Смекни!
smekni.com

«Философия культуры» (стр. 10 из 13)

Получается, что Гаттс тоже оказался всего лишь частью божественного замысла, т.е. всё, что с ним происходило до (а, м/б, и после) Затмения было его судьбой… «События внешне независимые оказываются, тем не менее, взаимосвязанными разумным образом. К событиям подобного рода относятся, например, официально зарегистрированные случаи необычайных совпадений, выходящих далеко за пределы случайности» ([11], стр. 112) - так приблизительно звучит переложение принципа, сформулированного Юнгом и Паули…

Но Гаттс не был бы Гаттсом, если бы не смог этого почувствовать и противостоять этому (правда, противостояние это можно считать удавшимся, если предположить, что его побег из «бардо» с помощью вмешавшегося Рыцаря не был «прописан» в его судьбе)…

Тут всплывает индийское понятие «дхармы», которое означает нечто вроде «нашей судьбы», но точного аналога в общеевропейской культуре не имеет. Один из ведущих в нашей стране исследователей буддийских текстов, Линнарт Эдуардович Мялль, понятие дхармы переосмысливает следующим образом: «Если судьба, рок античной традиции подразумевают внешнюю предопределённость, направляющую жизнь человека по предначертанному богами руслу, и сам человек не властен в выборе этого русла, то дхарма – предопределённость принципиально иного происхождения». Мялль определил дхарму как текст, порождающий при его прочтении новые тексты. Причём дхарма – это всегда дхарма для конкретного человека, прочтение дхармы – всегда сугубо личное прочтение, то есть в любой дхарме заключены бесчисленные тексты для каждого из живущих. Иными словами, каждое прочтение дхармы – есть мгновенный личный выбор своего – и для себя – смысла из бесчисленного множества возможных смыслов. Это мгновение меняет состояние сознания человека и тем самым определяет его дальнейшую судьбу. «…дхарма, для того чтобы быть дхармой, то есть источником бесчисленных прочтений, не должна иметь закреплённого за собой общекультурного, одинакового для всех смысла *** В некотором смысле дхармический текст должен быть «пустым» - как всегда «пуста» для первопроходца ему ещё не ведомая земля и не ведомы ещё ему самому его будущие маршруты. *** Пустота здесь подразумевается как бесконечность ещё не реализованных возможностей, как способность к порождению неисчислимо многого, способность, не связанная с чем-то уже существующим. *** Мы можем получать непрерывный поток впечатлений, даже реагировать на них, как реагируем рефлекторно на укус комара или едущий наперерез автомобиль, но в лучшем случае это всё – лишь работа смысловых клише, заготовленных впрок, и это последействие есть лишь имитация сознания (и, быть может, весьма искусная), лишь воспроизведение сознательных форм поведения, сознание машиноподобное». «Сознание же есть акт осознания», - как бы вывел на уровень теоретического обобщения эту логику выступивших на школе один из ведущих наших философов, Мераб Константинович Мамардашвили. Человек может реагировать на какие-то стимулы, не воспринимая их, то есть не пытаясь понять, а «понять» в данном случае и означает «осознать». Такой акт осознания всегда происходит заново, как бы «в первый раз» ([16], стр. 50-51).

М. Бахтин писал о мысли как о поступке. Если заранее требуется, чтобы твоя мысль соответствовала мнению большинства, то места для поступка не остаётся. Но и мысль тем самым исчезает, будучи заменена её имитацией – принятием заранее кем-то сформированного мнения. Исчезает сама возможность мышления как личного открытия истины. Разумеется, мысль возникает как отклик на уловленный сознанием призыв реальности, на необходимость разобраться в создавшихся обстоятельствах. Но она не определяется этими обстоятельствами. Человек может действовать в создавшихся условиях согласно готовым житейским или идеологическим стереотипам. Но в таких действиях нет личного поступка, в них не участвует сознание. ***

Акт осознания – это и есть поступок мысли ***

Иными словами, акт осознания не происходит по машиноподобной модели ***

([16], стр. 51)

