузкой, отмечают роль предубеждений, чувств, т.е. первичное место в формировании идентичности отводят эмоциональному компоненту.

На формирование социальной идентичности влияют особенности языка, культуры, менталитета, исторического развития [11, с.39].

Каждый человек обладает многими видами идентичности, которые, как правило, формируются независимо от сознания человека, посредством его отнесения к тем или иным группам [28, с.23].

Социальная идентичность складывается из тех аспектов образа «Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенных социальных групп. Так, например, в «Я-образ» может входить осознание себя как мужчины, европейца, студента, представителя средних слоев общества, члена спортивной команды, молодежной организации и т.д. [1, с.219].

Определение социальной идентичности так или иначе фиксирует, чем одна большая социальная группа отличается от другой. Так, например, гендерная идентичность предполагает ответ на вопрос: что отличает мужчин и женщин как представителей своей социальной группы? Какой само-образ складывается в сознании представителей гендерной группы?

Таковы основные характеристики социальной идентичности, которая вместе с личностной идентичностью (осознаваемыми индивидуальными особенностями) образует единую когнитивную систему – «Я-концепцию». В целях приспособления к различным ситуациям «Я-концепция» регулирует поведение человека, делая более выраженным осознание либо социальной, либо личностной идентичности. Большая выраженность в самосознании социальной идентичности влечет за собой переход от межличностного поведения к межгрупповому. Основной чертой последнего является то, что оно контролируется восприятием себя и других с позиций принадлежности к социальным категориям. Как только на первый план в «Я-концепции» выходит социальная идентификация, личность начинает воспринимать себя и других членов своей группы как имеющих общие, типичные характеристики, которые и определяют группу как целое. Это ведет к акцентуации воспринимаемого сходства внутри группы и воспринимаемого различия между теми, кто относится к разным группам.

Итак, в процессе социализации происходит становление социальной идентичности. Социальная идентичность определяется как часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе (или группах) вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству; рассматривается как динамическая структура, образующаяся за счет механизмов идентификации и дифференциации, состоящая из когнитивного и аффективного компонентов, и развивающаяся на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста; проявляется в различных формах (этнической, гражданской, идеологической, религиозной, общечеловеческой, профессиональной, половой).

1.1.2. Особенности формирования идентичности в подростковом и юношеском возрасте