e. леворукие часто отличаются яркой индивидуальностью, артистическими способностями, очень хорошо проявляют себя в искусстве.
Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно (поэтому левши и амбидекстеры всегда при тестировании показывают более быстрые результаты по степени реагирования на происходящие события, чем правши). Правое полушарие также принимает участие в регулировании внутренней среды организма и работы иммунной системы.
Специализация полушарий подразумевает, что любая деятельность «делится» между ними так, что одни этапы выполняются правым полушарием, а другие – левым. При таком устройстве необходимо взаимодействие полушарий, в ходе которого из одного в другое передаётся информация. Это взаимодействие осуществляется через специальные проводящие пути – комиссуры мозга. Основная из них – мозолистое тело. Мозолистое тело – одна из наиболее поздно созревающих структур мозга. Есть данные, что до 3-4 лет полушария работают почти без связи друг с другом, так как мозолистое тело ещё не способно передавать информацию. Его формирование продолжается даже на втором десятилетии жизни ребёнка.
1.3 Психологические особенности леворуких.
Действительно ли леворукие дети «неспособные», «неловкие», «неумелые» или они могут в чём-то превосходить праворуких? Трудный вопрос, и на него нет однозначного ответа. Прежде всего, потому что леворукое меньшинство ещё не очень хорошо изучено, да и предубежденье против левшества не изжито. Кроме того, леворукие люди вынуждены жить в праворуком мире, писать они, конечно, могут и левой рукой, но всё остальное – от дверной ручки до сложнейших станков – почти во всех странах в основном для праворуких. Поэтому нельзя исключить постоянно действующий декстра-стресс – стресс праворукой среды. Это среда, в которой леворукие люди вынуждены жить, а значит, они находятся в менее благоприятных, чем праворукие, условиях существования. И хотя сейчас уже никто не считает, что упражнением левой руки можно достигнуть необыкновенных успехов: улучшения морали, прекращения нервных болезней и огромного повышения духовной деятельности человека, - сохраняются сторонники двух крайних взглядов. Первые всё-таки считают, что у леворуких снижены умственные способности, другие, наоборот, отстаивают их исключительность, талантливость, нестандартность. Есть и третья точка зрения, связывающая особенности леворуких и праворуких с функциональной специализацией доминантного (ведущего) полушария мозга – левого у праворуких и правого у леворуких, в популярной литературе даже появился термин «левополушарные дети», «правополушарные дети». Стоит выделить и четвёртую точку зрения: её сторонники отрицают различие между леворукими и праворукими на том основании, что индивидуальное разнообразие в организации деятельности и высших психических функций у леворуких перекрывает групповые различия.
Доктор А.А.Капустин в своей работе «Детская леворукость и проблемное воспитание левой руки» (1924 г.), исследуя леворуких в неврологической клинике, приводит данные о том, что из 44 леворуких 7-17 лет четверо имеют одарённость выше среднего уровня, двадцать семь – среднюю одарённость, семеро – одарённость ниже среднего уровня и один оказался умственно отсталым. Эти данные совсем не дают основания для вывода, который сделал А.А.Капустин: «Среди левшей могут быть дети вполне нормальные во всех отношениях, то есть обладать хорошим физическим развитием и высокой степенью одарённости, но чаще всего (приблизительно в ¾ случаев) левша всё-таки дегенерат».
Многие исследователи отмечают высокий процент леворуких среди детей, страдающих неврозами, задержками и нарушениями развития. Особенно часто встречаются у леворуких детей нарушения речевого развития. Среди леворуких отмечен высокий процент детей, имеющих комплексные нарушения письма и чтения. Это действительно так, но важно понять, что является основой подобных нарушений, и выяснить, не являются ли и леворукость, и нарушение речи, и трудности письма результатом какого-то общего нарушения в развитии ребёнка.
Английская исследовательница М.Аннет с сотрудниками изучала сильно леворуких, сильно праворуких детей и детей с невыраженным левшеством и правшеством 5-11 лет в начальных школах Великобритании. Они сопоставляли силу доминирования ведущей руки с речевыми способностями детей и неречевыми формами мышления (оперирование пространственными отношениями), а также с их академическими успехами. Исследователям удалось показать, что дети с умеренным предпочтением правой руки являются наиболее способными. Относительно сильно праворуких учёные сделали два крайне интересных заключения. Во-первых, очень высокая степень доминирования правой руки обусловлена не высоким качеством её работы, а сниженными способностями этой руки. Во-вторых, несколько сниженные показатели интеллекта в этой группе, по-видимому, связаны с некоторой недостаточностью правого полушария. С этим, вероятно, связана и неловкость левой руки в этой группе, выявленная специальными тестами.