Гаттс, как личность равноценно сильная, сумел таки подняться над своим машиноподобным сознанием, сформированным сознанием Гриффита… Этот поступок мысли (акт осознания) и выливается в уход Гаттса из Ястребов, ставший к тому же причиной дуэли… Слом личности Гриффита после дуэли понимается, в таком случае, как то, что Гриффит, в свою очередь, тоже оказывается во власти сознания Гаттса, и где-то даже уступает ему (тут происходит постоянное противоборство 2х сильных личностей, подобно уже упомянутым столкновениям 2х мечей, порождающих искры…) – состояние Гриффита говорит о том, что Гаттс в последний отрезок времени полностью завладел его сознанием, таким образом лишив его морального лидерства и сделав более уязвимым. Гриффит этого не понимает, но чувствует, когда тот, кем он жил в последнее время, оставляет его одного, тем самым неожиданно его обескуражив и опустошив душу – отсюда и все эти безрассудные поступки, повлекшие за собой трагедию… Осознаёт всё это он впоследствии в «бардо»: «Из 1000 врагов был только 1 – ты был единственный, кто мог заставить забыть меня о мечте» ([47], эпизод 24, «Затмение»)… Тут, вспомнив о своей мечте и оказавшись уже в её власти, Гриффит окончательно охладевает – ему уже плевать на смерти сотен людей, и мук по этому поводу он уже не испытывает… Эта душевная метаморфоза подчёркивается необратимым физическим перерождением Гриффита…

Так происходит превращение в Фемто человека, бывшего когда тем Гриффитом, который ставил свою дружбу с Гаттсом выше собственной безопасности и даже жизни:

Гаттс: - Три года назад ты сказал… что не хочешь терять хорошего солдата. Но ты рисковал жизнью ради всего лишь одного хорошего солдата. Такому разумному человеку, как ты, не следовало это делать.

Гриффит: - Почему?

Ты ещё на вершине этого списка…

Нет никаких причин. Совсем никаких.

Гаттс: - Разве это обязательно?

Гриффит: - Причины…

Причины… Для меня… Чтобы спасти тебя…

Разве мне нужны для этого причины?

([26], berserk-v05c08p234rus, berserk-v05c08p235rus, berserk-v05c08p236rus, «Мастер меча I»).

§2. “Gantz”: "Гантц, уродец!.."

Jesus…”

(реплика одного из погибающих солдат)

([48] - ([59])

Почти до самого последнего момента остаётся не совсем ясным, что же такое ГАНТЦ…

Если следовать символике, то шарообразная обитель Гантца свидетельствует о божественности (чисто из эстетических соображений: шар в разрезе представляет собой круг, а круг – самая совершенная фигура, т.к. единственная из всех, которая обладает высшим типом симметрии – поворотной симметрией бесконечного порядка)…

Если же судить о его проявлении, то в классическом смысле под категорию бога он не очень-то подпадает, т.к. проявления эти часто носят больше дьявольский характер… Конкретно по этому поводу высказаться вряд ли возможно, т.к. налицо всё та же размытость грани между категориями добра и зла…

Дабы подобраться поближе к ответу на поставленный вопрос, рассмотрим некоторые нюансы…

Во-первых, на протяжении сериала мы не увидели ни одного человека, который бы вернулся в мир живых… Ближе всех из участников был Нишу (пожалуй, самый искусный, хитрый, находчивый и решительный игрок), которому оставалось набрать всего несколько очков… Не дотянув совсем немного, Нишу погибает в одном из заданий… Но даже если бы этого не случилось, где гарантия того, что Гантц вернул бы его обратно?

