СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК
КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ЛИЧНОСТИ................................................................................................. 5
1.1. Социальная идентичность личности как часть «Я»-концепции............... 5
1.1.1. Общая характеристика понятия «социальная идентичность
личности»....................................................................................................... 5
1.1.2. Особенности формирования идентичности в подростковом и
юношеском возрасте..................................................................................... 12
1.2. Образ тела как психологический феномен................................................. 15
1.2.1. Общая характеристика понятия «телесность человека»........................... 15
1.2.2. Особенности восприятия и оценки телесного образа в
подростковом и юношеском возрасте......................................................... 18
1.3. Телесность человека и социальные аспекты ее идентификации.............. 22
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПОНЕНТА
СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В
ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ......................... 27
2.1. Ход эксперимента......................................................................................... 27
2.2. Описание используемой методики исследования...................................... 28
2.3. Анализ результатов эксперимента............................................................... 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................... 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................................... 33
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................... 36
ВВЕДЕНИЕ
Человеческое тело в широком смысле этого слова есть основа душевной жизни. Тело и душа образуют витальное единство в противоположность единству духовному. Тело оказывает влияние на душевное начало, которое в свою очередь воздействует на тело силой воображения, чувствами, аффектами, настроениями. На свете более шести миллиардов неповторимых человеческих тел. Для человека его собственное тело как синтез телесного и духовного оказывается центральным объектом переживаний, наглядным воплощением его «Я», по аналогии с которым он образует свой образ человека и мира.
Но много ли человеку известно о своем теле, своем организме? Число открытий в этой области к началу XXI в. достигло значительных величин. И все-таки познание тела и телесности продолжает вызывать обостренный интерес. Это особенно характерно для прошлого века. Данная тенденция сохраняет себя и в наступившем столетии.
На пороге третьего тысячелетия психология оказалась в ситуации, содержание которой красноречиво раскрывают призывы «возвращения человеком собственного тела», его «открытия» и «реабилитации». Современная культура, как отмечается в публикациях последнего времени, утратила реальность человеческого тела, оказавшись перед угрозой потери и самого человека. Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что многие феномены, связанные с телесностью, в значительной степени игнорировались психологией, а сейчас стали предметом интенсивного изучения.
Появление проблематики идентификации и идентичности традиционно связывают с психологическими учениями. В 40-е годы Э.Эриксон предлагает в своих концепциях термины «идентичность», «кризис идентичности». Их начинают активно использовать в диагностике различных форм психопатологии. В 50-е годы предлагают различные интерпретации этих понятий. Эволюция проблемы идентичности от появления первых зачаточных теоретических форм до форм самостоятельного теоретического знания прослеживается в работах: классиков зарубежной философии, психологии и социологии У. Джеймса, З. Фрейда, К. Юнга, Ж. Пиаже, Э. Фромма, Дж. Мида, Ч. Кули; современных авторов: Э. Эриксона, Р. Баумайстера, А. Маслоу, Р. Мейли, Г. Олпорта, К. Роджерса, Х. Салливена, Ю. Хабермаса, В. Хесле, К. Хорни, Э. Шпрангера, А. Гидденса и классиков отечественной мысли К. А. Альбухановой-Славской, М. М. Бахтина, Л. С. Выготского, А. А. Гусейнова, О. Г. Дробницкого, Э. В. Ильенкова, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, Ю. М. Лотмана, В. С. Мерлин, Б. Ф. Поршнева, С. Л. Рубинштейна, Л. В. Сохань, А. Г. Спиркина, Д. Б. Эльконина, В. Ядова, Н. Л. Ивановой и других.
Цель курсовой работы: изучить феномен телесности человека как компонент социальной идентичности личности и проследить возрастную динамику выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.
Гипотеза: при сравнении содержания социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте телесность как компонент социальной идентичности выражен сильнее в подростковом возрасте.
Объект исследования: социальная идентичность личности.
Предмет: телесность человека как компонент социальной идентичности.
