При определении особенностей нравственного опыта младших школьников использовались следующие критерии:степень соответствия нравственой норме знаний; их глубина и широта.
Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими сущности моральных норм, знание способов поведения.
Результаты анкетирования мы свели в таблицу №4
Оценку понимания сущности моральных норм и знания способов поведения у учащихся 3 класса мы проводили по трёхбальной системе.
3 балла – правильно;
2 балла - правильно, но не точно;
1 балл – неправильно.
Анализируя результаты проведенного анкетированиямы получили следующее:
На первый вопрос 9 из 10 учеников ответили правильно( что составляет 90%). Это говорит о том,что преобладающее большинство учащихся понимают сущность слова « ответственность».
На вопрос «Как обычно ведет себя ответственный человек?» также правильно ответили 9 учеников.На последующий вопрос «Как обычно ведет себя безответственный человек?» правильный ответ дали 5 учеников(50%), правильно, но не точно ответили трое(30%) и двое не знают как ведет себя безответственный человек.По этим трем вопросам можно сделать такой вывод, что в целом ученики з класса понимают смысл слова «ответственность» и могут отличить поведение ответственного человека от безответственного.
На четвертый вопрос анкеты «Как ты думаешь, что такое доброжелательность?» правильно ответили 6 учеников(60%), а остальные понимают сущность слова « доброжелательность», но не точно. На вопрос о поведении доброжелательного человека правильный ответ дали 5 учеников(50%), трое(30%) – правильный, но не точный, а двое не смогли дать првильного ответ. На следующий вопрос «Как ведет себя недоброжелательный человек?» 6 учеников дали верный ответ, трое – не точный и один ученик не знает поведение недоброжелательного человека. По ответам на последние три вопроса можно сказать, что учащиеся понимают смысл доброжелательности и могут отличить поведение доброжелательного человека от поведения недоброжелаьельного.
Таким образом, можно сказать, что ученики 3 класса понимают сущность таких моральных норм, как ответственность и доброжелательность и могут правильно определить поведение ответственного и безответственного человека и поведение доброжелательного и недоброжелательного человека.
Для уточнения источника знаний учащихся по устному народному творчеству нами была проведена беседа с учащимися 3 класса, вопросы которой педоставлены в п.2.1. Результаты беседы – в приложении. Проанализировав ответы учащихся на вопросы беседы, отметим, что среди учащихся с низким уровнем знаний (Андрей Б., Настя В., Юля М., Костя О., Коля П., Аня С., Лёша Т., Дима У.) на вопрос о том, какая музыка звучит дома, двое ответили – «современная, зарубежная», трое – поют народные песни , а остальные не смогли ответить на данный вопрос.Библиотеки эти школьники посещают ( кроме Насти В.).Сказки – в большинстве ответов – родители или бабушки рассказывали (лишь Дима У. Не помнит).Троим из них на ночь пели колыбельные песни, остальные же затруднились дать ответ на этот вопрос.аИсследователей работы в большей степени интересовали вопросы № 9 и №10 – «Откуда узнал(а) о сказках, загадках, пословицах, поговорках? Пригодятся ли они в жизни?» и « Нужно ли их изучать в школе?». На данные вопросы были получены ответы:Лёша Т., Дима У. И Аня С. узнали о них в садике, Юле М. и Коле П. рассказывали о сказках и загадках в школе, от мамы и бабушки узнал Костя О., Настя В. – от сестры, а Андрей Б. – не помнит.Значит, определенного источника знаний устного народного творчества не отмечается.Большинство из опрошенных ответили, что сказки, пословицы и поговорки им в жизни пригодятся, также они считают, что в школе их надо изучать, чтобы быть спрведливыми, умными.Только Андрею Б. Сказки, пословицы и поговорки в жизни не понадобятся и изучать их в школе не следует. Из ответов детей ясно, что преобладающему большинству интересен данный источник народной педагогики.Анализ беседы с учащимися, имеющих средний уровень знаний народного творчества(Миша Д. и Шура К.), показал, что в их семьях поют народные песни, они оба ходят на кружки, любят читать сказки, в детстве им обоим мамы и бабушки рассказывали сказки и пели колыбельные песни , а о сказках, загадках и поговарках они узнали в садике и от родителей.Ребята твердо уверены, что для того,чтобы в жизни стать честными, доброжелательными и вежливыми людьми – надо читать и изучать в школе сказки, загадки, пословицы и поговорки. Таким образом, мы с уверенностью можем сказать, что этим ученикам интересно изучать устное народное творчество, они понимают, что с их помощью человек становится высоконравственной личностью.