После Нишу в лидерах остаётся Кейтян, потерявший абсолютно всех людей, с которыми был изначально… Когда цель его становится близка, Гантц неожиданно выдаёт такую штуку: перед группой новобранцев и Кейтяном он ставит новую задачу, мишенью которой становится ни какой-нибудь пришелец, а …сам Кейтян!… Таким образом становится понятно, что Гантц никого отсюда не отпустит – он всего лишь играет с людьми, развлекается, упражняясь в создании новых сетей: новых задач, целей, хитроумных ловушек, и т.д. Игра, которой нет конца…

Но не всё так просто…

В этом последнем задании Кейтян вновь остаётся единственным, оставшимся «в живых»… Казалось бы, делать здесь больше нечего, и пора телепортироваться обратно в комнату… Но этого не происходит – таймер на поверхности шара замирает, и Кейтян по прежнему остаётся во внешнем, пустынном мире, но уже на пироне той станции, с которой всё и началось… На плечах парня - бездыханное тело Мики, которую он уже не в силах потерять, ведь кроме неё терять уже больше некого… На пироне – ни души, и всё здание метро кажется мёртвым местом, подобным всему внешнему миру… Но вдруг неожиданно загорается лампочка и звучит сигнал, оповещающий приближение поезда… «Гантц, уродец!!! Гантц… Гантц… Гантц…» - кричит в пустоту Кейтян, и принимает его игру: вместе с Мико он спрыгивает на пути, и начинает бежать по движению поезда… Поезд приближается с бешенной скоростью, столб света бьёт в спину парня, быстро расширяясь во все стороны… Продолжая бежать, Кейтян вдруг боковым зрением начинает замечать, как платформа оживает, наполняясь людьми… «Гантц….» Кейтян останавливается, поворачивается лицом к почти настигшему его поезду, ослепляющего своим светом, и с абсолютно невозмутимым, бесстрашным и сосредоточенным видом наводит на него «курок» своего невидимого оружия – указательный палец пустой правой руки сгибает, и голос Кейтяна эхом разносится по платформе: «Пбуххх!!! – бухх!! – бух!..»… Фигуру Кейтяна заливает интенсивный свет…

Так заканчивается последний эпизод сериала…

Понять всё это можно по-разному, но для меня очевидно несколько пессимистическое, с одной стороны, окончание данной истории… Осознав всю безвыходность своего положения и окончательно убедившись в том, что мёртв, Кейтян смиряется…. То, что он вновь бросается под поезд, говорит, на мой взгляд, о том, что Кейтян просто смирился со своей смертью, он её принимает как факт и смотрит ей прямо «в лицо», спокойно и бесстрастно (это абсолютное смирение и спокойствие подчёркивается «выстрелом» в свою «смерть» - поезд, от которого невозможно уйти… Этой шуткой парень как бы говорит Смерти: «Я тебя раскусил!.. Ты теперь ничего не можешь!..»), - и его душа успокаивается, избавляясь от этих бесконечных переживаний и мук в беготне, которой забавляется Гантц… Если быть внимательней, то можно заметить, что вся эта борьба за выживание, все задания Гантца – это та же обречённая попытка уйти от поезда… Т.е., грубо говоря, беготня в загробном мире – это метания души, которая не может поверить в свою смерть и смериться, точно так же, как два школьника, будучи наверняка обречёнными на смерть, до последнего мгновения надеются спастись, не веря в то, что вот сейчас, через несколько секунд их разнесёт на куски и их больше не будет… Беготня в этом «бардо» - это продолжение беготни по путям, в то время, когда нужно просто осознать и смириться… Это всё, что от них требовалось… Но привязанность к материальному миру была у большинства сильна на столько, что они так не смогли достигнуть этого осознания (вернувшись, следуя «Бардо Тхёдол», в мучительный цикл бесконечных кармических перерождений)…. Получается, что Кейтян был менее всех привязан к жизни (как я уже отмечал, с ней его связывали лишь какие-то безвозвратные воспоминания), здесь получив, прожив и прочувствовав всё то, что не мог там… В таком случае заливающий свет поезда можно рассматривать как просветление души Кейтяна, воссоединившейся с Высшей Реальностью, нирваной, дао, пустотой и т.д. Всё это вновь является иллюстрацией «Тибетской Книги Мёртвых» (особенно тех мест, где усопший видит 2 света, тусклый и чисто-белый, мерцающий, кармические видения и испытывает страх и, как следствие, метания души), очень яркой, но, кстати, менее конкретной нежели, например, культовый ужастик 80х гг. «Восставший из Ада»…