Задачи:
1. На основе теоретического анализа психологической литературы раскрыть содержание понятий «социальная идентичность личности», «телесность человека»; выявить их соотношение.
2. Раскрыть особенности формирования идентичности и восприятия телесного образа в подростковом и юношеском возрасте.
3. Провести экспериментальное исследование и на основе анализа результатов эксперимента проследить возрастную динамику выраженности телесности как компонента социальной идентичности в подростковом и юношеском возрасте.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, наблюдение, психологический эксперимент, синтез, обобщение, статистическая обработка данных.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ТЕЛЕСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ
1.1. Социальная идентичность личности как часть «Я»-концепции
1.1.1. Общая характеристика понятия «социальная идентичность личности»
Я-концепция – это совокупность установок человека на самого себя. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах 3. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я» [7].
Более дробная классификация образов предложена Розенбергом: «настоящее Я», «динамическое Я», «фактическое Я», «вероятное Я», «идеализированное Я» [17, с.14].
Ш. Самюэль выделяет четыре «измерения» Я-концепции: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я», и самооценку. В. В. Столин отмечает, что практически любой из образов-Я имеет сложное, неоднозначное по своему происхождению строение. Так, например, В. Шонфельд определяет констелляцию психологических компонентов, детерминирующих структуру образа тела на сознательном и бессознательном уровнях следующим образом:
· актуальное субъективное восприятие тела, как внешности, так и способности к функционированию;
· интернализованные психологические факторы, являющиеся результатом собственного эмоционального опыта индивида, так же как и искажения концепции тела, проявляющиеся в соматических иллюзиях;
· социологические факторы, связанные с тем, как родители и общество реагируют на индивида;
· идеальный образ тела, заключающийся в установках по отношению к телу, в свою очередь, связанных с ощущениями, восприятиями, сравнениями и идентификациями собственного тела с телами других людей [27, с.112-114].
По мнению Карла Роджерса, Я-концепция складывается из представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях взаимодействия с другими людьми и ценностных представлений, связанных с объектами и действиями.
Я-концепция – это существующая в сознании человека система представлений, образов, оценок, относящихся к нему самому. Она включает представления о том, как он выглядит в глазах других людей, а также то, каким бы он хотел быть и как он должен себя вести. Согласно этому определению Я-концепция – это реальный, идеальный образы «Я» и образ «Я» как результат отраженного самоотношения («Я» в представлениях других людей, или зеркальное «Я»). Все три составляющие Я-концепции являются ее модальностями.
Кроме модальностей, Я-концепция представлена когнитивным (образ «Я»), эмоциональным (самооценка) и поведенческим (стратегии самоутверждения личности) компонентами.
Образ «Я» – это представление индивида о самом себе. Согласно Р.Бернсу, характеристики, которые приписываются себе, могут быть самыми разными – атрибутивными, ролевыми, статусными, психологическими качествами индивида, включая вещи, с которыми человек себя ассоциирует, типичные поведенческие стратегии, жизненные цели, близких и значимых людей и т.д. Все эти образы называются аспектами целостного «Я» и в более общем виде представляют собой физическое «Я» – образ, или схему тела, социальное «Я» – роли, с которыми человек себя идентифицирует, возрастное «Я» – ощущение себя человеком определенного возраста, половую идентичность – все качества индивидуальных сочетаний мужских и женских черт, обусловленных биологическим полом и психологическими факторами, психологическое «Я» – неотъемлемые эмоциональные реакции и интеллектуальные качества, а также устойчивые потребности и мотивы.
Самооценка – отношение человека к себе, выражающееся в принятии или непринятии своей личности.
Самоутверждение – поведенческий аспект Я-концепции, представляет собой одну из стратегий эго, это способ усиления Я, придания ему или поддержания силы, значимости. В целом самоутверждение – это стремление к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванное этим стремлением поведение [22, с.224].
Образ «Я», самооценка и самоутверждение личности – взаимно обусловленные и обуславливающие друг друга феномены, поэтому их исследование должно основываться на принципе системности.