Заключение.
Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.
На основе результатов исследования (теоретического и практического) нами сделаны следующие выводы.
Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при использовании в учебно – воспитательном процессе средств народной педагогики.
Этой работой мы подтвердили «закономерность» нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру – в результате будет добро».Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с использованием средств народной педагогики.
Мы пришли к выводу, что успешному формированию нравственных качеств способствуют:
1. Личный пример учителя;
2.Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
3.Использование средств народной педагогики для нравственного воспитания.
Таким образом, можно сказать следующее: нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
В ходе проведения эксперимента в третьем классе Визябожской средней школы было определено место средств народной педагогики в современной начальной школе.Было установлено, что учителя в определенной степени осознают важность народной педагогики и на уроках, и во внеурочное время, применяют средства народной педагогики – обращение к языку, к труду, к общению с природой – но это происходит не до конца осознанно, то есть утеряна смысловая связь между сущностью народной педагогики и той работой, которая ведется преподавателями по воспианию «всесторонне развитой личности».
СПИСО К ЛИТЕРАТУРЫ:
Книги:
1.Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры:учеб.- методическое пособие/ Г.В. Лунина. –М. :ЦГЛ,2005. – 125.
2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.
3.Сахипова Р.А. Воспитание и обучение на традициях народной педагогики:учеб.пособие/ Р.А.Сахипов. – М. : Изд – во МПСИ,2005. – 143 с.
4.Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. – М.
5. Шорыгина Т.А. Общительные сказки : Социально – нравственное воспитание/Т.А.Шорыгина. – М.:Книголюб,2005.-80 с.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. – М.: Просвещение.1979.
7. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979.
8.Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 1975.
9.Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка- М: 1979, т. 11.
10.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
11.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977.
12.Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 198310.Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.
13.Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.
14.Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.
15.Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.
16.Краткий словарь по философии – М.: 1982.
17. Болдырев Н. И. Методика воспитательной работы в школе. – 2-е изд. – М., 1979;
18.Макаренко А.С. проблемы школьного советскоговоспитания: Соч. – Т.5.
19.Кузина Т.Ф., Батурина Г. И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. — М.: Школа-Пресс, 1998.
20.Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
22.Ницше .Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.
23.Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.
24.Волков Г.Н. Этнопедагогика. –М.: «Академия», 1999г.
25.Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981.
26.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения – М.:1980, т.2.
27.Уледов А.К. Нравственное воспитание. – М.: Мысль,1979.
28.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: 1976;
29.Ушинский К.Д. Собрание сочинений -= М.: 1985,т.2.
Статьи:
1.Булатова З.А. Социально – педагогические условия нравственного воспитания детей на традициях народной педагогики/ З.А.Булатова// Вестник Университета Рссийской академии образования. – 2008.№5. –С.132 – 135.- Библиогр.в конце ст.
2. Жданов Н.М. Педагогические условия подготовки студентов к патриотическому воспитанию школьников средствами народной педагоики/ Н.М. Жданова// Педагогическое образование и наука.-2008.№7.-С.43-45.
3.Ковель М.Ю.Педагогика народной сказки/ М.Ю.Ковель// Директор школы. -2009.-№3.-С.69-75
4. Неретина Л.В. Роль народных праздниаов в системе воспитания/ Л.В.Неретина//Начальная школа плюс До и После.-2008.-№10.-С.7-9.
5.Поштарева Т.В. Развитие с опорой на национальные традиции/ Т.В.Поштарева//Начальная школа плюс До и После.-2008.-№10.-С.9-11.
6.Третьякова Т.В. Развитие толерантности социальных педагогов средствами народной педагогики/Т.В.Третьякова//Педагогическое образование и наука.-2009.-№2.-С.96-100.
7. Харрисова Р.Х.Возрождение идей народного воспитания в семье/Р.Х.Харрисова//Вестник Университета Российской академии образования.-2008.-№5.-С.126-128.
8. Данилюк А.Я. Духовно- нравственное развитие младших школьников/А.Я.Данилюк//Педагогика.-2008.-№9.-С.88-93.
9.Курносова С.А. К вопросу о воспитании у млаших школьников эмоциональной отзывчивости/С.А.Курносова//Начльная школа плюс До и После.-2008.-№4.-С.50-5