Дальнейшие исследования М.Аннет показали, что не сильно праворукие, но и сильно леворукие дети также имеют более низкий показатель интеллекта и худшие показатели организованной деятельности.
Работа американской исследовательницы Дж.Леви позволила выяснить особенности зрительно-пространственных функций у леворуких. Учитывая, что у многих леворуких правое полушарие (в дополнение к левому) принимает участие в осуществлении речевых функций, она предположила, речевые и зрительно-пространственные функции (характерные для правого полушария) будут конкурировать, и речевые могут преобладать за счёт более низкой организации зрительно-пространственных функций (3).
Но другие авторы считают, что тот же факт сочетания вербальных и невербальных функций в одном правом полушарии позволяет вербальным и невербальным способностям взаимодействовать, усиливая друг друга, что может определять более высокие творческие способности. И это же подтверждается при сравнении леворуких и праворуких. Значит, можно предсказать, что леворукие и праворукие не должны отличаться по уровню речевого развития, но у леворуких могут быть относительно более низкие показатели зрительно-пространственных функций.
Когда речь идёт о значительном проценте леворуких среди взрослых и детей с нарушениями психического здоровья, стоит учесть постоянно действующий декстра-стресс. Постоянное ощущение себя не таким, другим (даже если и не плохим, не неловким, а просто другим), неудовлетворённость собой, попытки понять себя, оценить объективно, беспристрастно – задача не из лёгких. А если к этому добавляются мелкие неудачи, неудобство, чьё-то раздражение…И это изо дня в день, каждый день, это завтра не пройдёт, а значит, есть ограничения в выборе профессии и ещё какие-то проблемы. Это и есть те микрострессы, которых леворукий человек избежать не может.
Ежедневные микрострессы не только ведут к появлению нервно-психических расстройств, но и искажают развитие личности и эмоциональной сферы ребёнка, стимулируют негативные чувства, снижают эмоциональную устойчивость, повышая риск нарушений социально-психологической адаптации.
Существуют данные о том, что леворукие имеют более низкие, чем у праворуких, показатели развития не всех, а только некоторых психических функций. Леворукие могут продемонстрировать худшие показатели понимания и анализа ситуации, общего развития, информированности, но выраженные математические способности.
1.4 Организация обучения и воспитания, и развития леворуких детей.
Использование левой или правой руки в качестве ведущей - это не прихоть ребенка, не желание его или окружающих. Это, прежде всего отражение психической деятельности человека. Ее нельзя изменять по своему усмотрению, так как любое вмешательство, особенно в раннем возрасте, приводит к непредсказуемым последствиям, которые могут проявиться через несколько лет.
Учителям и родителям не надо стараться подогнать ребенка под общеизвестные правила. Он может действия той рукой, какой ему удобнее. При этом родителям нужно постараться развивать обе руки ребенка - при рисовании, в игре давать ему карандаши, игрушки в обе руки попеременно. Вопросы переучивания решаются только со специалистами в более позднем возрасте.
В школах педагоги младших классов упрямо переучивают леворуких школьников. Делается это, конечно, из наилучших побуждений, чтобы ребенку не выделяться и не быть мишенью для насмешек. К этому процессу подключаются и родители, иногда используя "дедовские" методы - дома во время подготовки письменных заданий привязывают левую руку ребенка к туловищу. У многих детей такое насильственное переобучение способствует усилению раздражения, несдержанности, кроме того, ухудшается сон, появляются ночные страхи: внезапно среди ночи ребенок кричит, плачет, зовет маму. В отдельных случаях может даже наблюдаться заикание. В школе такой ребенок отстает от ровесников в исполнении письменных заданий - пишет медленно, с пропусками букв и слогов, некрасивым почерком с наклоном букв влево. Отсутствие успехов ведет к тому, что у леворукого школьника исчезает желание учиться, о письме он вспоминает с отвращением, утром от мысли о необходимости идти в школу у него ухудшается настроение. Большинство переученных детей через полгода - год овладевают навыками писать правой рукой, и острота невротических переживаний постепенно сглаживается, однако все это не проходит бесследно. В письме переученные леворукие никогда не достигают того совершенства, как при письме левой рукой, делают ошибки, типичные для таких детей. Переученные дети всю жизнь дублируют те автоматизированные программы мозга, которые лежат в основе письма, - сначала эта программа воспроизводится в правом, доминирующем полушарии, впоследствии переносится на левое полушарие, которое координирует движения правой руки, то есть необходимый навык осуществляется неэкономно, с избыточными расходами.