Смекни!
smekni.com

Задачи нравственного воспитания. 16 (стр. 7 из 8)

3. Ваш товарищ на уроке затрудняется решить задание и просит вас помочь ему.Ваши действия?

2.2.Констатирующий эксперимент.Обсуждение итогов работы.

Эксперимент проводится в Визябожской средней школе в 3 классе.В этом классе обучаются 10 детей, возрастом 9-10 лет, среди них 4 девочки и 6 мальчиков.Ребятам была предложена анкета для учащихся в п.2.1.Результаты анкетирования сведены в таблицу 2, анкета – в прложении.

Таблица 2.

Результаты анкетирования учащихся 3 класса

Имя Фамилия

Номер вопроса/количество ответов

Ощее кол- вобаллов
1 2 3 4 5
Андрей Б. ++++- ----+ ++-- +-- -+- 9
Настя В. -++-+ ---+- ++-- +-- --- 7
Миша Д. +--++ +-+++ -++- ++- -+- 12
Шура К. ++++- +-+++ +++- +-- -+- 13
Юля М. +++-+ -++-+ +-+- ++- --- 11
Костя О. --+++ --+-+ -+-- +-- --- 7
Коля П. ++--- -++-+ --+- +-- -+- 8
Аня С. +++++ ---+ --++ ++- --- 10
Лёша Т. ++++- ++--+ -++- +-- -+- 11
Дима У +++++ +---+ ---- ++- --- 9

Анализируя таблицу, важно отметить, что большинство верных ответов получено на первый вопрос анкеты – « Отгадай загадку» (74%); на вопрос « Продолжи прибаутку» получено лишь 5 ответов (16,6 %).Соответственно на вопросы 2,3,4 получено 48%;42,5%; 46,6% верных ответов.Можно сказать о том, что дети чаще всего в повседневной жизни встречаются с загадками.Возможно, учитель использует их на разных уроках.

Меньше внимания уделяется прибауткам, поэтому, вероятно, ученики – Настя, Юля,Костя,Аня- не смогли ответить на предложенный вопрос.Анализируя в целом их результаты, заметим, что обозначается тенденция верных ответов на 1,2,3 вопросы. Предположим, что это связано с работой учителя на уроках чтения с данными жанрами устного народного творчества.

Результаты таблицы 2 сведём в диаграмму, отражающую процентное отношение знаний народного творчества учащимися 3 класса по уровням.(рис. 1)

- средний уровень

- низкий уровень

Рис.1 Диаграмма, отражающая процентное отношение знаний устного народного творчества учащихся 3 класса по уровням.

Анализируя данные диаграммы, отметим, что в этом классе 80% учащихся имеют низкий уровень знаний устного народного творчнства, 1/5 – средний уровень.

Это свидетельствует о том, что такое средство народной педагогики, как язык, в частности, устное народное творчество, детям доступно лишь отчасти. Значит, в семье и школе языку уделяется малое внимание.

Для выявления других средств народной педагогики, используемых в работе учителей, была проведена анкета, вопросы которой в п.2.1. Результаты анкетирования сведены в таблицу 3, анкеты – в приложении.

Таблица 3.

Имя Отчество а б в г д а б в г д а б в г д а б в г д а б в г д а б в г д

1 вопрос

2 вопрос

З вопрос

4 вопрос

5 вопрос

6 вопрос

Надежда Ник-на + + + + + +
Елена Мих-на + + + + + +
Светлана Ник-на + + + + + +
Павел Мих-вич + + + + + +
Ольга Алекса-вна + + + + + +
Татьяна Витал. + + + + + +
Владимир Васильевич + + + + + +
Анна Алеаса-вна + + + + + +
Мария Степановна + + + + + +
Татьяна Васильевна + + + + + +

Результаты анкетирования учителей.

Анализ результатов показал, что из десяти опрошенных учителей под «народной педагогикой» двое понимают «понятие, введенное изввестным педагогом» и восемь – « традиции, обычаи, культуру народа».

Таким образом, можно сказать, что учителя понимают смысл этого выражения, но имеет ли место народная педагогика в их профессиональной деятельности?

Для ответа на этот вопрос, обратимся к анкетам учителей.

В школе пять преподавателей дали ответ – «частично», трое – ответили положительно и двое педагогов – отрицательно.

Исследователей работы интересовал следующий вопрос – «Знакомите ли Вы на уроках с обычаями, традициями, культурой русского народа?»

Среди учителей распространены следующие ответы – два педагога не знакомят вовсе, ещё двое – на всех уроках, трое – на чтении и русском языке, остальные на краеведении, музыке, ИЗО.

Таким образом, результаты показывают, что учителя обращаются к истории народа, но в основном это осуществляется на уроках чтения и русского языка.

Какое место занимают средства народной педагогики во внеклассной работе?

Для ответа на этот вопрос проанализируем результаты беседы преподавателей с исследователями через вопрс анкеты – «Какую воспитательную работу Вы проводите во внеурочное время с детьми?»

Мы получили следующие результаты: большинство учителей проводят праздники и ходят с учащимися в музей, на выставки.Лишь некоторые ( 2 человека) водят детей в походы и одна учительница ходит с учениками в библиотеки. Значит, приобщение к народной педагогике происходит в этой школе. Дети приобщаются к ощению с природой ( ходят в походы), к истории народа (посещение музеев, выставок), к живому слову ( посещение библиотек).

« Повлияло ли использование средств народной педагогики на формирование нравственных качеств школьников вашего класса?»

На этот вопрос по четыре учителя ответили положительно и «частично», два учителя ответили отрицательно.

Таким образом, можно сказать, что большинство преподавателей считают, что средства народной педагогики влияют на нравтвенность учеников.

Для выявления понимания сущности нравственных качеств мы использовали такой метод сбора информации, как анкетирование детей.

В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт младших школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность», которые очень актуальны на современном этапе жизни общества.Анализ теоретической литературы позволил выделить основные содержательные характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.

Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.